БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Тенденции 1 марта 2013 г.

Будущее МВА

Автор: Ричард Бернс (Richard Burns)
Источник: Gazeta.kz

Сегодня от бизнес-школ ждут умения предвидеть, заглядывать вперед и адаптироваться, — ведь именно им предстоит воспитывать будущую мировую бизнес элиту. Очевидно, что это было бы пустой тратой времени и денег, если по окончании МВА-программ выпускники возвращались бы на рынок труда со знаниями о прошлом и настоящем бизнеса, но не имели бы никакого понятия о его будущем.

Будущее МВА
Иллюстрация: Shutterstock
«Бизнес школам необходимо предвидеть потребности будущих выпускников МВА и соответственно формировать программы обучения,» — объясняет Эрика Хенсенс (Erica Hensens), директор full-time МВА программ в London Business School (Великобритания). «Они также должны совместно с работодателями и другими заинтересованными сторонами анализировать свою успешность, чтобы соответствовать требованиям».

«Без сомнений, программы МВА должны буду развиваться и меняться в ближайшие годы, чтобы соответствовать запросам, как студентов, так и будущих работодателей. На самом деле, мне кажется, что эти перемены уже происходят в некоторых бизнес-школах».

В University of Oxford’s Said Business School убеждены, что МВА-программам целесообразнее концентрироваться на воспитании в студентах лидерских качеств, что позволит им в будущем соответствовать любым потребностям мировой бизнес-индустрии.

Фокус на личностях

Стефан Чемберс (Stephan Chambers), директор MBA в Said, предполагает, что: «MBA-программы будут все более и более сосредоточены на личности, а не на предприятиях, должностных обязанностях и отраслях; они будут скорее похожи на сегодняшние executive-программы, будут в большей степени задаваться вопросом «каким должен быть лидер?», а не «что должен знать лидер?», как это происходит сегодня»

При этом традиционные формы образования скорее всего изменятся значительнее, в большей степени осваивая возможности, которые предоставляет цифровая революция.

«Full-time MBA-программы, скорее всего, будут становиться все менее синхронизированными, давая возможность распространять информацию вне зависимости от географического положения и часового пояса», объясняет Расс Морган (Russ Morgan), профессор маркетинга и заместитель декана Full-time MBA-программ Duke MBA в Fuqua Business School (США).

«Будут расширяться возможности для плодотворного взаимодействия в любой точке мира без необходимости физического перемещения. Сегодня в EMBA-программах уже активно используются подобные модели, которые успешно применяются в этом направлении. Full-time программы также будут внедрять технологии для обмена данными, такие как интерактивные видео-сессии с приглашенными спикерами и выпускниками».

Но вместе с тем, как растет количество технических средств, которые делают более эффективным процесс обучения на МВА-программах, многим кажется, что особое внимание должно уделяться непосредственно поступающим на МВА, так как подбор формы подачи информации очень индивидуален.

«Конечно, виртуальное обучение занимает все более прочное положение в образовании, и многие МВА студенты уже заменили или смешивают традиционное обучение в классе с виртуальными технологиями», — говорит Стив Казинс (Steve Cousins), менеджер приемной комиссии MBA в Cass Business School (Великобритания). «Что нужно будет учитывать будущим студентам, выбирая программу МВА — это какой метод обучения, или сочетание каких методов наиболее подходят именно им».

Многие опасаются, что увеличение внимания к технологиям в образовании происходит в ущерб традиционным управленческим навыкам. Хенсенс (Hensens) из London Business School подчеркивает — программы МВА реагируют и на этот факт.

Сохранение навыков межличностного общения

«Хорошие коммуникативные навыки всегда будут важны. Обмен информацией становится все менее формальным, все меньше личного взаимодействия, поэтому многие могут решить, что навыки умения общаться с людьми уже не так важны, что они более интуитивны, но так полагать было бы ошибкой. Я думаю, что бизнес-школы уже учитывают эти факты во время курсов по управленческим коммуникациям и сессий по карьерному менеджменту. Я считаю, что важность этого фактора будет только расти в будущем».

«Очевидно, что технологии — это противоречивая сила в вопросе образования, они могут как повышать качество, так и создавать помехи», — говорит д-р Джанет Шанер (Dr Janet Shaner), директор по разработке программ MBA в IMD (Швейцария). «Основным направлением мы видим улучшение качества образования с помощью внедрения широкого спектра средств коммуникации. Программы МВА станут особенно ценны для студентов, когда будут совмещены новые технологии и наиболее эффективные методы обучения».

«Оба эти фактора играют важную роль в MBA-образовании. Этот расширенный спектр коммуникационных технологий — сегодняшняя реальность во многих компаниях, так что студенты, которые осваивают как реальные, так и виртуальные методы коммуникаций, будут наилучшим образом подготовлены, чтобы проявить себя в post-МВА карьере».

Ожидания поступающих на MBA-программы

Выпускники МВА вносят существенный вклад в развитие бизнеса — именно эта идея заставляет бизнес-школы меняться. Самые значительные перемены в программах МВА произошли именно по причине трансформации идеалов студентов, что, в свою очередь, является закономерным итогом событий в мировой культуре. И, поскольку мировая культура будет и дальше развиваться, то будут меняться и требования поступающих, а значит и само МВА-образование.

«Деловой мир переживает серьезные изменения — нормативные акты, методики, ожидания, убеждения и запросы — все это меняется в последнее время», — отмечает Казинс из Cass. — «Это, в свою очередь, приводит к изменению потребностей и желаний студентов MBA».

«Мы видим значительный интерес к предпринимательской деятельности и уход от модели, когда студенты видят МВА только как ступеньку к получению более высокооплачиваемой должности. Конечно, студентов все так же интересует карьера и возврат своих вложений, но для них более ценным в МВА становится совокупный опыт и личное развитие, ведь именно это дает им более сбалансированное представление о том, как развивать свою карьеру».

По данным ежегодного международного исследования МВА-кандидатов QS TopMBA.com Applicant Survey, в прошлом году 65,4% поступающих отметили улучшение карьерных перспектив как главную причину поступления в бизнес-школу. 60,5% будут учиться, чтобы получить новые знания, а 57,7% поступающих — чтобы занять руководящую должность в компании. Среди других причин можно также отметить налаживание связей (50,5% респондентов), смену карьерного пути (43,6%) и увеличение заработной платы (34,8%).

Доктор Шанер из IMD подчеркивает, что эволюция бизнес-образования началась больше века назад, когда эта степень была только основана, и эта эволюция должна продолжаться, чтобы образование могло в полной мере соответствовать требованиям всех заинтересованных сторон: выпускников, бизнеса и мировой культуры.

«Это может означать, например, увеличение степени интеграции дискуссий и исследований по экологической рациональности в общую программу бизнес-образования; более глубокое внедрение технологий: видео, социальных медиа и средств дистанционной связи; усовершенствование учебных программ через реальные проекты, или поездки в другие страны, чтобы плотнее связать реальный мир и знания, получаемые в аудитории».

Перевод: Татьяна Максимова, QS World MBA Tour.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как писать так, чтобы вам доверялиКак писать так, чтобы вам доверяли
12 правил жизни. Противоядие от хаоса12 правил жизни. Противоядие от хаоса
Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгоранияПять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)