БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Бизнес-школы 16 января 2018 г.

Почему европейские бизнес-школы получают больше заявок на поступление, чем американские?

Источник: MBA Strategy

В последнее время европейские бизнес-школы стали пользоваться большим спросом. Согласно докладу «Анализ тенденций в области поступления» за 2017 год (2017 Application Trends Survey Report), опубликованному Graduate Management Admission Council (GMAC), европейские бизнес-программы получают в два раза больше заявок на поступление от граждан разных стран, чем американские.

Почему европейские бизнес-школы получают больше заявок на поступление, чем американские? В 2017 году количество заявок от иностранцев увеличилось только в 32% американских бизнес-школ, тогда как в 2016 году этот показатель составлял 49%. По данным прошлогоднего доклада, количество заявок выросло в 65% европейских бизнес-школ. В общем, в 54% американских бизнес-школ количество заявок в 2016 году не изменилось по сравнению с 2015 годом.

В своей недавней статье в Financial Times Джонатан Моулз (Jonathan Moules) объясняет, почему европейские бизнес-школы становятся все популярнее. «Мы наблюдаем рост спроса на европейские учебные заведения по сравнению с американскими, поскольку абитуриентов привлекает возможность учиться вместе с представителями разных национальностей, — пишет Моулз. — Кроме того, европейские программы МВА значительно короче, чем американские». По данным GMAC, развитию рынка МВА в Европе способствует увеличение количества иностранных студентов. В 2017 году 90% поступающих составляли граждане европейских стран.

Кроме того, многие абитуриенты отдают предпочтение европейским программам МВА, потому что обучение занимает меньше времени. В американских бизнес-школах нужно учиться два года, в большинстве европейских — всего год. Уроженка Чикаго Мелинда Оли (Melinda Auli,) решила поступать в HEC Paris, а не в какое-нибудь американское учебное заведение. В интервью Financial Times Оли заявила, что формат европейской программы МВА идеально подходит для ее карьеры. «Шестнадцать месяцев — это как раз столько, сколько мне нужно», — сказала она. По словам Оли, шестнадцати месяцев достаточно для того, чтобы познакомиться с другими студентами, и при этом не приходится надолго отлучаться от работы.

Экономическая неопределенность

Несмотря на то, что европейские программы МВА отнимают меньше рабочего времени, у них тоже есть недостатки. Сейчас один из самых больших рисков для студентов европейских бизнес-школ — состояние европейской экономики. Как заявил в интервью Financial Times Сумитра Дутта (Soumitra Dutta), председатель совета Ассоциации высших коллегиальных учебных заведений в сфере бизнеса, «Когда экономика в кризисе, на бизнес-школах это тоже отображается».

Состояние европейского бизнес-образования зависит от экономики ЕС

Дэвид Эш (David Asch), директор Европейского фонда развития менеджмента, который занимается аккредитацией, сообщил в интервью Financial Times, что европейские страны в последние годы испытывают проблемы с увеличением ВВП. В свою очередь, это повлияло на финансирование образования, науки и преподавателей. Политические колебания Кроме экономических проблем, в Европе есть еще и политические. Среди примеров — решение Британии выйти из Евросоюза, а также независимость Каталонии от Испании. Однако, в интервью Financial Times Эш заявил, что политические волнения, скорее всего, не затронут бизнес-школы. «Бизнес-школы не так зависят от местной экономики, как компании, — уверяет Эш. — Если им нужно, например, финансирование, то они могут попросить его у международных компаний, а не местных, или у бывших выпускников, которые работают по всему миру».

Напротив, финансовые изменения, как, например, снижение курса фунта стерлингов по отношению к евро, удешевили стоимость обучения для студентов британских бизнес-школ. В этом году наблюдался резкий рост заявлений на поступление на магистерские программы бизнес-школ Великобритании. Согласно Ассоциации бизнес-школ, которая представляет университеты, предоставляющие программы МВА в Британии, это произошло именно благодаря изменению курса валют.

В Северной Италии 90% населения регионов Ломбардия и Венето проголосовали за увеличение автономии от Рима. Джанмарио Верона (Gianmario Verona), ректор миланской школы менеджмента SDA Bocconi, рассказал Financial Times, что в университете многие переживали за то, как автономия скажется на приеме абитуриентов. Однако, заявлений на поступление стало больше, а не меньше. Верона считает, что репутация школы имеет для абитуриентов большее значение, нежели политическая ситуация. «Главное — качество образования, которое вы предоставляете», — заявил он. Верона добавил, что, несмотря на то, что бизнес-школы второго ряда в США испытывают снижение количества желающих туда поступить, в топовых университетах количество заявлений продолжает расти.

Согласно отчету GMAC по поданным в бизнес-школы заявлениям, мелкие американские бизнес-школы сообщают о снижении количества заявлений. «Растущая экономика и неблагоприятный политический климат, скорее всего, влияют на показатели американских бизнес-школ второго ряда», — объясняет Сангит Чауфла (Sangeet Chowfla), президент и генеральный директор GMAC, в приложении к отчету.

Самой большой проблемой для студентов европейских бизнес-школ станет поиск работы в регионах с высоким уровнем безработицы, например, во Франции и Испании. Оли рассказала Financial Times, что надеется найти работу в Лондоне или Женеве, однако знает, что на выбор может повлиять политическая ситуация после Brexit. Однако, говорит она, студенты бизнес-школ — народ практичный, и если с работой в Европе не «срастется», можно найти ее и в другом месте. «Я — космополит», — заявляет Оли. Как выпускнику МВА найти работу в секторе прямых инвестиций Прямые инвестиции — работа мечты для многих обладателей диплома МВА. Чтобы попасть на работу в эту сферу, нужно немалое количество везения. Джонатан Моулз, колумнист в Financial Times, недавно писал о том, как выпускникам МВА попасть в сектор венчурного капитала.

Многие выпускники бизнес-школ мечтают работать в сфере инвестиций

«В отличие от банковского дела и консалтинга — где зарабатывают не меньше — от инвестора напрямую зависит успех компаний, которые довольно оптимистично относятся к своим перспективам при наличии финансирования, — пишет Моулз. — Партнер сектора капиталовложений станет членом совета компаний с финансовыми портфолио. Кроме того, здесь нужно уметь работать с людьми, поскольку часто приходится консультировать владельцев компании и их сотрудников».

В сектор прямых инвестиций, куда входит и венчурный капитал, довольно сложно попасть, однако обладатели диплома МВА не перестают пытаться. Согласно данным по найму новых сотрудников от Гарвардской бизнес-школы, сектор прямых инвестиций был вторым по количеству нанятых профессионалов работодателем для выпускников гарвардской программы МВА. В 2017 году туда устроилось на работу 18% выпускников, на 10% больше, чем в 2013 году.

Джонатан Шепард (Jonathan Shepard), директор по корпоративным переговорам в отделе карьеры и профессионального развития Гарвардской бизнес-школы, сообщила в интервью для Financial Times, что повышенный интерес к сфере инвестиций существует по причине того, что все больше студентов идут работать в стартапы и учатся там, а потом переходят в сектор венчурного капитала. «Так они учатся тому, что нужно для успеха, и используют этот опыт в дальнейшей карьере», — говорит он. Мало кого берут на работу сразу же после выпуска В отличие от инвестиционных банков, компании, занимающиеся венчурным капиталом, редко нанимают сотрудников прямо из бизнес-школ. Желающие попасть в этот сектор и сделать там карьеру, должны обладать определенным опытом работы.

Дэвид О’Тул (David O'Toole), глава отдела поиска руководящих сотрудников в области технологий в компании Harvey Nash, занимающейся международным консультированием в вопросах найма, сообщил Financial Times, что опыт работы в стартапе очень важен, если вы хотите продолжать карьеру в секторе венчурного капитала. «Если вы человек «с улицы», туда не так-то просто попасть, — заявляет О’Тул. — Сектор венчурного капитала — культура, построенная на доверии. Поэтому лучшее, что можно сделать — набраться опыта работы в стартапах».

Даже тем, кого берут на работу прямо после выпуска, приходится нелегко. Выпускники МВА, не обладающие опытом, скорее всего, попадут на низшие должности — так считает Мартин Миньо (Martin Minho), партнер в Index Ventures, компании, занимающейся венчурным капиталом и расположенной в Европе и Сан-Франциско. «Такой сотрудник будет практически учеником», — говорит он в интервью для Financial Times. Опыт работы в стартапах Непосредственная близость школы к штаб-квартире компании, занимающейся венчурным капиталом, имеет значение, но не настолько большое, как в других сферах. Например, бизнес-школа Калифорнийского университета Berkeley Haas расположена по другую сторону залива от Сан-Франциско. Однако, как пишут Financial Times, на работу в венчурные компании берут всего одного-двух из сотен выпускников программ МВА школы Haas.

Эбби Скотт (Abby Scott), заместитель декана по вопросам карьерного менеджмента выпускников МВА в бизнес-школе Haas, рассказала Financial Times, что обычно выпускники идут на работу в сектор венчурного капитала через несколько лет после выпуска, набравшись необходимого опыта. Однако, некоторым близость университета к компаниям венчурного капитала действительно помогает. Например, выпускница программы МВА Cambridge Judge Кэрол Чен (Carol Chen) стала партнером по инвестициям в компании Cambridge Innovation Capital, поработав немного в стартапах, которых в этом городе много. Она является партнером в четырех из 22 компаний, куда инвестировала ее фирма-работодатель.

Чен рассказала Financial Times, что благодаря полученному опыту она научилась определять потенциально успешные стартапы и отличать их от стартапов с низким потенциалом успеха. «Сложно найти иголку в стоге сена, но гораздо хуже — не инвестировать в компанию, которая шла к успеху», — говорит она. Что делать, когда вы ожидаете решения приемной комиссии программы МВА Ждать результатов от приемной комиссии МВА — дело тревожное. Но переживать совсем не обязательно. Стэйси Блэкмен (Stacy Blackman), автор статей в US News и основатель компании Stacy Blackman Consulting, недавно поделилась тремя способами, которые помогут абитуриентам не тратить время ожидания ответа впустую.

Чем больше абитуриент знает о бизнес-школе, тем больше у него шансов поступить в нее

Даже если вы уже отослали заявку и ждете результатов, это не значит, что нужно сидеть сложа руки. Блэкмен рекомендует абитуриентам потратить это время на более глубокое изучение всего, что относится к их целевой программе. «Поскольку вам, возможно, скоро идти на собеседование, лучше знать, что происходит в бизнес-школе. Так вы сможете продемонстрировать свой интерес и желание учиться именно в этом университете», — говорит Блэкмен.

Для этого Блэкмен предлагает следить за новостями школы и ее преподавателей в социальных сетях, а также за графиком встреч будущих студентов. «Чем больше конкретики вы покажете на собеседовании, тем легче вам будет убедить приемную комиссию, что вы хорошо «впишетесь» в культуру их бизнес-школы», — говорит она. Кроме того, что вы сможете пообщаться с другими будущими студентами, стоит написать и тем, кто учится в этом университете сейчас, а также тем, кто уже выпустился. Так вы сможете узнать, как там проходят собеседования и получить ответы на вопросы о программе.

Подготовка к собеседованию

Блэкмен сообщает, что обычно бизнес-школы уделяют результатам собеседования абитуриентов не меньше внимания, чем их результатам на тесте GMAT или GRE. Поэтому важно хорошо подготовиться к этому собеседованию.

Чед Лузи (Chad Lusi) — управляющий директор приемной комиссии и финансовой помощи в Гарвардской бизнес-школе. Лузи сообщил в интервью US News, что собеседования на программу МВА помогают приемной комиссии понять, как абитуриент мыслит и что ему нравится. «Мы не заставляем никого излагать все свои планы на будущее, однако желательно знать, что люди думают о собственных решениях и их последствиях», — говорит Лузи.

Блэкмен считает, что абитуриентам стоит заранее продумать ответы на часто встречающиеся на собеседованиях вопросы. Например, вопросы вроде «каковы ваши сильные и слабые стороны, почему вы решили поступить на МВА именно сейчас, почему вы выбрали нашу программу, какие цели вы ставите в своей карьере после выпуска» задают постоянно, на всех собеседованиях. Кроме того, Блэкмен советует абитуриентам быть готовыми и к неожиданным вопросам. Например, поступающие в Гарвардскую бизнес-школу рассказывали, что на собеседованиях им задавали вопросы вроде «О чем был ваш самый интересный разговор на этой неделе?» и «Объясните мне то, над чем вы работаете, как будто я восьмилетний ребенок».

«Конечно, к таким неожиданным вопросам подготовиться невозможно, но не помешает подготовить истории и примеры из вашей рабочей или личной жизни, которые покажут ваши лидерские навыки, умение решать проблемы, а также планы и желания, — уверяет Блэкмен. — Будьте готовы обсуждать то, о чем вы не писали в своей заявке».

Пусть у вас будет «план Б»

Иногда ожидания не совсем соответствуют реальности. Важно не сосредотачиваться исключительно на этих ожиданиях, а составить запасной план. Блэкмен советует абитуриентам задавать себе сложные вопросы о своих перспективах — например, о времени приема, очереди, других школах и даже смене карьеры.

«Если всегда помнить, что у вас есть выбор, буде гораздо легче, — рассказывает Блэкмен. — Если у вас есть «запасной аэродром», это поможет вам не только справиться с возможной неудачей, но и получить от нее полезный опыт».

Новомодный курс от бизнес-школ: Блокчейн и криптовалюты

В последнее время о криптовалютах заговаривают все чаще — очень многие стремятся инвестировать в этот быстрорастущий рынок. Чтобы удовлетворить этот спрос, многие бизнес-школы во всем мире начали вводить в программу курсы по криптовалютам и блокчейну. В 2014 году бизнес-школа Stern (Нью-Йоркский университет) стала первым крупным учебным заведением, где появился курс по криптовалютам и блокчейну.

Мартин Арнольд (Martin Arnold), редактор банковской колонки Financial Times, поговорил с Дэвидом Ермаком (David Ermak), профессором финансов в бизнес-школе Stern, который преподает курс, касающийся блокчейна и криптовалют. «Я был на многих встречах, происходивших в Нью-Йорке, и заметил, что сейчас везде нужны профессионалы, имеющие представление о стандартах и налоговых вопросах сферы криптовалют и блокчейна. Поэтому в 2014 году мы открыли новый курс, первый в своем роде, — сообщил Ермак в интервью для Financial Times. — С тех пор этот курс обрел бешеную популярность». Каким потенциалом обладает блокчейн? Блокчейн — это «цифровой, децентрализованный, публичный регистратор всех транзакций в сфере криптовалюты», как сообщает сайт Investopedia. Блокчейн зашифровывает данные — в этом случае о финансах — чтобы люди могли пересылать их друг другу.

«Так можно защитить финансовые операции от мошенничества и одновременно поделиться ими с нужными людьми, — рассказывает Арнольд. — Эксперты говорят, что спрос на профессионалов с таким опытом наблюдается во всех секторах — от финансовых услуг до розничной торговли — и спроса гораздо больше, чем предложения».

Блокчейн — один из крупнейших прорывов цифровой эпохи

Спрос на услуги в области блокчейна находится на пике. Оливер Бассман (Oliver Bassman), бывший директор по вопросам информации в швейцарском банке UBS, а сейчас консультант для стартапов, работающих с блокчейном, рассказал Financial Times, что эта быстрорастущая сфера привлекает огромное количество интереса и спроса.

«Эта сфера развивается необычайно быстро. «Токеномика» и криптовалюты меняют экономику в корне, — рассказывает Бассманн. — Чем больше людей узнают о ней и о ее потенциале, тем больше у них будет понимания того, как будет выглядеть сфера финансовых услуг лет через пять».

Ермак рассказал в интервью для Financial Times, что технология блокчейна «действительно меняет все сферы деятельности». Он сообщает, что его потенциал «возможно, имеет такое же значение для экономики, как изобретение двойной бухгалтерии», и студенты «проявляют к нему и к работе в этой сфере неугасаемый интерес».

Обучение работе с криптовалютами в бизнес-школах

Курс бизнес-школы Stern, посвященный криптовалютам, поначалу привлек всего «пару десятков студентов». Однако в этом году в нем участвовало более сотни студентов — создалась даже очередь. В следующем году, согласно данным Financial Times, в этом курсе примет участие около 300 студентов.

Курс профессора Ермака называется «Цифровые валюты, блокчейны и будущее сферы финансовых услуг». В описании курсов весеннего семестра о нем говорится следующее:

«Цель курса — вооружить студентов информацией для более глубокого понимания юридической и деловой стороны технологий блокчейна, как в его первичном употреблении для цифровой валюты «биткоин», так и в его применении для многих других целей и функций. Еще одна цель этого курса — объединить усилия студентов юридических и бизнес-факультетов, чтобы создать между ними понимание, которое они вынесут из университета на рабочие места».

«Из года в год мы меняем больше половины материала курса, — рассказывает Ермак в интервью для Financial Times. — Когда полночи читаешь, не успевая угнаться за последними инновациями, чувствуешь себя моложе».

Бизнес-школа Stern уже планирует открыть курс по блокчейну и криптовалютам для студентов бакалаврата, поскольку среди них тоже наблюдается высокий спрос, согласно данным Financial Times. Однако, преподавателей для такого курса мало. «Самое сложное — найти людей, готовых преподавать такой курс», — рассказывает Ермак.

В Стэнфордском университете курс по криптовалютам и биткоину открылся два года назад. Однако, согласно данным Financial Times, в этом году курс пришлось закрыть, поскольку основные его преподаватели уволились. Джозеф Бонно (Joseph Bonneau) ушел из Стэнфорда, чтобы преподавать курс, посвященный криптовалютам, в школе Courant Нью-Йоркского университета. Он считает, что спрос на такие курсы появится и в других университетах. «Я уверен, что через пять лет все университеты будут преподавать курс по блокчейну, — заявил он в интервью Financial Times. — Уже сейчас многие вузы хотят открывать такой курс, но квалифицированных в этой области профессоров на всех не хватает».

В бизнес-школе Berkeley Haas вопросами блокчейна занимается студенческая организация Blockchain at Berkeley. Организация устраивает мероприятия, мастер-классы и программы для продвижения технологий блокчейна. В университете MIT создан так называемый MIT Bitcoin Club, на базе которого работают форму, «где можно изучать, обсуждать и развивать идеи, проекты, программы, мероприятия и бизнес-идеи, связанные с биткоином», — пишет веб-сайт MIT Bitcoin Club.

Некоторые вузы внедряют программы по обучению технологиям блокчейна

В этом году Эдинбургский университет стал первым крупным европейским вузом, где открылся курс по блокчейну. Аггелос Киайас (Aggelos Kiayias), председатель по вопросам кибербезопасности и приватности, а также директор лаборатории технологий блокчейна в Эдинбургском университете, рассказал Financial Times, что сейчас возник огромный спрос на профессионалов с опытом в сфере блокчейна, особенно на студентов в сфере IT. «Знания в этой области очень удобно применять в других сферах, например, кибербезопасности».

Создание новых рабочих мест

Спрос на опыт в сфере блокчейна растет в геометрической прогрессии. Согласно данным LinkedIn, запрошенным Financial Times, прошлым летом было опубликовано более тысячи вакансий, связанных с блокчейном — это в три раза больше, чем год назад. Кроме того, Financial Times сообщают, что около 10 000 людей, зарегистрированных в соцсети LinkedIn, внесли «блокчейн» в свой список навыков.

Джерри Куомо (Jerry Cuomo), вице-президент по вопросам технологий блокчейна в компании IBM, рассказал в интервью Financial Times, что революционная природа технологий блокчейна создает «мыльный пузырь» в кадровой сфере. Он говорит, что лучшие инженеры в сфере блокчейна «могут спокойно требовать зарплату от 250 000 долларов в год».

«Это самая крупная зарплата, которую может получать очень талантливый консультант или инженер ПО, — говорит Куомо. — Спрос сильно превышает предложение, поэтому нужных сотрудников не хватает. Эта сфера сейчас безумно популярна, так же, как и облачные технологии и искусственный интеллект». Образование в области блокчейна Кроме университетских курсов, повышающих уровень образования в области блокчейна, появилось очень много курсов и мастер-классов в интернете.

Coursera, технологическая компания, занимающаяся образованием, вместе с университетом Принстон создала курс «Биткоин и технологии криптовалют». Другая компания, предлагающая курсы в области блокчейна для руководителей технологических отделов — B9lab — предоставляет сорокачасовой онлайн-курс в области блокчейна, который можно пройти за две недели, сообщают Financial Times.

Элиас Хаас (Elias Haase), со-основатель B9lab, рассказал Financial Times, что в этом году на этот курс должны зарегистрироваться около 40-ка человек. Однако, он считает, что спрос на этот курс и интерес к нему продолжат расти. «Между желанием компаний инвестировать в талантливых сотрудников и объемом средств, зарабатываемых в этой системе, существует перекос, и вскоре его нужно будет сбалансировать», — заявляет Хаас.

По материалам Poets and Quants, FT.

Иллюстрация: Depositphotos.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Креативность. Используй нестандартные решения каждый деньКреативность. Используй нестандартные решения каждый день
Как писать так, чтобы вам доверялиКак писать так, чтобы вам доверяли
Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутациюПерсональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)