БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Видео-обучение 11 июня 2018 г.

Атавизм будущего: почему не работают видеокурсы

Автор: Александр Штурвалов
Источник: "Мегаплан"

Видео — один из мощнейших инструментов передачи информации. Именно это взяли за основу создатели массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), когда провозгласили новую эру в системе образования. Сегодня в интернете можно найти лекции всех известных мировых вузов, однако качественных специалистов в мире больше не стало. Почему видеокурсы не работают так, как нам хотелось бы, и как извлечь из них пользу, несмотря ни на что?

Атавизм будущего: почему не работают видеокурсы

Связь поколений

Засыпая во время лекции, вы соблюдаете многовековую традицию. Так делали студенты во времена Древней Греции и Рима, а в XIII веке такое поведение впервые запечатлели на иллюстрации к рукописи об университете в Болонье. Но в Средние века лекции были оправданны: письменных источников не хватало, профессора были единственными обладателями уникальных знаний, и краткие пересказы стали способом передачи научных открытий студентам.

Однако даже после изобретения печатного станка, радио, телевидения и интернета мы продолжаем использовать форму обучения, которая в большинстве случаев превратилась в атавизм.

Исследователи образовательных технологий Марилла Свиницки (Marilla Svinicki) и Уилберт Маккичи (Wilbert McKeachie) вычислили ряд случаев, когда традиционная лекция действительно работает:

  • Обобщение материалов из разных источников.
  • Адаптирование сложного материала для конкретной аудитории.
  • Единственный источник сведений.
  • Ознакомление с ключевыми понятиями.
  • Экспертное мнение.

Важный фактор лекции — не передача контента, а обучение способу мышления в рамках заданной темы. Если студенты просто пытаются заучить озвученные факты, преподаватели не знают, зачем они говорят, а информация никак не подкрепляется практикой, то лекция тем более бесполезна.

Видео имеет множество возможностей, но его стали использовать как лекционную кальку. В большинстве видеолекций мы получаем «говорящую голову», которую могли бы наблюдать и в университетской аудитории. Это, конечно, помогает избежать переполненных классов, дает возможность поставить лектора на паузу и заставить повторить материал, но мало помогает в обучении.

Воспитанные YouTube

Если на курс пришел мотивированный слушатель с железной силой воли и достаточным количеством свободного времени, никаких ухищрений не нужно. Но такой студент давно занесен в Красную книгу. И не имеет значения, относится ли потребитель видеоконтента к поколению Y или Z. Новая визуальная культура уже воспитала свою аудиторию: мы больше не боимся движущегося поезда, но нас пугает рваный монтаж и шумовые эффекты.

Известно, что студенты хорошо воспринимают видео не дольше 6 минут. Потом их внимание падает и они отвлекаются на другие занятия. 40-минутную лекцию просматривают до конца 2 человека из 10.

Причиной называют смартфоны: когда каждую минуту свободного времени можно заполнить игрой с гаджетом, формируется привычка переключения внимания. Пользователю требуется менять фокус интереса примерно каждые 10 минут.

Лекции TED, которые как раз транслируют уникальный материал и экспертное мнение, длятся не дольше 20 минут. И даже TED применяет технологии для удержания внимания: информация подается «без воды», снабжена личным опытом, яркими образами, и каждые пять минут в лекции возникает интрига или шутка. К сожалению, многие курсы не берут пример с «передовиков производства» и забывают, что кроме красивой картинки есть еще и полезные образовательные техники. Видеокурс станет качественнее, если будет использовать, например, кривые повторения, мнемонические техники запоминания, воздействие на триггеры и другие инструменты.

Образовательный инструмент

Мы любим смотреть видео и легче запоминаем то, что нам показали наглядно. Но современные видеокурсы не используют всех возможностей выданного им инструмента. В большинстве доступных сегодня видеолекций важен лишь голос диктора, и нет причины, по которой эта запись не превратилась в подкаст. Видео может демонстрировать процесс, перемещать зрителей во времени и пространстве. Все это можно сопроводить устным комментарием, музыкальным треком, добавить текстовые повторы и монтажные склейки. Эти механизмы эффективны вместе, где каждый элемент оправдан и работает на общую цель.

Об этом говорят в своих докладах и Массачусетский технологический институт, и Берлинский университет фон Гумбольдта. Правда, они называют это «повышением качества видеолекций».

Но вузы, вместо того чтобы использовать секреты видеовоздействия, визуализировать опыт или заказать анимацию, покупают дорогостоящую технику: они улучшают качество и хотят записать старую картинку в суперразрешении. При этом не меняется подход: из монолога спикера не могут вырезать бесполезные рассуждения, не подкрепляют его яркими и запоминающимися метафорами, не удерживают намеренно внимание и не вовлекают зрителя в просмотр.

Видео хорошо работает и в точных, и в абстрактных науках. Используя игровую форму, преподаватель может доступно объяснить сложные понятия. Видео хорошо подходит для демонстрации экспериментов: позволяет сэкономить на дорогостоящем и сложном оборудовании, способно раз за разом демонстрировать то, что требует сложных условий для повторения. С помощью видео легко фиксировать движение или динамическое изменение в пространстве — замедлять и ускорять время, показывать связь различных элементов, создавать трехмерные модели, использовать анимацию.

Специалисты давно разработали схему хорошего видеоролика и используют ее в рекламе, кино и телепередачах. Ведь мы легко запоминаем биографию Дайнерис Бурерожденной, заклинания из Хогвартса и цитаты из «О чем говорят мужчины». Эти же трюки стоит применять и к образовательным роликам: построить текст на основе сторителлинга, добавить драматизма, дополнить шумами, использовать несколько точек съемки, разбавить клиповый монтаж перебивками. У видео есть одно несомненное преимущество: несмотря на все его недостатки, между текстом и видео большая часть современной аудитории выберет последнее. Поколение, воспитанное YouTube, воспринимает информацию по-другому.

Пороки онлайна

Мы не ценим то, что имеем. К сожалению, видеокурсы унаследовали все грехи онлайн-образования. Их видимая гибкость и доступность их и губит. В лекционной аудитории присутствует всевидящее око лектора и страх плохой оценки, а видео, которое можно посмотреть в любой момент, откладывают до бесконечности.

С этой проблемой борются ограничением по времени, когда, к примеру, на просмотр видео дается 10 дней, потом доступ может быть ограничен. За видеокурс приходится платить, и ценность знаний в нем повышается. Однако даже при этом, по результатам исследования программиста Кэйти Джордан, видео-онлайн-курсы оканчивают лишь 15% учащихся. По оценкам Coursera, эта цифра еще меньше — около 4%.

Видеолекции никогда не будут достаточно эффективны без дополнительных материалов и практики. Мы не можем оценивать качество обучения по количеству просмотров и кликов видеолекции. Все, что нам дает статистика, — «люди смотрели это видео», но мы не можем оценить, что люди узнали при просмотре этого видео.

В 1980-е годы в США провели исследование эффективности усвоения знаний взрослыми при разных методах обучения. Согласно полученным данным, лекция давала всего 5% запоминания, тогда как демонстрация опыта увеличивала шансы до 30%, практика — до 70%, а обучение других — до 90%. Именно поэтому трендом 2017 года стало перевернутое обучение: ученик просматривает видеолекции дома, а домашнее задание выполняет под руководством учителя в классе и объясняет товарищам, что сумел разузнать сам. Здесь видео находится на своем месте и работает в правильном направлении.

Интернет обещал нам революцию в обучении. То, что у нас получилось, больше похоже на образовательное телевидение на маленьких экранах. Основная вина видеокурсов — они перекладывают ответственность за наше обучение на нас самих. Видеолекции не работают не только потому, что преподаватели могли бы делать более качественный контент, а еще и потому, что ученики не готовы учиться.

Каждый инструмент нужно использовать по назначению — на своем месте и в свое время он даст максимальный эффект. То, что видео не работает так, как мы хотим, не говорит о том, что видео — это плохо. Просто мы еще не научились верно его использовать. Наши знания в наших руках, и это непосильная ноша.

Ответственность. Просматривая видеокурс, ты сам за себя отвечаешь. Если в обучении нет проверки знаний, проверь себя сам. Стань для себя самым строгим тестом, зубри даже без угрозы экзамена. Это учеба, за которую ты взялся сам, но это не означает, что ты можешь ее бросить.

Дисциплина. В школе и университете за твоим посещением следили преподаватели. Это под их неусыпным взором ты старался реже болтать с одноклассником или сокурсником, меньше играть под столом в телефон и незаметно спать на парте. При онлайн-обучении придется приложить больше усилий и заставлять себя смотреть полезное видео в нужное время. Составь систему просмотров и строго ей следуй.

Дополнительные материалы. Не довольствуйся малым — найди объяснение тому, что тебе непонятно, расширь свои знания о предмете, общайся в учебном чате. Видеокурс обычно дает только общие знания, основу для поиска и детализации. Все остальное ты должен разыскать сам.

Практика. Новые знания не усваиваются без их применения. Придется решать задачи, практиковать навыки и найти новичка, которому ты перескажешь весь полученный материал. Как и в спорте, здесь надо «качать мышцы». Лучше проходить курс с товарищем — он даст нужную мотивацию, и с ним можно будет обсудить пройденный материал.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?
Триггеры. Формируй привычки — закаляй характерТриггеры. Формируй привычки — закаляй характер
Мой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизниМой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизни

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)