14-08-2015-big

Восхождение на Эверест и 10 элементов инновации

book1603«Джордж, мы сделали эту сволочь». Это первое, что Эдмунд Хиллари сказал своему старому другу Джорджу Лоу, спустившись к Южному седлу* Эвереста. Это произошло вскоре после его знаменитого восхождения с непальским шерпом Тенцингом Норгеем 29 мая 1953 года. Джордж встретил друга горячим томатным супом. Хиллари и Норгей стали первыми, кто достиг вершины Эвереста. Приключения Хиллари подробно изложены в его книге «Вид с вершины».

В пятидесятые годы XX века путь на Эверест контролировало правительство Тибета, подчинявшееся Китаю. Непал пропускал лишь одну экспедицию в год. В 1951 году Хиллари входил в состав британской разведывательной экспедиции. В экспедиции 1953 года участвовало более 400 человек, в том числе 362 носильщика и 20 шерпов-проводников. Члены экспедиции везли с собой почти пять тысяч килограммов багажа. Глава экспедиции скалолаз Джон Хант в качестве первой штурмовой группы выбрал двух британских альпинистов — Тома Бордиллона и Чарльза Эванса. Хиллари и Норгей стали второй ударной группой. Бордиллон и Эванс совершили попытку восхождения, но их кислородная система дала сбой, поэтому им удалось дойти только до Южного седла, что примерно на сто метров ниже вершины. Так Хиллари и Норгей получили свой шанс. Последний, решающий отрезок пути на Эверест — двенадцатиметровая скальная стена, которую Хиллари сумел преодолеть, теперь называется Ступенью Хиллари.

29 мая 1953 года в 11:30 утра Хиллари и Норгей достигли самой высокой точки Земли — вершины высотой в 8848 метров. Достижение Эдмунда Хиллари — одно из величайших свершений человечества. Оно принесло ему бессмертную славу. Читая «Вид с вершины», Гийс ван Вульфен (Gijs van Wulfen), автор книги “Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH” (The Innovation Expedition: A Visual Toolkit to Start Innovation), выделил десять элементов инновации:

1. Страсть. В юности Хиллари был большим мечтателем. Он прочел множество приключенческих романов и провел немало дней, витая в облаках. Он и не подозревал тогда, что благодаря своей страсти к приключениям станет первым человеком, ступившим на самый высокий пик Земли.

2. Крайняя необходимость. В 1952 году Британия узнала, что французы получили разрешение и планируют взойти на Эверест в 1954 году. Больше всего на свете британцы хотели стать первыми. Их экспедиция во что бы то ни стало должна была увенчаться успехом.

3. Командная работа. Восхождение на Эверест полностью зависело от командной работы. Как писал Хиллари: «Джон Хант и Да Намгьял подняли припасы на склад на юго-восточном гребне; Джордж Лоу, Альф Грегори и Анг Ньима очень помогли нам с лагерем IX; Чарльз Эванс и Том Бурдиллон первыми попытались взойти на южный пик. Мы смогли добиться успеха только благодаря их помощи».

4. Отвага. Ледопад Кхумбу — первое большое препятствие на пути к вершине Эвереста. Он громаден и ненадежен, здесь погибло больше людей, чем на любом другом участке юго-восточного склона. Чем выше забираешься, тем больше требуется отваги. На высоте 7800 метров Хиллари записал в дневнике: «Сквозь все слои одежды я чувствовал, как ледяное дыхание ветра пронизывает меня до костей. Ужасное чувство страха и одиночества овладело мной. «Какой во всем этом смысл?» — спрашивал я себя».

5. Тестирование. В 1951 году во время разведывательной экспедиции члены команды тестировали кислородное снаряжение и проводили исследования в области высокогорной физиологии. Два года спустя результаты этих исследований сыграли важную роль при выборе стратегии восхождения на Эверест.

6. Инициатива. Однажды, будучи в Индии, Хиллари прочел в газете, что Британия собирается отправить в 1951 году экспедицию на южный склон Эвереста. Он написал письмо руководителю экспедиции Эрику Шиптону, сообщив, что пара альпинистов из Новой Зеландии может принести им существенную пользу. И Шиптон пригласил в команду двух новозеландцев, одним из которых, как вы уже догадались, был сам Хиллари. Если хочешь чего-то добиться, проявляй инициативу!

7. Выбор. Британский гималайский комитет вместо Эрика Шиптона поставил во главе экспедиции скалолаза полковника Джона Ханта. После восьми неудачных попыток восхождения на Эверест был нужен кто-то, кто достиг бы вершины прежде, чем французы воспользуются своим шансом.

8. Преодоление неудач. На пути часто возникают обстоятельства, которые могут вам помешать. Открыв новый маршрут на Эверест в ходе разведывательной экспедиции, британцы узнали, что Швейцария получила разрешение на две попытки восхождения в 1952 году. Британии оставалось только ждать результатов швейцарского похода.

9. Соревнование. Кого отберут для штурмовых групп? И какая из них получит шанс идти первой? Вот в чем состоял главный вопрос. Хант предложил Эвансу и Бордиллону во время восхождения на южный пик использовать кислородную систему закрытого типа, а Норгею и Хиллари — открытого. Хиллари считает, что это несправедливо — называть одну группу «первой», а другую «второй».

10. Везение. Следует помнить, что на пути встречаются не только неприятности, — частенько подмигивает удача. Новозеландцу Хиллари повезло, что он был британским подданным и поэтому мог присоединиться к экспедиции свой страны. В 1952 году швейцарцы провалили обе попытки покорить Эверест. В первый раз они не дошли всего триста метров до вершины и вынуждены были вернуться из-за переутомления. Вторая попытка, предпринятая осенью, закончилась прямо над Южным седлом из-за низкой температуры и сильных ветров. Швейцарцы, безусловно, были разочарованы, но что это, как не удача для британцев? Хиллари стал первым человеком, который взошел на Эверест. Это изменило его жизнь. Пусть его история вдохновит вас, даст силы идти за мечтой и реализовывать ваши новаторские идеи.

Иллюстрация: Shutterstock


* Южное седло (7906 м) — перевал на границе Непала и КНР, на соединении Эвереста и Лхоцзе (иногда называемой Южной вершиной), первой и четвертой по высоте вершин в мире.

НЕ ПРОПУСТИТЕ:
Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.
Детальнее →