КОНСАЛТИНГ | Консультационные коммуникации 25 февраля 2019 г.

Усугубление проблемы консультантом

Автор: Василий Демьяненко
Источник: "Управление изменениями"

Клиент может подтолкнуть консультанта к действиям, которые поведут к усилению проблемы. Избежать такой ситуации можно благодаря повышению осознанности консультационных коммуникаций.

Усугубление проблемы консультантом В процессе консультирования нередки случаи, когда клиент ожидает от консультанта решения проблем организации. Но при этом самому клиенту не придется принимать активное участие, выходить из зоны комфорта и меняться. Таким образом он надеется достичь результата, не прикладывая усилий и не выделяя дополнительные ресурсы. Но обычно к консультанту обращаются с серьезными, созревавшими длительное время проблемами и надеяться на чудесное исцеление не приходится. Эрик де Хаан (Erik de Haan) в книге «Бесстрашный консалтинг» (Fearless Consulting) рассматривает, какие искушения и риски возникают у консультанта в этом случае.

Вмешательство (интервенция)

Одна из главных фаз взаимодействия консультационного процесса — вмешательство, когда консультант содействует проведению изменений, управлению ими. Вмешательство способствует давлению на ситуацию и существующие взаимоотношения между клиентом и консультантом.

«Искусство консультанта заключается в том, чтобы избежать ненужного сопротивления». — Эрик де Хаан

Негативное влияние на проблему

Не испытывая желания напрягаться для решения своих проблем, клиент может не помогать консультанту, а в тех случаях, когда консультант подталкивает его к действию — даже сопротивляться («искажать и вытеснять вмешательство консультанта и сводить к минимуму его влияние»).

При неправильном вмешательстве действия консультанта могут напоминать наивное поведение зрителя в театре, когда, расстроенный происходящим на сцене, он пытается исправить ход пьесы, выкрикивая что-то актерам из зала.

В этом случае проблема клиента только усугубляется, и консультант, не отдавая себе отчет, вредит организации.

Осознанность деятельности

Чтобы не допустить описанной ситуации, консультант должен понимать и разделять причину своих эмоций и суждений, которые:

  • вызваны знанием обстоятельств, проблемы, ее закономерностей…
  • обусловлены клиентом и его ситуацией…

В этом случае консультант лучше осознает свою точку зрения. Только понимая это, он может вмешиваться, выбирая способ, соответствующий проблемам компании. Тогда консультант меньше привносит своих личных особенностей, переживаний и предубеждений.

Задаваемые вопросы сводятся к следующему:

  • Что с кем соотносится?
  • Что происходит?
  • В чьих интересах?

В попытке посмотреть на ситуацию, абстрагировавшись от включенности в нее, можно мысленно отдалиться и представить, что снимается фильм о консультационном проекте. В этом случае есть возможность посмотреть на себя со стороны, составить мнение о своем поведении. Проясняя, что относится к клиенту, а что к консультанту, последний может предсказывать какие реакции, вмешательства являются полезными в конкретных ситуациях.

Два направления наблюдения

Перед консультантом стоит две задачи:

  • самомониторинг — наблюдение за собой во взаимодействии с клиентом. Это интерпретационнная деятельность, в которой интерпретации всегда связаны с предыдущим опытом описания действительности, таким образом мы редко открываем что-то новое…
  • самоконтроль — выработка возможных подходов и гибкое применение их…

В реальной жизни человеку трудно «отойти» от себя, поэтому объективный взгляд всегда относителен. Но стремление к независимой точке зрения естественно для консультанта. Описанные две задачи позволяют более осознанно выбрать конкретную форму вмешательства, реагировать на изменения ситуации и результаты, тем самым содействовать продуктивному процессу управления изменениями.

Stock Photos from Freedomz/Shutterstock



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
21 марта 2019
Киев
Финансы для руководителей и нефинансовых менеджеров
26 марта 2019
Киев
Мастер закупок: результативные переговоры
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успехаЖелезная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха
Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутациюПерсональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию
Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техникиРазвитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники
Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2019, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается Strategic

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)