Семейный доктор

Плюсы и минусы альтернативных вариантов управления финансовой функцией в компании

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Александр Соколенко, журнал "&.ФИНАНСИСТ" (№7-8, 2009)
размещено: 27.10.2010
обращений: 9589

Исторически и объективно так сложилось, что финансовый директор является сверхдоверенным лицом в компании. Целесообразно ли использовать альтернативные формы сотрудничества с таким специалистом, оптимизируя тем самым затраты на персонал?
Семейный доктор Финансового директора можно сравнить с личным доктором семьи, который в курсе всех «болезней» компании. Теоретически функции финдиректора мог бы выполнять сотрудник, работающий на предприятии на неполной занятости. На рынке прошла волна сокращений, и в некоторых случаях она коснулась финансовых директоров. Недавно один из наших клиентов (производство и торговля) в целях экономии перевел финансового директора из управляющей компании на завод, сократив ему заработную плату. Другой клиент (сеть розничной торговли) расстался с финансовым директором и продолжает поиски нового. Таких примеров много. С одной стороны, есть компании, которым требуется финансист, с другой — временно свободные профессионалы, не занятые в данный момент. Логично предположить, что выходом из сложившейся ситуации может стать аутсорсинг финансовой функции — передача организацией определенных бизнес-процессов или функций на обслуживание другой компании/специалисту на продолжительное время.

Аутсорсинг не для финансистов

Если финансовый директор в компании уже есть, то к переводу его из штата на аутсорсинг в целях экономии необходимо подойти очень взвешенно.

Во-первых, нынешняя загрузка этих специалистов выросла в разы: гораздо чаще нужно искать финансовые ресурсы, мониторить их распределение, ежедневно держать руку на пульсе финансового потока компании, оперативно реагировать на любые колебания. К тому же в некоторых организациях сократили штат, в том числе финансового департамента, и выполнение отдельных функций, которые ранее выполняли подчиненные, легло на плечи финдиректоров. Сотрудник на аутсорсинге просто не сможет справиться с таким объемом работы.

Во-вторых, управляя «кровеносной системой» финансовых потоков, отражающей все аспекты деятельности компании, специалисты в постоянном штате зачастую глубоко осведомлены о внутренних процессах и пока еще характерных для украинского бизнеса неофициальных денежных потоках. Попрощаться с таким сотрудником в самый неподходящий момент — кризисный период — было бы болезненно для компании.

Самый главный риск в сотрудничестве с внештатным финансовым директором — это поверхностность
Еще больше негативных моментов возникает в том случае, если на условиях аутсорсинга компания привлекает финансового директора со стороны, к примеру, на неполный рабочий день. Только от двух до четырех месяцев ему необходимо, чтобы вникнуть в текущую ситуацию в компании. Что он может успеть сделать за несколько часов в день? Максимум — посмотреть платежный календарь, расписать платежи — и все. Похлопотать о привлечении недостающих средств времени может уже и не хватить. Поэтому самый главный риск внештатного финансового директора — поверхностность его подхода и меньшая отдача. Учитывая тот факт, что во многих компаниях распределение денежных ресурсов перешло в ручное управление, особенно у тех, кто испытывает постоянный дефицит «кэша» (а это большинство фирм), финансовому директору, для того чтобы эффективно принимать решения, необходимо ежедневно видеть ситуацию на предприятии во всех аспектах: производство, закупки, продажи, кредиторы, дебиторы, задолженность, срочность, приоритетность и т. п. Сотрудник на аутсорсинге не сможет этого сделать физически.

Исходя из личного опыта, а это девять лет работы в финансах, из которых пять — на производстве и четыре — в консалтинге, я убежден, что хороший финансовый директор должен знать в компании все функциональные области, быть стратегом, аккумулировать все в себе и быть правой рукой директора компании. Приведем в пример одну небольшую организацию, работающую в сфере предоставления услуг В2В: главный бухгалтер работает на аутсорсинге, приходит в компанию практически каждый день, но параллельно работает и на ряд других работодателей. В период отчетности, который по срокам совпадает у всех компаний, специалист физически не успевает выполнить все поставленные задачи, поэтому руководителю данного предприятия пришлось передавать ряд функций бухгалтера другим своим сотрудникам. Это неэффективная работа. Зачем нужен такой поверхностный специалист-бухгалтер? В период кризиса важны скорость и оперативность во всем, но аутсорсер их дать не сможет. С финдиректором все намного сложнее.

В кризисное время возрастает необходимость в умении быстро и четко реагировать. Если финансовый директор будет на аутсорсинге, его «не дозовешься» в самый нужный момент (срабатывает закон Мерфи). Поэтому риск очень большой. На аутсорсинг, к примеру, можно отдать маркетинговую или IT-функцию (в зависимости от сферы бизнеса и задач данных функций), но не CFO. Финансовый директор — это «мозг» компании. Если владелец бизнеса чувствует потребность в финансисте, но не имеет для этого денег и рассматривает вариант аутсорсинга, лучше отдать на аутсорсинг аудиторской компании учетную функцию и взять финансиста в штат (если это будет более выгодно с экономической точки зрения).

Если в штате компании пока нет должности финдиректора, но необходимость в нем уже созрела, рекомендуем взять специалиста на постоянной основе с четким кругом о6язанностей
Рассматривая небольшие отечественные региональные компании, которые иногда на профессиональном сленге называются «бриллиантами в пыли», видим, что у некоторых пока еще нет в штате должности финдиректора, однако необходимость в нем уже назрела. Зачастую аналитические функции в таких структурах выполняет главный бухгалтер, иногда экономист или даже способный IT-специалист, а кое-что делает и сам владелец. В таком случае мы рекомендовали бы взять специалиста на постоянной основе с четким кругом обязанностей, тем более что нынешняя ситуация на рынке труда позволяет заполучить высококлассного специалиста на достаточно привлекательных для работодателя условиях, либо же развивать и растить человека внутри компании. Среди наших партнеров существует не один пример, когда финансовый директор за несколько лет «вырастал» из главного бухгалтера или экономиста. Это еще раз доказывает фактор доверия собственников — они зачастую осознают, что главный бухгалтер в полной мере не обладает всеми компетенциями финдиректора, однако для них важнее полное доверие к главному бухгалтеру.

Подводя итог вышесказанного, скажу, что я не разделяю идею привлечения финдиректора на условиях аутсорсинга. Если единственный мотив в принятии такого решения — минимизировать затраты, то в данный момент стоимость финдиректоров существенно снизилась, поэтому многого на аутсорсинге не выиграть.

Консультант — временное решение для компании

Еще один вариант для компании решить проблему отсутствия CFO — обратиться к финансовым консультантам, которые в данном случае выступают в роли методологов. За короткое время они достаточно качественно помогают разработать систему взаимоотношений, обозначить роли каждого департамента и передать знания внутреннему специалисту. Финансовый консультант не ведет процессы клиента на постоянной основе, его задача — отстроить процесс, внести в его организацию новый передовой опыт, обучить сотрудников, «прожить» с ними какое-то время, пока все не заработает. Консультант длительное время сотрудничает с клиентом, но это не ежедневное или еженедельное сопровождение всех процессов, а консультации или проекты по определенным вопросам или задачам. То есть консультант не участвует в повседневных операционных процессах компании, а дает консультации по отдельным вопросам и выполняет некоторые задачи. Содержать собственного консультанта в штате, даже по совместительству, для получения ответов на периодически возникающие вопросы или решения новых для компании задач очень дорогое удовольствие. Лучше обращаться к специализирующимся на этом консалтинговым компаниям.

Нередко мы сами, отстраивая систему финансового управления в клиентской компании, разрабатывали требования к финдиректору или начальнику финансовой службы, а также помогали клиенту найти такого специалиста для работы на постоянной основе. Недавний пример из рынка FMCG, когда приглашенный для выполнения отдельной задачи эксперт-консультант со временем был принят на должность финансового директора на постоянной основе. На мой взгляд, это закономерный шаг.

Консультант — возможное решение для финансиста

О тенденции рынка в отношении увеличения количества финансовых директоров, готовых перейти в консалтинг, однозначно говорить сложно. Могу привести лишь некоторые конкретные примеры из своей практики. В нашу компанию совсем недавно был принят на работу консультантом бывший финдиректор. К счастью, для его адаптации как консультанта потребуются относительно небольшие усилия, поскольку он ранее уже работал на этой должности у нас же в компании.

Причины, по которым финансовые директора принимают решение уйти в консалтинг, могут быть как личного, так и профессионального характера. Главное, чтобы этот выбор был осознанным. Лично я выбрал карьеру консультанта, потому что она дает:

  • возможность более креативной, интересной и разнообразной работы с различными предприятиями и отраслями. Не нужно каждые два-пять лет менять работу, как многие это практикуют. Каждые полгода год получаешь возможность работать с новым предприятием, людьми, отраслью, меняющейся организацией процессов в бизнесе и проч.;
  • практически отсутствует рутинная, повседневная работа. Взамен у консультанта есть до 30% свободного времени на обучение и повышение профессиональных навыков;
  • есть возможность принимать участие в изменениях отечественных компаний к лучшему, изменять в них политику управления бизнесом.

Среди специфических требований и новых навыков, которые потребуются профессионалу-финансисту, перешедшему в консалтинг, могу отметить следующие:

  • умение управлять проектами;
  • опыт работы в мультипроектной среде. Умение очень быстро переключаться с одного проекта (клиента) на другой;
  • необходимо держать в памяти информацию об особенностях нескольких клиентов, с которыми работаешь одновременно: с одними — на этапе диагностики, с другими — реализуешь крупные проекты, третьих — постоянных клиентов — консультируешь по отдельным вопросам;
  • умение сегментировать клиентов и знание характерных для них особенностей: различные отрасли, производство (под заказ или на склад), дистрибуция, розничная торговля, проектная среда;
  • навыки в продажах В2В, навыки «сложных» продаж;
  • стрессоустойчивость к клиенту, с которым сотрудничаешь каждый день для достижения общих целей, нужно относиться терпеливо и внимательно;
  • умение нестандартно мыслить, искать новые, простые и эффективные решения;
  • желание изменять бизнес-среду, то есть не формально выполнить задачи из плана проекта, а «прожить» проект вместе с клиентом и дать ему больше, чем он ожидал (конечно, не в ущерб срокам).

Подбирая сотрудников в нашу компанию, мы всегда выделяем специалистов с практическим опытом работы в необходимой функциональной области (финансы, логистика, производство и т. д.). Принципиально никогда не брали студентов без опыта работы. Все сотрудники — выходцы из реального бизнеса. Если ранее мы чаще набирали людей, отработавших на позициях среднего менеджмента (руководители отделов и функций), то в последние два-три года наметилась другая тенденция — наша компания стала набирать менеджеров высшего звена (директор предприятия, директор по логистике, финансовый директор и проч.). Еще один важный момент: мы предпочитаем взять специалиста, обладающего в первую очередь необходимым профессиональным опытом, и обучить его навыкам, которые требуются консультанту.

Об авторе:

    Александр Соколенко, старший консультант, менеджер проектов, практика финансового управления в консалтинговой компании Apple Consulting.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Родео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондовРодео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондов
Визуальный инвестор. Как выявлять рыночные трендыВизуальный инвестор. Как выявлять рыночные тренды
Квадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободыКвадрант денежного потока. Руководство Богатого папы по приобретению финансовой свободы



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)