Альпина Паблишерз
Фрагмент книги любезно предоставлен издательством "Альпина Паблишерз"

Чудеса Св. Агнессы

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Питер Линч (Peter Lynch), глава из книги "Beating the Street"
размещено: 27.01.2017
обращений: 731

Beating the Street (Переиграть Уолл-стрит)
ПОДРОБНЕЕ НА AMAZON
Отбор акций непрофессионалами — это исчезающее искусство, подобное выпечке пирогов, которое постепенно уступает место покупке готовых товаров. Огромная армия управляющих фондами получает щедрую плату, делая для портфеля то же самое, что корпорация Sara Lee делает для пирогов. К сожалению, таковы реалии. Меня это беспокоило, когда я управлял фондом, и еще больше беспокоит сейчас, когда я пополнил ряды непрофессионалов, занимающихся инвестициями в свободное от работы время.

Этот упадок индивидуального инвестирования как явления ускорился во времена большого подъема рынка в 1980-е годы, после которого количество индивидуальных владельцев акциями сократилось по сравнению с началом десятилетия. Я пытался понять, почему это произошло. Одна из причин состоит в том, что финансовая пресса превратила нас, публику с Уолл-стрит, в знаменитостей, овеяла славой, в значительной мере незаслуженной. С известными финансистами носились как с рок-звездами, и у непрофессионального инвестора сложилось ложное впечатление, что ему нечего и мечтать о конкуренции с такой плеядой гениев со степенью МВА, в плащах от Burberry и вооруженных Quotron (одна из электронных систем отображения финансовой информации. — Прим. перев.).

Вместо состязания с гениями в дорогих плащах, многие средние инвесторы решили примкнуть к ним, вложив существенные средства во взаимные фонды. Но тот факт, что до 75% взаимных фондов демонстрируют худший результат, чем рынок в среднем, доказывает, что и гении ошибаются.

Но главной причиной упадка индивидуального инвестирования, надо полагать, являются убытки. Людям свойственно чем-то заниматься до тех пор, пока дело спорится и доставляет удовольствие. Из-за этого, в частности, народонаселение увеличивается быстрыми темпами. Люди продолжают собирать бейсбольные карточки, старинную мебель, старые блесны, монеты и марки, не прекращают заниматься ремонтом и перепродажей домов, потому что все эти занятия не только приятны, но и могут быть выгодными. И если они избавляются от акций, значит, им надоело нести убытки.

Вложения в акции — удел, в первую очередь, более состоятельных и преуспевающих членов общества. Эти люди были отличниками в школе, их ценят на работе. Фондовый рынок — место, где удается закрепиться наиболее способным. Здесь нетрудно заработать двойку. Человеку, который покупает фьючерсы и опционы, пытаясь уловить момент движения рынка, легко получить «неуд» по всем статьям. Должно быть, так и произошло с массой людей, ушедших во взаимные фонды.

Это не означает, что они совсем перестали покупать акции. Они получают «верный» совет от знающих людей, или случайно слышат разговор в автобусе, или что-то читают в журнале и решают рискнуть «игровыми» деньгами в сомнительной затее. Это деление денег на «серьезные», которые вкладываются в фонды, и «игровые» для покупки тех или иных акций — явление сравнительно новое и побуждает инвестора к необдуманным поспешным действиям. Этой легкомысленной игрой в групповое пари можно заниматься на отдельном счету у дисконтного брокера, и знать о ней супруге не обязательно.

По мере того как отбор акций в качестве серьезного хобби исчезает, методы оценки компаний, доходов, темпов роста и т. д. постепенно забываются, так же как старые семейные рецепты. Чем меньше розничные клиенты интересуются такой информацией, тем меньше брокерские компании склонны предлагать ее. Аналитики слишком заняты корпоративными клиентами, чтобы заботиться о просвещении масс.

Тем временем компьютеры брокерских фирм продолжают неустанно собирать горы полезной информации о компаниях, которую по запросу клиента они могут представить практически в любой форме. Около года назад директор по исследованиям фонда Fidelity Рик Спиллейн опросил несколько видных брокеров об имеющихся базах данных и так называемых «скринах». Скрин — это генерируемый компьютером список компаний с заданными характеристиками, например компаний, повышающих дивиденд в течение 20 лет подряд. Это очень полезная вещь для инвестора, желающего специализироваться на данном типе компаний.

Альберт Берназати из Smith Barney отметил, что его фирма может предоставить 8-10 страниц финансовой информации по большинству из 2,8 тыс. компаний в ее базе данных. Merrill Lynch может обеспечить «скрины» по десяти различным переменным, у Value Line Investment Survey есть «скрин стоимости», а Charles Schwab предлагает впечатляющий информационный ресурс под названием «Эквалайзер». Однако ни одна из этих услуг не пользуется особым спросом. Том Рейлли из Merrill Lynch сообщает, что преимущества «скринов» по акциям используют менее 5% его клиентов. По словам Джонатана Смита из Lehman Brothers, индивидуальный инвестор не использует 90% того, что может предложить Lehman.

В прежние времена, когда больше народа самостоятельно выбирало акции для покупки, брокер сам по себе являлся ценным источником информации. Многие брокеры старой закалки специализировались на какой-то одной отрасли или конкретной группе компаний и могли обучить клиента всем тонкостям. Конечно, вряд ли стоит видеть в прежнем брокере финансовый аналог доктора, который приходил на дом по вызову. Тем не менее, судя по опросам, по рейтингу популярности брокер обычно идет вслед за политиком и торговцем подержанными автомобилями. И все же в прежние годы брокер больше занимался самостоятельным анализом, чем его нынешние коллеги, которые склонны полагаться на информацию, подготовленную сотрудниками собственной фирмы.

В обязанности новомодных брокеров помимо продажи акций входит множество других услуг, включая аннуитеты, товарищества с ограниченной ответственностью, схемы оптимизации налогов, страховые полисы, депозитные сертификаты, фонды облигаций и фонды акций. Они должны разбираться во всех этих продуктах на уровне, по меньшей мере достаточном для того, чтобы убедить клиента. У них нет ни времени, ни желания следить за сектором коммунальных услуг, или предприятиями розничной торговли, или автомобильной индустрией; и поскольку клиентов, покупающих отдельные акции, немного, то невелик и спрос на советы по выбору акций. Как бы то ни было, наибольшие комиссионные зарабатываются на других направлениях: взаимные фонды, андеррайтинг и игра с опционами.

В условиях, когда все меньше брокеров предлагают помощь в выборе акций все меньшему количеству индивидуальных инвесторов, в атмосфере, располагающей к опрометчивым спекуляциям на «игровые» деньги, и при наличии преувеличенного почтения к профессиональным навыкам не приходится удивляться росту числа людей, решивших, что самостоятельный выбор акций — безнадежное дело. Но не пытайтесь в этом убедить учеников школы Св. Агнессы.

Школьный инвестиционный портфель

Четырнадцать акций, приведенных в табл. 1, были выбраны группой энергичных портфельных менеджеров, учившихся в 1990 году в седьмом классе школы Св. Агнессы в Арлингтоне, штат Массачусетс, недалеко от Бостона. Генеральный директор школы и преподаватель Джоан Моррисей решила проверить предположение о том, что для успеха на фондовом рынке не обязательно иметь доступ к системе Quotron, степень МВА от Школы бизнеса Уортон и, если уж на то пошло, даже водительские права.

Таблица 1. Инвестиционный портфель учеников школы Св. Агнессы

Компания Доходность в 1990-1991 годах (%)
Wal-Mart
Nike
Walt Disney

Limited
L.A. Gear
Pentech

Gap
PepsiCo
Food Lion
Topps

Savannah Foods
IBM
NYNEX
Mobil

Общая доходность портфепя
S&P500
164,7
178,5
3,4

68,8
-64,3
53,1

320,3
63,8
146,9
55,7

-38,5
3,6
-0,22
19,1

69,6
26,08
Общая доходность указана за период с 1 января 1990 г. по 31 декабря 1991 г.

Вы не найдете этих результатов в отчетах Lipper или журнале Forbes, но вложения в воображаемый портфель принесли 70% прибыли за два года, оставив далеко позади индекс S&P 500, который вырос на 26% за аналогичный период. Попутно ученики школы Св. Агнессы опередили 99% всех взаимных фондов, инвестирующих в акции. Их управляющим платят большие деньги за профессиональный выбор акций, тогда как эти ребята рады бесплатному завтраку с преподавателем и походу в кино.

Я узнал об этом замечательном результате из присланного мне альбома, где семиклассники не только перечислили наиболее удачные акции, но и для каждой нарисовали картинки. Отсюда следует 3-й принцип Питера:

Никогда не инвестируйте в идею, которую вы не можете изобразить на бумаге.

Это правило следовало бы принять на вооружение многим взрослым финансовым менеджерам — любителям и профессионалам, — которые имеют обыкновение отказываться от понятной и выгодной инвестиции в пользу неразумной и убыточной затеи. Это, несомненно, уберегло бы инвесторов от покупки акций компании Dense-Pac Microsystems, выпускающей «модули памяти», акции которой, увы, упали в цене с 16 долл. до 25 центов. Кто из них мог изобразить Dense-Pac Microsystems?

Чтобы поздравить весь коллектив «фондового отдела Св. Агнессы» (известного как «уроки мисс Моррисей по социальным исследованиям»), а также выяснить секрет их успеха, я пригласил группу на обед в столовую для высшего управленческого персонала Fidelity, где впервые была подана пицца. Здесь мисс Моррисей, преподающая в школе Св. Агнессы уже 25 лет, рассказала о том, что ее класс ежегодно делится на команды по четыре человека; команды получают по 250 тыс. виртуальных долларов и соревнуются в достижении максимальной прибыли.

Все команды придумывают себе названия вроде «Кто был ничем, тот станет всем», «Чародеи Уолл-стрит», «Женщины Уолл-стрит», «Денежный автомат», «Короли выбора» и даже «Шайка Линча». Приглянувшаяся команде акция включается в альбом — так создается виртуальный портфель.

Школьники учатся читать финансовую газету Investor's Business Daily. Они составляют список потенциально привлекательных компаний и затем исследуют каждую: проверяют прибыль и динамику цен ее акций в течение последнего года по сравнению с рыночным индексом. Потом садятся, просматривают эти данные и определяются с выбором. Данная процедура похожа на ту, которой следуют многие управляющие фондами с Уолл-стрит, хотя они не обязательно столь многоопытны в таком деле, как эти школьники.

«Я всегда стараюсь подчеркнуть, что в портфеле должно быть не менее десяти компаний, причем одна-две с достаточно хорошим дивидендом, — говорит мисс Моррисей. — Но прежде чем положить акцию в портфель, ученики должны четко объяснить, чем занимается компания. Если они не могут сказать классу, какие услуги она оказывает или какие товары выпускает, им не разрешается покупать ее акции. Покупать то, о чем знаешь, — одна из наших установок». Покупать то, о чем знаешь, — очень тонкая стратегия, которой многие профессионалы пренебрегают на практике.

Одна из компаний, хорошо известная ученикам школы Св. Агнессы, — это Pentech International, производитель цветных ручек и маркеров. О любимом товаре от Pentech, с маркером на одном конце и фломастером для выделения текста на другом, класс узнал от мисс Моррисей. Эта ручка всем понравилась, некоторые с ее помощью даже выделяли выбранные акции. Вскоре ребята изучали уже саму Pentech.

Ее акции в то время стоили 5 долл., и школьники выяснили, что у компании нет долгосрочных долговых обязательств. Отличное изделие Pentech произвело на них благоприятное впечатление и, судя по его успеху в классе, имело шансы обрести популярность в школах по всей стране. Другим плюсом, на их взгляд, была не слишком широкая известность компании, по сравнению, скажем, с Gillette, выпускающей ручки Bic и бритвы Good News, которые они видели в ванной у своих отцов.

Желая помочь своему коллеге, управляющие «фондом Св. Агнессы» прислали мне ручку Pentech и предложили обратить внимание на эту замечательную компанию. Сожалею, что не прислушался к их совету, ведь цена акций почти удвоилась — с 5,125 до максимума в 9,5.

Тот же «детский» метод выбора акций привел управляющих «фондом Св. Агнессы» к компании Walt Disney, двум производителям кроссовок (Nike и L.A. Gear), фирме Gap (где большинство из них покупают одежду), PepsiCo {которую они знали по четырем торговым маркам — Pepsi-Cola, Pizza Hut, Kentucky Fried Chicken и Frito-Lay) и Topps (выпускающей бейсбольные карточки). «Семиклассники у нас увлекаются обменом бейсбольными карточками, — отмечает мисс Моррисей, — поэтому вопрос, брать ли Topps, даже не стоял. И, кроме того, Topps выпускал то, что ребята действительно покупали. При этом они чувствовали, что помогают одной из своих компаний увеличить доходы».

Другие компании они выбрали так: Wal-Mart — потому что им показали видеосюжет из «Жизни богатых и знаменитых» с основателем Wal-Mart Сэмом Уолтоном, рассказывающим о благотворном влиянии инвестиций на экономику; NYNEX и Mobil — за их превосходные дивиденды; Food Lion, Inc. — как отлично работающую компанию с высокой доходностью акционерного капитала, а также потому, что она фигурировала в том же видеосюжете с Сэмом Уолтоном. Мисс Моррисей поясняет: «Там рассказывалось, как 88 жителей Солсбери, штат Северная Каролина, купили по десять акций Food Lion за сотню долларов, когда та стала акционерным обществом в 1957 году. Тысяча долларов, вложенных тогда в акции, сегодня превратились в 14 млн. Вы можете в такое поверить? Каждый из этих 88 человек стал миллионером. Всех ребят поразил этот факт. К концу года они позабыли многое, но только не историю с Food Lion».

Единственным серьезным просчетом в виртуальном портфеле стали акции IBM. Вряд ли нужно говорить, что они были фаворитом взрослых финансовых менеджеров в течение 20 лет (включая и вашего покорного слугу) — взрослые продолжают покупать их и продолжают жалеть об этом. Причина этого вредного наваждения лежит на поверхности: акции IBM все знают и уважают, и никто не станет упрекать управляющего фондом, потерявшего на них деньги. Школьникам Св. Агнессы простительна эта единственная нелепая попытка подражать старшим товарищам с Уолл-стрит.

Предвижу некоторые возражения со стороны профессионалов относительно результатов ребят из Св. Агнессы:

  1. «Это же виртуальные деньги». Да, но что из того? Как бы то ни было, к счастью профессионалов, «фонд Св. Агнессы» не работает с настоящими деньгами. В противном случае, исходя из доходности портфеля учеников, миллиарды долларов могли быть изъяты из наших взаимных фондов и переданы школьникам.

  2. «Эти акции мог бы выбрать каждый». Если так, то почему же никто этого не сделал?

  3. «Детям повезло с кучкой их любимых акций». Возможно, но некоторые более мелкие портфели, составленные командами из четырех человек на занятиях мисс Моррисей, показали такой же или лучший результат, чем виртуальный портфель класса в целом. Четверка победителей 1990 года (Эндрю Кастильони, Грег Бялач, Пол Книселл и Матт Китинг) выбрали следующие акции по указанным в скобках причинам:
    • 100 акций Disney (Любой ребенок объяснит почему.)
    • 100 акций Kellogg (производитель продуктов питания. — Прим. перев.) (Им нравилась его продукция.)
    • 300 акций Topps (Кто не меняется бейсбольными карточками?)
    • 200 акций McDonald's (Люди должны что-то есть.)
    • 100 акций Wal-Mart (сеть супермаркетов. — Прим. перев.) (Отличные темпы роста.)
    • 100 акций Savannah Foods (Они нашли ее в газете Investor's Daily.)
    • 5000 акций Jiffy Lube (сеть станций технического обслуживания автомобилей. — Прим. перев.) (В тот момент они дешево стоили.)
    • 600 акций Hasbro (Они делают игрушки, не так ли?)
    • 1000 акций Tyco Toys (По той же причине.)
    • 100 акций IBM (Преждевременное взросление.)
    • 600 акций National Pizza (Никто не может отказаться от пиццы.)
    • 1000 акций Bank of New England (Сколько же можно падать?)

Акции Bank of New England я и сам держал и потерял на них деньги, так что могу понять их ошибку. Этот убыток более чем перекрыли две самые удачные акции мальчишек — National Pizza и Tyco Toys. Эти бумаги, выросшие в четыре раза, сделали бы честь любому портфелю. Эндрю Кастильони наткнулся на National Pizza, просматривая список акций, котирующихся на NASDAQ, и затем перешел к ее изучению — второй критически важный этап, которым многие взрослые инвесторы продолжают пренебрегать.

Четверка победителей 1991 года (Кевин Спайнейл, Брайан Хоу, Дэвид Кардилло и Теренс Кьернан) распределила свои виртуальные деньги между акциями Philip Morris, Coca-Cola, Texaco, Raytheon, Nike, Merck, Blockbuster Entertainment и Playboy Enterprises. Merck и Texaco привлекли их внимание хорошими дивидендами. Playboy они выбрали по причинам, не имеющим ничего общего с финансовыми показателями компании. Тем не менее они отметили, что журнал выходит большим тиражом и что в собственности Playboy находится кабельный канал.

Весь класс познакомился с компанией Raytheon во время войны в Персидском заливе, когда ученики мисс Моррисей отправляли письма в части, расположенные в Саудовской Аравии. У них завязалась регулярная переписка с майором Робертом Свишером, который описывал, как ракета «Скад» ударила в двух милях от их лагеря. Когда управляющие портфелем узнали, что Raytheon выпускает ракеты «Пэтриот», они тут же перешли к изучению ее акций. «Нам было приятно сознавать, — говорит мисс Моррисей, — нашу теоретическую заинтересованность в оружии, охраняющем жизнь майора Свишера».

Школьный хор

Побывав в Fidelity, попробовав пиццу в столовой для высшего управленческого персонала и подав мне совет относительно Pentech, которым я, увы, не воспользовался, эксперты по акциям из школы Св. Агнессы в свою очередь пригласили меня выступить перед учениками школы и посетить их отдел управления портфелем, он же классная комната. В ответ на мой визит в это учреждение со столетней историей, где обучают с детского сада по восьмой класс, я получил записанную школьниками аудиокассету.

На этой примечательной кассете содержались как некоторые из их собственных мыслей и хитростей по выбору акций, так и несколько правил, о которых говорил им я. Они решили повторить их мне, видимо на всякий случай, чтобы я сам их не забывал. Вот некоторые из комментариев:

    «Здравствуйте, это Лори. Я помню, как вы говорили, что за последние 70 лет рынок падал 40 раз, поэтому инвестор должен быть готов держать акции в течение длительного срока.... Если я когда-нибудь вложу деньги в акции, я обязательно буду держать их».

    «Здравствуйте, это Фелисити. Я помню, как вы рассказывали про Сирса и что, когда строились первые супермаркеты, Сирс участвовал в 95% из них... Сейчас, инвестируя в акции, я буду знать, что вкладывать нужно в компанию, которая имеет потенциал роста».

    «Здравствуйте, это Ким. Я помню, как мы разговаривали и вы сказали, что в то время, как К Mart открывала магазины во всех крупных городах, Wal-Mart действовала еще разумнее, поскольку шла в небольшие города, где не было конкурентов. Я помню, как вы сказали, что выступали в качестве гостя на церемонии награждения Сэма Уолтона, и как раз вчера акции Wal-Mart шли по 60 долл., и они объявили о дроблении 2:1».

    «Это Вилли. Я просто хочу сказать, что всем ребятам понравился обед с пиццей».

    «Здравствуйте, это Стив. Я просто хочу сказать, что убедил свою группу купить больше акций Nike. Мы купили по 56 долл. за акцию, сейчас они стоят 76 долл. за акцию. У меня много кроссовок, в них удобно ходить».

    «Здравствуйте, это Ким, Морин и Джеки. Мы помним, как вы говорили, что Coca-Cola — классная компания, и пять лет назад они выпустили диетическую колу. Взрослые стали пить диетическую колу вместо кофе и чая. Недавно Coca-Cola раздробила свои акции при цене 84 долл., и дела у нее идут прекрасно».

В конце кассеты весь портфельный отдел семиклассников хором повторил следующие истины. Эти принципы нам всем следует заучить и повторять под душем, чтобы уберечься от будущих ошибок:

  • Хорошая компания каждый год повышает дивиденд.
  • Потерять деньги можно очень быстро, а чтобы заработать их, нужно много времени.
  • В действительности, фондовый рынок - это не азартная игра, при условии, что вы выбираете хорошие компании, которые, по вашему мнению, будут эффективно работать, а не просто исходите из цены акций.
  • На фондовом рынке можно заработать много денег, но затем опять потерять их, как мы убедились.
  • Следует изучить компанию, прежде чем вкладывать в нее деньги. Инвестируя на фондовом рынке, нужно диверсифицировать свои вложения.
  • Следует инвестировать в несколько акций, потому что из каждых пяти выбранных вами акций одна окажется превосходной, одна — очень плохой и три — хорошими.
  • Никогда не влюбляйтесь в акцию; всегда мыслите объективно и непредвзято.
  • Недостаточно просто выбрать акцию — нужно тщательно изучить ее.
  • Акции компаний, предоставляющих коммунальные услуги, хороши тем, что приносят более высокий дивиденд. Но деньги зарабатываются на акциях растущих компаний.
  • Из того, что цена акции снижается, не следует, что она не может упасть еще ниже.
  • В долгосрочном плане лучше покупать акции небольших компаний.
  • Акцию нужно покупать не потому, что она дешева, а потому, что вы много знаете о компании.

Мисс Моррисей продолжает прилагать все усилия, чтобы привить навыки выбора акций непрофессионалам — не только своим ученикам, но и коллегам по работе. По ее инициативе они основали собственный инвестиционный клуб «Жемчужины Уолл-стрит», в котором 22 члена, включая меня (в качестве почетного), а также майора Свишера.

«Жемчужины Уолл-стрит» добились хороших результатов, но все же не столь блестящих, как школьники. «Представляете, что будет, — сказала мисс Моррисей после того, как мы посмотрели цифры, — когда я расскажу коллегам, что акции ребят оказались лучше, чем наши?»

8 тысяч инвестиционных клубов не могут заблуждаться

Доказательством того, что при рациональном подходе к выбору акций как взрослые, так и дети могут превзойти среднерыночные показатели, являются результаты Национальной ассоциации инвестиционных клубов (NAIC), расположенной в Ройал-Оук, штат Мичиган. Эта организация объединяет 8 тысяч инвестиционных клубов, в помощь которым она издает руководство и ежемесячный журнал.

По данным NAIC, 61,9% ее членов за весь период своей деятельности, а большая их часть существует не менее 10 лет, достигали такой же или более высокой доходности, чем рост индекса S&P 500. Решающий фактор успеха этих инвестиционных клубов состоит в том, что они инвестируют на регулярной основе, где нет места гаданию, куда пойдет рынок — вверх или вниз, и не допускают импульсивных решений о покупке или продаже, которые на корню губят столько плодов. Люди, автоматически вкладывающие в акции одну и ту же сумму каждый месяц со своих пенсионных счетов или через иные виды пенсионных схем, будут вознаграждены за свое прилежание так же, как и клубы.

Тезис о выгоде регулярных инвестиций подкрепляется следующими расчетами, выполненными по моей просьбе отделом технического анализа фонда Fidelity. Человек, вложивший 1000 долл. в индекс S&P 500 31 января 1940 года и оставивший их на 52 года, имел бы сейчас на своем счету 333 793,30 долл. Это лишь умозрительный пример, поскольку индексных фондов в 1940 году еще не было, но он показывает пользу от выбора широкого спектра акций для покупки.

Если бы ежегодно 31 января этот человек добавлял по 1000 долл. к своему первоначальному вложению на протяжении тех же 52 лет, то эта инвестиция в размере 52 000 долл. стоила бы сейчас 3 554 227 долл. Наконец, если бы у него хватало смелости вкладывать еще по 1000 долл. всякий раз, когда рынок падал на 10% или ниже (за 52 года такое случалось 31 раз), то эти инвестиции в размере 83 000 долл. стоили бы сейчас 6 295 000 долл. Таким образом, стратегия регулярных инвестиций и следование ей несмотря ни на что приносит ощутимую выгоду. И эта стратегия будет еще результативней, если приобретать акции в моменты, когда другие их панически сбрасывают.

Все 8 тысяч клубов, входящих в NAIC, не отступили от своих стратегий во время Большой коррекции 1987 года и после нее, когда конец света и крах банковской системы кто только ни предсказывал. Не обращая внимания на апокалипсические прогнозы, они продолжали покупать акции.

Отдельный инвестор может, испугавшись, продать акции и позднее жалеть об этом, а в клубах все решения принимаются большинством голосов. Большинство не всегда право, но в данном случае это гарантирует, что малодушные предложения продавать все же не найдут поддержки у группы. Коллективное принятие решений — одна из главных причин более успешных инвестиций членов клуба в составе группы, чем инвестиций со своих индивидуальных счетов на стороне.

Собрания клубов, на которых происходит обмен мнениями и выносится решение, что покупать, проходят раз в месяц либо у кого-то дома, либо в залах, арендованных в местных гостиницах. Каждый член клуба отвечает за изучение и отслеживание новостей по одной-двум компаниям. Это позволяет избежать необдуманных решений при выборе акций. Никто не может встать и заявить: «Надо купить Home Shopping Network. Я слышал, как один таксист сказал, что это дело верное». Когда человек знает, что его рекомендации затронут кошелек друзей, он склонен тщательно продумывать свои предложения.

Члены NAIC в основном покупают акции развивающихся, неизменно преуспевающих компаний с профессиональным управлением и растущими доходами. Такие акции — кандидаты на многократное повышение стоимости и преумножение первоначального вложения в них в 10, 20 или даже 30 раз в течение десятилетия — не являются чем-то необычным.

За 40 лет работы NAIC усвоила многие из тех уроков, которым меня научил Magellan. Прежде всего, это закон, гласящий что при выборе акций пяти различных растущих компаний три приносят ожидаемый результат, одна сталкивается с непредвиденными трудностями и разочаровывает, а еще одна превосходит все ожидания и демонстрирует феноменальную доходность. Поскольку предсказать, какие акции стремительно взлетят, а какие окажутся убыточными, невозможно, организация рекомендует включать в портфель не менее пяти акций. NAIC называет это «Правилом пяти».

Руководство для инвестора, любезно присланное мне директоратом NAIC, содержит несколько важных принципов, которые можно добавить к репертуару «хора Св. Агнессы». Их можно бубнить, подстригая лужайку, или, еще лучше, проговаривать перед звонком брокеру:

  • Не берите акций больше, чем вы способны отследить. Инвестируйте на регулярной основе.
  • Смотрите, прежде всего, чтобы объем продаж и прибыль на акцию повышались приемлемыми темпами. Во-вторых, убедитесь, что акцию можно купить по разумной цене.
  • Целесообразно изучить финансовую устойчивость и структуру долговых обязательств компании, чтобы понять, могут ли несколько неудачных лет угрожать ее долгосрочному развитию.
  • Принимайте решение покупать или воздержаться исходя из того, отвечает ли темп роста вашим целям и выглядит ли цена разумной.
  • Понимание причин роста продаж в прошлом поможет судить о вероятности сохранения прежних темпов роста в будущем.


comments powered by HyperComments
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Экономикс. Принципы, проблемы и политикаЭкономикс. Принципы, проблемы и политика
Функционально-стоимостной анализ. Практическое применениеФункционально-стоимостной анализ. Практическое применение
Руководство разумного инвестора. Надежный способ получения прибыли на фондовом рынкеРуководство разумного инвестора. Надежный способ получения прибыли на фондовом рынке
Выкуп бизнеса менеджерами. Проведение LBO-сделок и покупка собственного бизнесаВыкуп бизнеса менеджерами. Проведение LBO-сделок и покупка собственного бизнеса
Трейдинг с доктором Элдером. Энциклопедия биржевой игрыТрейдинг с доктором Элдером. Энциклопедия биржевой игры


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.


IV Форум Дирижеры изменений (9 ноября 2017, КИЕВ)

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)