Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Особенности современной экономической среды и
целеположение риск-менеджмента

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Фрагмент книги В.П. Савчука "Риск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологии"
размещено: 25.03.2014
обращений: 8669
отзывов: 0

Ничто в мире не стоит на месте... С течением времени увеличивается скорость эволюции, и продолжительность каждого следующего этапа развития человечества становится короче. Это утверждение можно в полной мере отнести и к экономике. Внешнее окружение компаний меняется вместе с остальным миром и имеет непосредственное влияние на результаты их деятельности. Компании не имеют возможности в большинстве своем изменять внешнюю среду. Компаниям приходится принимать такое влияние «как есть» и постоянно адаптировать свои внутренние процессы, чтобы соответствовать требованиям изменяющихся внешних факторов. Совершенно недавно мир вошел в новый период своего развития, кардинально отличающийся от всех предыдущих. Можно утверждать, что мы являемся свидетелями и участниками новой эры, эры в которой нематериальные ресурсы играют преобладающую роль.

Раскроем особенности новой экономической среды. Это является важным с позиции понимания ее главных факторов роста, а также сути требований, предъявляемых к организациям. Для получения более наглядной и полной картины необходимо сравнить особенности, которые были ранее, и характерные черты современных экономических условий. В своем развитии человечество миновало целый ряд этапов (рис. 1).

Последовательность развития экономической среды

Рис. 1. Последовательность развития экономической среды

Каждый этап условно можно назвать «эрой». Если забраться в глубину веков, то можно обнаружить, что экономика началась с «кочевой эры», в которой источником богатства и благополучия была физическая сила и способность к выживанию, своеобразные нематериальные активы. Начиная с XIX века и до середины XX века, в мире господствовала индустриальная эра. Вслед за ней наступила информационная эра. Известная пословица «кто владеет информацией, тот владеет миром» очень точно характеризует данный этап развития экономики. Вследствие развития Интернета и информационных технологий эта эра просуществовала сравнительно недолго, так как сохранить ценную информацию стало практически невозможно. Современный этап развития, который начался с конца XX века, можно определить как «эру знания». Самое название говорит о ключевой особенности данного периода развития: главным двигателем экономики являются знания. Сейчас недостаточно просто владеть знаниями (информацией), нужно уметь генерировать новые знания. Тот, у кого это получается лучше других, получает неоспоримые конкурентные преимущества среди остальных соперников (конкурентов).

Более показательным будет сравнение экономики индустриальной эры и экономики эры знания. Такое сравнение даст более глубокое понимание природы современных условий и основных источников роста экономики, что позволит принимать решения, которые в современных условиях будут иметь высокую ценность и повышать результативность бизнеса.

Индустриальная эра характеризуется стабильностью, линейностью и предсказуемостью развития, поскольку рыночные изменения происходят медленно. Главным фактором роста экономики индустриальной эры является массовое производство. Продукции и технологии имеют длительный жизненный цикл. Дефицитным ресурсом служит финансовый капитал. Конкуренция имеет локальные рамки и не выходит за пределы определенной территории. Ключевые конкурентные преимущества в таких условиях обеспечиваются существованием высоких барьеров для входа в отрасль, ограниченным доступом к сырью, наличием дешевой рабочей силы и капитала.

В эпоху индустриальной экономики главными рисками были техногенные риски и риски человеческого здоровья. Причиной этого являлся сравнительно невысокий уровень развития техники и технологий, массовые эпидемии и множество малоизученных болезней. Уровень развития медицины не позволял оказывать надлежащее лечение населению и, в большинстве своем, это было привилегией меньшинства — представителей зажиточного класса. Безопасности труда также уделялось мало внимания. По этим причинам уровень смертности в индустриальную эру был очень высок.

Эра знания имеет несколько отличительных особенностей. Современной экономике присущи инновационный характер, высокотехнологичная промышленность, большая доля вклада сферы услуг в формирование ВВП. Последнее обусловлено тем, что промышленное производство достигло достаточно высокого уровня технического оснащения и больше не требует большого количества работников для обеспечения технологического процесса, и от этого происходит отток рабочей силы в сферу услуг.

Внешнее окружение компаний достаточно агрессивно, нестабильно, а поэтому непредсказуемо. Конкуренция приобретает глобальный масштаб. И теперь, находясь в Украине, нужно думать о Китае, Америке и других странах, где могут появиться конкуренты. Процесс глобализации стремительно развивается с середины ХХ века. Современный период характеризуется высоким уровнем интеграции на макро и микроуровнях. Интеграция является наивысшим уровнем развития международных экономических отношений. Их развитие способствовало образованию транснациональных корпораций, мирового хозяйства и мирового рынка. По причине глобализации в мире наблюдается растущая взаимозависимость стран и народов. Этот факт имеет двоякое влияние: во взаимосвязанной глобальной системе негативные или позитивные процессы в какой-либо одной стране влияют на социально-экономические процессы в остальных странах. Ярким примером служит начавшийся в 2010 году долговой кризис в Греции, который существенно пошатнул финансовое положение других стран еврозоны. Глобализация мировой экономики предполагает свободный обмен товарами и услугами между странами, высокую мобильность капитала и рабочей силы. Она коснулась не только экономических отношений, но и всех сфер жизнедеятельности человека. Вследствие этого произошло формирование единой унифицированной экономической, социальной, правовой, культурной и информационной среды, где стираются социально-культурные различия, формируются унифицированные государственные институты, стандартизируются товары и услуги, происходит осознание глобальных проблем (проблемы загрязнения окружающей среды, изменение климата и прочие), решение которых необходимо всем.

Концепция продвижения товаров и услуг также претерпела изменения. В современных условиях жизненный цикл товара существенно сократился. Маркетинговые решения фирм стали идентичными из-за стандартизации товаров и унификации услуг. На смену масс-маркетингу пришла концепция маркетинга отношений, которая предполагает установление долгосрочных, конструктивных и привилегированных отношений с потенциальными клиентами путем использования материальных и моральных стимулов, дифференциации, создания структурных связей, которые облегчают взаимодействие с потребителем. Ключевое место стали занимать социальное позиционирование компаний, торговые марки и бренды.

В эру знания важность финансового капитала отходит на второй план. Главную роль играет интеллектуальный и социальный капитал компаний. Теперь основным средством производства являются не производственные мощности, а компетенции людей. Как отметил Президент Израиля Шимон Перес на 8-й Ялтинской ежегодной встрече, в современном мире единственным резервом для глобального развития является наука, которая способна стать ключевым драйвером для эффективного поиска ответов на глобальные вызовы. Новая эра — это эра, в которой знания стали главной производительной силой экономики. Интеллектуальный капитал, будучи стратегическим фактором, становится интегрированной способностью к инновациям и принятию решений в условиях неопределенности. Знания и интеллект — это движущая сила инноваций, а те, в свою очередь, являются главным драйвером и источником конкурентной силы в новой экономике. Силой в современной экономике можно считать лишь такое знание, с помощью которого можно производить ценности, за которые рынок готов платить. Стремительные изменения рыночной среды приводят к неактуальности полученных ранее знаний. Новое внешнее окружение требует новых знаний, поэтому процесс повышения квалификации является непрерывным.

Инновации позволяют развиваться экономике весьма динамично. Быстрая изменчивость рыночной среды создает неопределенность в будущем и не позволяет устанавливать высокие горизонты для планирования своей деятельности. Основной задачей компаний в современных экономических условиях является поиск правильного фокуса инноваций, а затем их умелое использование для повышения эффективности бизнеса.

Главное свойство инноваций состоит в том, что они всегда связаны с риском, так как это всегда замена чего-либо устоявшегося на что-то абсолютно новое. Существует риск непринятия или просто непонимания сути нововведения. Инновации — это всегда рискованно, но без них невозможно достичь успеха в бизнесе в современных условиях.

Основными инновациями конца прошлого и начала текущего века были маркетинговые и финансовые инновации. Маркетинговые инновации привели к искусственному увеличению потребностей. Суть таких новаций сводится к одной цели — продать любой ценой. Для этого используются новые информационные технологии и новые способы продаж, в частности воздействие на эмоциональную сторону выбора и повышение удобства при покупке товаров и услуг. Ярким примером могут служить интернет-магазины, которые позволяют приобрести товар, не выходя из дома. Маркетинговые новшества привели к сверхпотреблению.

К финансовым инновациям относят производные финансовые инструменты или, как их еще называют, деривативы. Это не значит, что они не были известны ранее, в эпоху индустриальной экономики. Они существовали и тогда, но не были так доступны для населения. Глобализация позволила буквально каждому, у кого есть доступ в Интернет, покупать и продавать деривативы. Изначально данные инструменты были задуманы для хеджирования (снижению) рисков коммерческих операций компаний. Сейчас же большинство сделок с деривативами являются спекулятивными. Конечно, есть операции, которые связаны с хеджированием рисков, но их число в общем объеме сделок гораздо меньше.

Самыми распространенными производными финансовыми инструментами являются фьючерсы и опционы. В их основе лежит базовый актив, цена которого непосредственно влияет на цену фьючерса и/или опциона. Выпуск нескольких видов фьючерсов, а также нескольких видов опционов с разными ценами исполнения приводит к ситуации, которая проиллюстрирована ниже: базовый актив лежит в основе множества фьючерсов, а фьючерс — в основе множества опционов. Это один из вариантов. Такими опционами торгуют на Украинской бирже: в основе опциона лежит фьючерс на индекс Украинской биржи, а в основе индекса — 10 самых ликвидных акций, а тот, в свою очередь, — на фьючерс и опцион. В итоге, повышение в результате спекуляций цены на базовый актив повышает цену фьючерса, тем самым увеличивая стоимость опциона. Соответственно, во время кризиса при сдувании «пузыря» и снижении цены базового актива цены на фьючерсы и опционы тоже падают. При массовом падении цен на базовые активы можно наблюдать обвал фондового рынка.

Банки и другие финансово-кредитные учреждения тоже «подливают масло в огонь». Быстрая изменчивость современных экономических условий побуждает к внедрению инноваций, которые порождают бесчисленное множество новых кредитных продуктов. Из-за использования маркетинговых новшеств, населению не хватает денег для текущего потребления. В таком случае они берут потребительский кредит. Эту услугу оказывают соответствующие кредитные учреждения, у которых, в свою очередь, может не хватать средств для осуществления активных операций. Тогда такие учреждения берут кредит у более крупных кредиторов, а те также ссужают средства для выдачи кредитов более мелким кредиторам. На вершине стоит самый крупный кредитор, к примеру, «Lehman Brothers». Наступил кризис, и у населения не хватает денег для погашения кредитов. В то же время наступает срок возврата кредитных денег самому крупному кредитору, который находится на вершине. Для того чтобы вернуть деньги крупному кредитору, средние кредиторы требуют деньги с мелких кредиторов, а те, в свою очередь, с населения. Так как население не в состоянии вернуть заемные средства, то, соответственно, мелкие кредиторы не могут вернуть деньги средним кредиторам, а те — крупному кредитору. Результатом является банкротство мелких и средних кредиторов и в отдельных случаях самого крупного.

Таковы современные экономические условия, в которых бизнес вынужден существовать. Чтобы им соответствовать, необходимы изменения внутренних процессов для противодействия негативному влиянию внешнего экономического окружения. Система, которая объединяет все инструменты управления рисками в единый и хорошо формализованный комплекс, называется риск-менеджментом.

Но что же такое «риск» по своей сути? И чем мы должны научиться управлять? Если заглянуть в Merriam-Webster's Collegiate Dictionary, то можно обнаружить определение, согласно которому, «рисковать» в общепринятом смысле означает «подвергать себя опасности или случайности». Это можно назвать гуманитарной трактовкой феномена риска. Так его понимает большинство людей, то есть риск определяется преимущественно с помощью терминов, имеющих негативный оттенок.

В бизнесе и в финансовой сфере, риск понимается несколько шире. С точки зрения финансиста риск означает вероятность того, что доход на сделанную инвестицию будет отличаться от ожидаемого уровня. При таком подходе риск включает в себя не только неблагоприятные (доходы ниже ожидаемых), но и благоприятные (доходы выше ожидаемых) исходы.

Подобное прагматическое мышление привносит восточная философия. Китайские иероглифы, которые обозначают риск, очень точно характеризуют особенности этого феномена.

Иероглиф «риск»

Первый иероглиф «Вэй» переводится на русский как «опасность», второй «Ци» — «благоприятная возможность», «шанс». Китайцы в лучших традициях Востока смогли очень тонко отметить, что, с одной стороны, риск связан с опасностью все потерять, а с другой — предоставляет дополнительные возможности для новых приобретений, если грамотно воспользоваться ситуацией. То, что сформулировано так давно, находит отражение и в современном мире. Подтверждением тому может служить последний глобальный финансовый кризис 2008 года — одни компании обанкротились, для других — это был период расцвета, поскольку на операциях M&A (слияние и поглощение) они смогли существенно увеличить стоимость своих компаний, приобрести то, на что раньше не хватало денег.

«Кто ищет одних лишь верных прибылей, вряд ли станет очень богат; а кто вкладывает все имущество в рискованные предприятия, зачастую разоряется и впадает в нищету; поэтому надлежит сочетать риск с известным обеспечением на случай убытков». Эта фраза принадлежит Фрэнсису Бэкону. Это рассуждение на уровне здравого смысла он произвел в то время, когда не существовало такого понятия как риск-менеджмент, и люди использовали одиночные мероприятия по снижению риска коммерческих операций, однако уже тогда существовало понимание сути риска.

Существует три устойчивых заблуждения в отношении понимания риска.

Заблуждение №1. Риск — это всегда плохо. Риск не есть «хорошо» или «плохо», он просто существует, и от этого никуда не деться. Не нужно прятать голову в песок и всячески его избегать. Это все равно не получится. Необходимо это принять как неотъемлемое свойство современных экономических условий, в которых необходимо научиться принимать решения с учетом фактора риска.

Заблуждение №2. Некоторые риски настолько опасны, что их следует исключить. Иногда для устранения риска требуется потратить больше денег, чем на возможные последствия от его реализации. Например, для предупреждения разрушительных последствий цунами потребуются огромные деньги. Гораздо дешевле устранить его последствия , чем устранить сам риск.

Заблуждение №3. Идти по наиболее безопасному пути — это всегда наиболее безопасный способ. На первый взгляд это утверждение кажется вполне разумным. Но все не так просто. Давайте разберемся подробнее. Существует два вида риска: «принять то, что вредно» и «не принять то, что полезно».

Ошибки (риски) двух родов

Рис. 2. Ошибки (риски) двух родов

Эти два вида риска соответствуют двум типам ошибок: ошибка первого рода и ошибка второго рода. Ошибка первого рода означает, что отвергнутая гипотеза оказалась верной. Ошибка второго рода предполагает, что принятая гипотеза оказалась ошибочной. Избегать ошибки второго рода, т.е. «принять то, что вредно» более характерно для человека. В то же время ошибка первого рода «не принять то, что полезно» почему-то игнорируется, и тем самым упускаются дополнительные возможности.

Подход к управлению рисками в бизнесе зависит от размеров бизнеса. Собственники и менеджеры малого бизнеса могут себе позволить управлять рисками на уровне интуиции, так как у маленького бизнеса риски небольшие. В то же время большой бизнес не может такого допустить, поэтому для него необходима интегрированная система управления рисками.

Кризисам подвержены не только экономики стран, но и любое предприятие. Как происходит развитие кризиса на предприятии, проиллюстрировано на рисунке ниже.

Развитие кризиса на предприятии

Рис. 3. Развитие кризиса на предприятии

Проявление кризиса можно условно разделить на три этапа. На первом этапе возникает кризис стратегии компании. Это диагностируется по утрате конкурентных преимуществ в силу стратегических ошибок. Стратегические ошибки трудно выявить в самом начале из-за того, что многие руководители не уделяют должного внимания стратегии и методам ее реализации. Такие ошибки являются очень существенными, поскольку обычно именно они становятся фатальными для компании. Пока имеется очень большое пространство для действий, поскольку кризис еще не начал развиваться и имеются ресурсы для его предотвращения. Стратегические ошибки имеют непосредственное влияние на результаты операционной деятельности компании, но это воздействие проявляется со временем, поэтому на этом этапе кризис имеет достаточное слабое влияние на финансовые результаты: прибыль и денежной поток растут или, по крайней мере, не убывают. Своевременная реакция на такие негативные изменения на этом этапе помогут компании избежать дальнейшего развития кризиса.

Второй этап является логическим продолжением первого. Из-за стратегических ошибок возникает кризис результатов деятельности. Это происходит из-за инвестиционных и операционных ошибок, которые появляются как следствие кризиса стратегии. На этом этапе прибыльность бизнеса сокращается. Потребность в изменениях возрастает, однако пространство для изменений уменьшается.

На третьем этапе наступает кризис ликвидности. Вследствие инвестиционных и операционных ошибок прибыль и денежный поток сокращаются, у компании растут задолженности, не хватает денег для финансирования оборотных средств, предприятие не в состоянии расплатиться со своими долгами. Потребность в действиях крайне велика, а вот пространство для изменений вовсе отсутствует...

Внедрение системы риск-менеджмента необходимо уже на первом этапе проявления кризиса. Данный шаг позволит руководству компании избежать дальнейших ошибок и сохранить рост прибыли и платежеспособность.

В общепринятом смысле риск — это возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери. Примером таких потерь могут быть утрата имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и прочее. Существование феномена риска в принципе связано с невозможностью с точностью до 100% прогнозировать будущее. Нередко менеджеры компании имеют слабое представление о текущем состоянии бизнеса, его места в конкурентной среде. Риск имеет место только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием и планированием, а значит и с принятием решений относительно будущего развития компании. Это прагматическая философия риска.

Следующие три фактора формируют понятие риска.

Фактор 1. Неопределенность события. Риск существует только тогда, когда возможно не единственное развитие событий. Например, процентная ставка может, и вырасти, и упасть, и остаться прежней, стоимость акции может повыситься или понизиться, цена конкретного товара может упасть или подняться. И никто достоверно не знает, какое именно из этих событий произойдет. Каждое из этих событий может произойти с определенной долей вероятности.

Фактор 2. Потери. Потери — это непреднамеренное сокращение стоимости в результате реализации опасности. Хотя бы один исход должен быть нежелательным. Например, при падении акций их держатели терпят убытки, при падении спроса снижается чистая выручка производителей, при повышении учетной процентной ставки стоимость кредитов финансово-кредитных учреждений растет и прочие.

Фактор 3. Небезразличность. Риск должен задевать конкретного субъекта деятельности (человека или организацию), который стремились бы не допустить нежелательное для него развитие событий. В противном случае риск перестал бы быть риском, поскольку он не приводит к негативным последствиям именно для конкретного субъекта.

Феномен риска можно рассматривать как с общеэкономических, так и общечеловеческих позиций. С общеэкономических позиций риск связан с тремя видами потерь:

  1. имущество, доход, жизнь людей и другие ценности, полностью или частично утрачиваемые в результате неблагоприятных событий;
  2. экономические упущения в результате эффекта излишнего уклонения от рисков;
  3. расходы (ресурсы), затрачиваемые на управление рисками (себестоимость управления рисками).

Все три категории издержек могут быть существенно снижены за счет правильного использования средств по третьей из категорий. При правильном расходовании этих средств должна быть создана система, которая будет систематически снижать потери по первой и второй категории.

Риск с общечеловеческих позиций предполагает, что нормальный предприниматель, да и вообще нормальный человек, склонен уклоняться от рисков. Однако, не следует забывать, что от риска полностью уклониться невозможно (это просто закон природы), а излишняя осторожность ведет к росту числа неоправданных потерь. Очень многие состояния и достижения экономики были получены людьми, не боявшимися риска.

Риски по происхождению делятся на чистые и спекулятивные риски.

Чистый риск — это возможность неожиданной или незапланированной потери без альтернативы возможного выигрыша. Такие риски обусловлены факторами внешней среды, которые компании не могут изменить или ограничить. К ним относят политические, природно-географические, часть коммерческих рисков и прочие риски. В качестве примеров чистого риска могут выступать негативное изменение налогового законодательства, обрушение лавины, утрата имущества вследствие форс-мажорных обстоятельств. Таких событий невозможно избежать. Если эти события не произойдут, то никто от этого не выиграет, в противном случае реализация риска повлечет за собой серьезные потери.

Характеристиками чистого риска являются: объективность; возможность нежелательных последствий и трудность измерения. Поскольку проявление чистого риска имеет в большинстве случаев устойчивый характер, то оценку и анализ его характеристик можно провести методами теории вероятностей и математической статистики. Результатом описания чистых рисков является так называемая карта рисков (Рис. 4). Она представляет собой двумерную диаграмму, которая позволяет ранжировать риски по степени их опасности. На одной оси отображается величина потерь, а на другой — вероятность их наступления. Те риски, которые находятся ближе к правому верхнему углу, являются наиболее опасными для компании. Соответственно, те, которые располагаются в нижнем левом углу, несущественными.

Карта рисков

Рис. 4. Карта рисков

Управление чистым риском происходит при помощи 1) хеджирования (ограничения) рисков, имеющих целью снижения уязвимости к рискам до появления событий, влекущих негативные последствия и 2) адаптации, как адекватной реакции на новые события и новую информацию с целью снижения последствий.

Более подробно данные методы управления будут рассмотрены в следующих главах.

Спекулятивный риск — это возможность не только претерпеть потери, но и приобрести некие выгоды из различных вариантов развития событий. Данный вид риска в основном зависит от управленческих решений менеджеров компании и объясняется сложившейся рыночной конъюнктурой. Примерами таких рисков могут служить операции по покупке-продаже акций, валюты, различных финансовых инструментов, товаров для дальнейшей перепродажи и так далее. Такие действия осуществляются для того, чтобы заработать денег для своей компании. Спекулятор в своей деятельности преследует две цели: 1) сохранить достигнутый уровень благосостояния и 2) преумножить его за счет спекулятивных операций. Управление спекулятивным риском происходит при помощи двух инструментов. Это прежде всего, детальный анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры и использование ее для получения прибыли. Многим спекуляторам удается оказывать активное влияние на рыночную конъюнктуру с целью получения прибыли. Во втором случае можно стать сказочно богатым, что имеет ряд исторических прецедентов.

Получив начальное понимание риска, следует разобраться, каковы цели менеджмента в деле управления рисками. Будем исходить из цели бизнеса как такового. У каждого собственника есть свои личные цели, которые он хочет достичь, инвестируя свои сбережения. Но при всем разнообразии личных целей инвесторов, они сходятся во мнении, что главной целью бизнеса является повышение уровня благосостояния за счет его способности зарабатывать деньги. Задача менеджеров компании — выполнить эти требования. Они выполняются путем повышения стоимости компании для ее акционеров. Это является наивысшим приоритетом в бизнесе, его главной целью. Существуют две полярные стратегии собственника. Первая состоит в том, чтобы заставить бизнес генерировать деньги, как говориться регулярно и помногу. Собственник становится богаче, инвестируя деньги в какие-либо финансовые инструменты. Второй полюс стратегии состоит в том, чтобы реинвестировать заработанную бизнесом прибыль, как говорят, увеличивая его капитализацию. В этом случае собственник собирается стать денежно богаче, продав бизнес полностью или частично. Как всегда истина где-то посередине — надо и деньги получать регулярно, и потом еще иметь возможность продать его выгодно. Цель управления рисками как раз в том и состоит, чтобы обеспечить выполнение ожиданий собственника в части стоимости бизнеса, сохранив способность бизнеса генерировать деньги. В дальнейшем, шаг за шагом, мы будем рассматривать основные положения риск-менеджмента, обращая максимальное внимание на практическую сторону вопроса.

Риск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологии (В. П. Савчук)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ

Информация о книге

Савчук В.П. Риск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологии. — К.: Companion Group, 2014.

Это новая книга известного автора, сделавшего ряд публикаций в области стратегического и финансового менеджмента предприятий. В настоящем издании автор расширяет сферу своего внимания, изложив комплекс современных технологий риск-менеджмента. Практика последних лет показывает, что игнорирование факторов риска при управлении бизнесом приводит к печальным последствиям. Сегодня, в период нестабильной экономики собственники и руководители предприятий должны осознать, что эффективно управлять бизнесом — это значит понимать риски бизнеса и управлять ими. В книге изложен целостный комплекс современного представления о риск-менеджменте, позволяющий читателю охватить общую картину и разобраться в особенностях технологий анализа и управления рисками.

Книга освещает как вопросы выработки принципиальных стратегических и тактических решений в области управления рисками, так и обширный комплекс аналитических подходов и технологий, основанных на методах теории вероятностей и математической статистики. Основные методические положения книги иллюстрируются с помощью практических примеров.

Книга может быть полезной слушателям программ МВА, преподавателям и студентам магистерских программ экономических специальностей вузов.

Другие книги В.П. Савчука >>

Об авторе:

    Владимир Павлович Савчук — профессор программ МВА Международного института Бизнеса и Киево-Могилянской бизнес-школы, доктор наук, управляющий партнер группы консалтинговых компаний «Стратегический партнер», эксперт по стратегическому, финансовому и инвестиционному менеджменту.


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Как управлять компанией с помощью бюджетов? Получите финансовую модель прогнозирования для постановки целей компании и сотрудникам на семинаре «Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью».

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Много цифр. Анализ больших данных при помощи ExcelМного цифр. Анализ больших данных при помощи Excel
На этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудстваНа этот раз все будет иначе. Восемь столетий финансового безрассудства
Фундаментальные идеи финансового мира. ЭволюцияФундаментальные идеи финансового мира. Эволюция
Руководство разумного инвестора. Надежный способ получения прибыли на фондовом рынкеРуководство разумного инвестора. Надежный способ получения прибыли на фондовом рынке
Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированиюРазумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию

Отзывы

Отзывы на данный момент отсутствуют

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)