Ловушки себестоимости

или Почему бухгалтерская себестоимость — плохой критерий для принятия решений

Часть 1

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Дмитрий Доденко
Источник: finmanagement.com.ua
размещено: 03.04.2018
обращений: 1740

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Ловушки себестоимости, или Почему бухгалтерская себестоимость — плохой критерий для принятия решений Основная цель деятельности любого предприятия — зарабатывать как можно больше денег сейчас и в будущем. Если предприятие не сможет зарабатывать достаточно денег, то собственники (акционеры) постараются вложить свои деньги в другое предприятие, которое зарабатывает больше. И основным показателем успешности деятельности предприятия является прибыль — сумма превышения доходов над расходами отчётного периода.

    Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе непосредственной связи между понесенными затратами и заработанным доходом по конкретным статьям. Прибыль производственного предприятия от основной деятельности определяется как доход от реализации продукции уменьшенный на себестоимость реализованной продукции и уменьшенный на прочие расходы периода.

    Все расходы предприятия, связанные с производство продукции, учитываются в себестоимости готовой продукции или незавершённого производства до тех пор, пока эта продукция не будет продана. При продаже они учитываются как расходы, и для вычисления величины прибыли сопоставляются с выручкой от продаж. Расходы за отчетный период — это расходы, которые не учитываются при определении себестоимости запасов, поэтому они рассматриваются как расходы, приходящиеся на период, когда они были понесены.

    Производственные расходы могут быть переменные или условно-постоянные. Краткосрочные переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему продукции или уровню деятельности, то есть активизация деятельности в два раза приводит к удвоению переменных затрат. Итак, общие переменные затраты являются линейной функцией, а расходы этого рода на единицу продукции — величина постоянная. Постоянные расходы — это расходы, понесенные в течение определенного периода времени, которые остаются неизменными по величине в широком диапазоне объемов производства. Примеры таких расходов: амортизационные отчисления за фабричные здания, заработная плата администрации, плата за аренду оборудования, расходы на отопление и тому подобное.

    Переменные расходы, приходящиеся на единицу продукции, можно измерить и сопоставить напрямую. Постоянные расходы относятся на стоимость продукции путем их распределения на основе выбранной базы распределения (фактора затрат).

    Если оценивать деятельность предприятия, руководствуясь только данными регламентированного бухгалтерского учёта, который относит в себестоимость и переменные и постоянные производственные расходы, то можно прийти к ошибочным выводам. (Подробнее смотрите в статье "Когда бухгалтерский учёт может обманывать".)

    При принятии решения значимыми для него являются только те расходы и поступления, величина которых зависит от принятого решения. Такие расходы и поступления называются релевантными, то есть принимаемыми в расчет (значимыми для того решения). Расходы и поступления, величина которых не зависит от принимаемого решения, являются нерелевантными и поэтому при принятии решения не учитываются. Таким образом, релевантными финансовыми составляющими, которые анализируются в процессе принятия решения, являются будущие денежные потоки, величина которых зависит от рассматриваемых альтернативных вариантов. Иными словами, в расчет должны приниматься только приростные (дифференциальные) потоки денежных средств, а потоки, которые остаются неизменными при любом варианте, являются нерелевантными для рассматриваемого решения.

    Рассмотрим на конкретных примерах.

    Принятие специальных решений о ценах реализации продукции

    Иногда предприятие должно принять решение о сделке, выходящей за пределы его основного рынка.

    К примеру, предприятие продаёт свою продукцию по Украине и экспортирует в некоторые страны Европы. В один из месяцев низкого спроса, когда у предприятия есть свободные производственные мощности, предприятие получило от предприятия в Беларуси запрос на возможную продажу окрашенного металлопроката в размере 60 тонн по цене 21000 грн./т. Обычная цена реализации такого металлопроката 22000 грн./т. Но у предприятия еще не было продаж в Беларусь и других заказов из этой страны пока нет. В то же время, по информации отдела продаж, даже разовые продажи продукции в Беларусь познакомят потребителей с качеством нашей продукции и, в будущем, позволят нам выйти на этот рынок с нашими обычными ценами. Стоит предприятию принять такое предложение?

    Рассмотрим информацию из бюджета на этот месяц:

    Таблица 1

    Всего, ₴ На 1 т продукции, ₴
    Основные материалы 97 480 000 17 050
    Переменные производственные накладные расходы 9 236 000 1 560
    Постоянные производственные накладные расходы 9 240 000 1 650
    з/п переменная 1 649 000 290
    з/п постоянная 3 472 000 620
    Общие производственные затраты 121 077 000 21 170
    Выручка 123 200 000 22 000
    Валовая прибыль 2 123 000 830

    На первый взгляд, ситуация выглядит так, что это заказ следует отбросить, поскольку предложенная цена в 21 000 грн./т ниже, чем производственная себестоимость в 21 170 грн./т. Однако более подробное изучения затрат показывает, что некоторые производственные затраты останутся неизменными, независимо от того примем мы этот заказ или нет. В таблице 2 представлена информация об изменении доходов и расходов в случае принятия этого заказа. Эта информация дает представление о том, какая информация является релевантной для данного решения.

    Таблица 2

    Не принимать заказ, ₴ Принять заказ, ₴ Разница (релевантные издержки), ₴
    Основные материалы 97 480 000 98 503 000 1 023 000
    Переменные производственные накладные расходы 9 236 000 9 329 600 93 600
    Постоянные производственные накладные расходы 9 240 000 9 240 000 0
    з/п основных работников переменная 1 649 000 1 666 400 17 400
    з/п основных работников 3 472 000 3 472 000 0
    Общие производственные затраты 121 077 000 122 211 000 1 134 000
    Выручка 123 200 000 124 460 000 1 260 000
    Валовая прибыль 2 123 000 2 249 000 126 000

    Но прежде чем давать рекомендации о принятии заказа, необходимо рассмотреть следующие основные факторы. Во-первых, предполагается, что будущая цена реализации не будет зависеть от продажи части продукции по цене, ниже существующей на рынке в настоящее время. Если это предположение некорректно, конкуренты могут прибегнуть к такой же практике снижение цены реализации, пытаясь загрузить свои свободные производственные мощности. Это может привести к снижению рыночной цены в целом, что в свою очередь приведет к падению прибыли от будущих продаж. Снижение будущих прибылей может оказаться большим, чем краткосрочные поступления, полученные в результате принятия разового заказа с ценой реализации ниже рыночной. Во-вторых, решение принять рассмотренный заказ помешает компании принять другие заказы, которые могут быть получены в течение времени его выполнения. Иными словами, предполагается, что за анализируемый период времени более выгодных предложений компания не получит. В-третьих, предполагается, что ресурсы компании не могут быть использованы лучше и не смогут обеспечить дополнительный вклад в прибыль выше 126 000 грн. в месяц. И наконец, считается, что постоянные расходы для рассматриваемого периода неизбежны.

    Пытаясь определить, какие расходы являются для конкретного решения релевантными, можно столкнуться с тем, что в одной ситуации затраты будут релевантными, а в другой те же затраты будут нерелевантными.

    Как видим, в данной ситуации продажа партии продукции в 60 т по цене ниже производственной себестоимости, рассчитанной методом полного распределения, принесет предприятию 126 000 грн. дополнительной прибыли.

    Принятие решений о прекращении производства какого-то вида продукции

    Аналогичный подход следует применять для принятия решения о прекращении производства какого-то вида продукции. Уже притчей стал случай, произошедший в одной компании, когда новый руководитель исключил из ассортимента производства продукты, которые продаются ниже бухгалтерской себестоимости. В следующем периоде он увидел, что уже другие продукты стали неприбыльными. Он исключил из ассортимента производства и эти продукты. А потом оказалось, что компания совсем перестала зарабатывать прибыль на оставшихся продуктах. Это произошло потому, что свои решения этот руководитель принимал исходя из себестоимости продукции, рассчитанной методом полного распределения производственных затрат. И при исключении из ассортимента продуктов, которые брали на себя часть постоянных затрат, эта часть постоянных расходов распределялась на оставшиеся продукты. И маржа, которая зарабатывалась остальными продуктами, перестала покрывать постоянные затраты.

    Принятие решений о том, что целесообразнее: изготавливать какие-то компоненты самостоятельно или покупать их

    Для принятия решения о том какой продукт выгоднее производить самим, а какой покупать на стороне, информация о постоянных расходах, распределяемых на продукт, будет нерелевантной. А релевантной информацией будут не только переменные затраты на производство продукта по сравнению с ценой его закупки у стороннего производителя, но и сумма дохода в случае альтернативного использования освобождённых производственных мощностей. Большое значение имеет также информация о том являются ли рассматриваемые производственные мощности ограничением для конкретного предприятия.

    Принятие решений о замене оборудования: независимость от прошлых расходов

    Замена оборудования — это капиталовложение, или долгосрочное решение, которое требует применения процедур дисконтирования потоков денежных средств. Один из аспектов решений, связанных с заменой активов, связан с балансовой стоимостью (стоимостью за вычетом амортизации) старого оборудования. Эта проблема, часто вызывает трудности. Правильный подход к ней основывается на применении принципов релевантных затрат — учет того, что прошлые или безвозвратные расходы для принятия данного решения является нерелевантными. Релевантными будут только будущие денежные потоки, связанные с покупкой нового оборудования и его использованием. Однако нельзя забывать о денежных поступлениях от возможной продажи старого оборудования или другого альтернативного оборудованием.

    Мы рассмотрели некоторые аспекты релевантности информации для принятия решений в бизнесе и убедились, что в некоторых случаях продажа продукции по ценам ниже бухгалтерской себестоимости может принести предприятию дополнительную прибыль — если цена продажи превышает себестоимость по переменным затратам.

    Но в некоторых случаях продажа продукции/товара по цене выше себестоимости может уменьшать прибыль предприятия. В каких именно случаях? Читайте Ловушки себестоимости (часть 2).

    Иллюстрация: Depositphotos.com



    comments powered by HyperComments
    БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ПО ТЕМЕ:
    1-2 ноября 2018
    Киев
    Управленческий учет. Финансы. Бюджеты

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
    Оценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компанияхОценка компаний при слияниях и поглощениях. Создание стоимости в частных компаниях
    Руководство по корпоративным финансам. Пособие по финансовым рынкам, решениям и методамРуководство по корпоративным финансам. Пособие по финансовым рынкам, решениям и методам
    Практическая энциклопедия финансового менеджераПрактическая энциклопедия финансового менеджера
    Управление денежными потоками. Как не оказаться на мелиУправление денежными потоками. Как не оказаться на мели
    Правила инвестирования Уоррена БаффеттаПравила инвестирования Уоррена Баффетта


    Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
    Для авторов: Редакционная политика портала.
    система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



    bigmir)net TOP 100

    МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
    АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
    СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
    ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

    Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


    Copyright © 2001-2018, Management.com.ua
    Портал создан и поддерживается Strategic

    Подписка на Менеджмент.Дайджест

    Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



    Спасибо, я уже подписан(-а)