Ловушки себестоимости

или Почему бухгалтерская себестоимость — плохой критерий для принятия решений

Часть 1

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Дмитрий Доденко
Источник: finmanagement.com.ua
размещено: 03.04.2018
обращений: 580

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Ловушки себестоимости, или Почему бухгалтерская себестоимость — плохой критерий для принятия решений Основная цель деятельности любого предприятия — зарабатывать как можно больше денег сейчас и в будущем. Если предприятие не сможет зарабатывать достаточно денег, то собственники (акционеры) постараются вложить свои деньги в другое предприятие, которое зарабатывает больше. И основным показателем успешности деятельности предприятия является прибыль — сумма превышения доходов над расходами отчётного периода.

    Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе непосредственной связи между понесенными затратами и заработанным доходом по конкретным статьям. Прибыль производственного предприятия от основной деятельности определяется как доход от реализации продукции уменьшенный на себестоимость реализованной продукции и уменьшенный на прочие расходы периода.

    Все расходы предприятия, связанные с производство продукции, учитываются в себестоимости готовой продукции или незавершённого производства до тех пор, пока эта продукция не будет продана. При продаже они учитываются как расходы, и для вычисления величины прибыли сопоставляются с выручкой от продаж. Расходы за отчетный период — это расходы, которые не учитываются при определении себестоимости запасов, поэтому они рассматриваются как расходы, приходящиеся на период, когда они были понесены.

    Производственные расходы могут быть переменные или условно-постоянные. Краткосрочные переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему продукции или уровню деятельности, то есть активизация деятельности в два раза приводит к удвоению переменных затрат. Итак, общие переменные затраты являются линейной функцией, а расходы этого рода на единицу продукции — величина постоянная. Постоянные расходы — это расходы, понесенные в течение определенного периода времени, которые остаются неизменными по величине в широком диапазоне объемов производства. Примеры таких расходов: амортизационные отчисления за фабричные здания, заработная плата администрации, плата за аренду оборудования, расходы на отопление и тому подобное.

    Переменные расходы, приходящиеся на единицу продукции, можно измерить и сопоставить напрямую. Постоянные расходы относятся на стоимость продукции путем их распределения на основе выбранной базы распределения (фактора затрат).

    Если оценивать деятельность предприятия, руководствуясь только данными регламентированного бухгалтерского учёта, который относит в себестоимость и переменные и постоянные производственные расходы, то можно прийти к ошибочным выводам. (Подробнее смотрите в статье "Когда бухгалтерский учёт может обманывать".)

    При принятии решения значимыми для него являются только те расходы и поступления, величина которых зависит от принятого решения. Такие расходы и поступления называются релевантными, то есть принимаемыми в расчет (значимыми для того решения). Расходы и поступления, величина которых не зависит от принимаемого решения, являются нерелевантными и поэтому при принятии решения не учитываются. Таким образом, релевантными финансовыми составляющими, которые анализируются в процессе принятия решения, являются будущие денежные потоки, величина которых зависит от рассматриваемых альтернативных вариантов. Иными словами, в расчет должны приниматься только приростные (дифференциальные) потоки денежных средств, а потоки, которые остаются неизменными при любом варианте, являются нерелевантными для рассматриваемого решения.

    Рассмотрим на конкретных примерах.

    Принятие специальных решений о ценах реализации продукции

    Иногда предприятие должно принять решение о сделке, выходящей за пределы его основного рынка.

    К примеру, предприятие продаёт свою продукцию по Украине и экспортирует в некоторые страны Европы. В один из месяцев низкого спроса, когда у предприятия есть свободные производственные мощности, предприятие получило от предприятия в Беларуси запрос на возможную продажу окрашенного металлопроката в размере 60 тонн по цене 21000 грн./т. Обычная цена реализации такого металлопроката 22000 грн./т. Но у предприятия еще не было продаж в Беларусь и других заказов из этой страны пока нет. В то же время, по информации отдела продаж, даже разовые продажи продукции в Беларусь познакомят потребителей с качеством нашей продукции и, в будущем, позволят нам выйти на этот рынок с нашими обычными ценами. Стоит предприятию принять такое предложение?

    Рассмотрим информацию из бюджета на этот месяц:

    Таблица 1

    Всего, ₴ На 1 т продукции, ₴
    Основные материалы 97 480 000 17 050
    Переменные производственные накладные расходы 9 236 000 1 560
    Постоянные производственные накладные расходы 9 240 000 1 650
    з/п переменная 1 649 000 290
    з/п постоянная 3 472 000 620
    Общие производственные затраты 121 077 000 21 170
    Выручка 123 200 000 22 000
    Валовая прибыль 2 123 000 830

    На первый взгляд, ситуация выглядит так, что это заказ следует отбросить, поскольку предложенная цена в 21 000 грн./т ниже, чем производственная себестоимость в 21 170 грн./т. Однако более подробное изучения затрат показывает, что некоторые производственные затраты останутся неизменными, независимо от того примем мы этот заказ или нет. В таблице 2 представлена информация об изменении доходов и расходов в случае принятия этого заказа. Эта информация дает представление о том, какая информация является релевантной для данного решения.

    Таблица 2

    Не принимать заказ, ₴ Принять заказ, ₴ Разница (релевантные издержки), ₴
    Основные материалы 97 480 000 98 503 000 1 023 000
    Переменные производственные накладные расходы 9 236 000 9 329 600 93 600
    Постоянные производственные накладные расходы 9 240 000 9 240 000 0
    з/п основных работников переменная 1 649 000 1 666 400 17 400
    з/п основных работников 3 472 000 3 472 000 0
    Общие производственные затраты 121 077 000 122 211 000 1 134 000
    Выручка 123 200 000 124 460 000 1 260 000
    Валовая прибыль 2 123 000 2 249 000 126 000

    Но прежде чем давать рекомендации о принятии заказа, необходимо рассмотреть следующие основные факторы. Во-первых, предполагается, что будущая цена реализации не будет зависеть от продажи части продукции по цене, ниже существующей на рынке в настоящее время. Если это предположение некорректно, конкуренты могут прибегнуть к такой же практике снижение цены реализации, пытаясь загрузить свои свободные производственные мощности. Это может привести к снижению рыночной цены в целом, что в свою очередь приведет к падению прибыли от будущих продаж. Снижение будущих прибылей может оказаться большим, чем краткосрочные поступления, полученные в результате принятия разового заказа с ценой реализации ниже рыночной. Во-вторых, решение принять рассмотренный заказ помешает компании принять другие заказы, которые могут быть получены в течение времени его выполнения. Иными словами, предполагается, что за анализируемый период времени более выгодных предложений компания не получит. В-третьих, предполагается, что ресурсы компании не могут быть использованы лучше и не смогут обеспечить дополнительный вклад в прибыль выше 126 000 грн. в месяц. И наконец, считается, что постоянные расходы для рассматриваемого периода неизбежны.

    Пытаясь определить, какие расходы являются для конкретного решения релевантными, можно столкнуться с тем, что в одной ситуации затраты будут релевантными, а в другой те же затраты будут нерелевантными.

    Как видим, в данной ситуации продажа партии продукции в 60 т по цене ниже производственной себестоимости, рассчитанной методом полного распределения, принесет предприятию 126 000 грн. дополнительной прибыли.

    Принятие решений о прекращении производства какого-то вида продукции

    Аналогичный подход следует применять для принятия решения о прекращении производства какого-то вида продукции. Уже притчей стал случай, произошедший в одной компании, когда новый руководитель исключил из ассортимента производства продукты, которые продаются ниже бухгалтерской себестоимости. В следующем периоде он увидел, что уже другие продукты стали неприбыльными. Он исключил из ассортимента производства и эти продукты. А потом оказалось, что компания совсем перестала зарабатывать прибыль на оставшихся продуктах. Это произошло потому, что свои решения этот руководитель принимал исходя из себестоимости продукции, рассчитанной методом полного распределения производственных затрат. И при исключении из ассортимента продуктов, которые брали на себя часть постоянных затрат, эта часть постоянных расходов распределялась на оставшиеся продукты. И маржа, которая зарабатывалась остальными продуктами, перестала покрывать постоянные затраты.

    Принятие решений о том, что целесообразнее: изготавливать какие-то компоненты самостоятельно или покупать их

    Для принятия решения о том какой продукт выгоднее производить самим, а какой покупать на стороне, информация о постоянных расходах, распределяемых на продукт, будет нерелевантной. А релевантной информацией будут не только переменные затраты на производство продукта по сравнению с ценой его закупки у стороннего производителя, но и сумма дохода в случае альтернативного использования освобождённых производственных мощностей. Большое значение имеет также информация о том являются ли рассматриваемые производственные мощности ограничением для конкретного предприятия.

    Принятие решений о замене оборудования: независимость от прошлых расходов

    Замена оборудования — это капиталовложение, или долгосрочное решение, которое требует применения процедур дисконтирования потоков денежных средств. Один из аспектов решений, связанных с заменой активов, связан с балансовой стоимостью (стоимостью за вычетом амортизации) старого оборудования. Эта проблема, часто вызывает трудности. Правильный подход к ней основывается на применении принципов релевантных затрат — учет того, что прошлые или безвозвратные расходы для принятия данного решения является нерелевантными. Релевантными будут только будущие денежные потоки, связанные с покупкой нового оборудования и его использованием. Однако нельзя забывать о денежных поступлениях от возможной продажи старого оборудования или другого альтернативного оборудованием.

    Мы рассмотрели некоторые аспекты релевантности информации для принятия решений в бизнесе и убедились, что в некоторых случаях продажа продукции по ценам ниже бухгалтерской себестоимости может принести предприятию дополнительную прибыль — если цена продажи превышает себестоимость по переменным затратам.

    Но в некоторых случаях продажа продукции/товара по цене выше себестоимости может уменьшать прибыль предприятия. В каких именно случаях? Читайте Ловушки себестоимости (часть 2).

    Иллюстрация: Depositphotos.com



    comments powered by HyperComments
    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
    Родео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондовРодео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондов
    Финансовые услуги: перезагрузка. Вызовы будущего для потребительского рынка банковских и страховых услугФинансовые услуги: перезагрузка. Вызовы будущего для потребительского рынка банковских и страховых услуг
    Сучасна теорія грошейСучасна теорія грошей
    Трейдинг с доктором Элдером. Энциклопедия биржевой игрыТрейдинг с доктором Элдером. Энциклопедия биржевой игры
    Риск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологииРиск-менеджмент. Базовые принципы и современные технологии


    Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
    Для авторов: Редакционная политика портала.
    система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



    bigmir)net TOP 100

    МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
    АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
    СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
    ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

    Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


    Copyright © 2001-2018, Management.com.ua
    Портал создан и поддерживается STRATEGIC

    Подписка на Менеджмент.Дайджест

    Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



    Спасибо, я уже подписан(-а)