Ступени, ведущие к облакам

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Екатерина Волкова, Intelligent Enterprise (№7, 2011)
размещено: 16.09.2011
обращений: 6595

Не секрет, что концепция облаков — в известной степени технологическая. Двигаясь по пути их создания, компании или независимые провайдеры ИТ-услуг, очевидно, должны делать вполне определенные технологические акценты.
Но облачные технологии достигли того уровня зрелости, когда их применением активно интересуется бизнес.

Что интересно, по данным исследования компании McKinsey, уже сейчас 75% руководителей высшего звена компаний верят, что использование облаков в конце концов позволит привнести качественно новый уровень в работу. А недавний опрос CIO Market Pulse, проводимый IDG, в свою очередь, выявил, что около 75% ИТ-департаментов используют технологию Cloud Computing в качестве платформы для функционирования бизнес-приложений или собираются начать делать это в течение ближайшего года.

С другой стороны, последствия последних двух-трех лет, непростых для мировой экономики, полностью не исчезли. Руководители по-прежнему предпочитают ориентироваться на краткосрочные инвестиции и, по возможности, избегать рисков. Общие же принципы вложения средств в те или иные инициативы у руководства компаний в целом просты и проверены. С одной стороны, надо идти к цели хорошо продуманными шагами, с другой — пытаться распараллеливать усилия для достижения максимального результата. Облачная стратегия не стала исключением, и коль скоро в данном случае убеждать бизнес должен именно CIO, хотелось бы изложить эти тезисы в контексте облачной темы. Тем более что некоторые из них, с нашей точки зрения, до сих пор не очевидны.

С правилом распараллеливания усилий коррелирует известный принцип «разделяй и властвуй». Пытаясь провести ту или иную инициативу, CIO часто сосредоточивает все усилия на высшем руководителе компании, упуская тот факт, что в бизнесе существует масса направлений, руководитель каждого из которых сосредоточен на своих задачах, а не на бизнесе в целом. Доведя до каждого нужные идеи, можно достигнуть большего результата, чем при взаимодействии (даже благоприятном) только с первым лицом. Дело в том, что облачные технологии (особенно в отношении частного облака) — практически идеальная концепция для реализации такого «параллелизма». Ведь здесь речь идет не о продукте и даже не об их совокупности. Мы говорим о принципе ИТ-поддержки бизнеса как таковом. И каждый департамент (а часто и индивидуальные бизнес-пользователи) рассматривается в данном случае как отдельный заказчик. Кстати, Gartner также предсказывает, что к 2016 г. 60% всех решений в области ИТ-поддержки будет приниматься именно функциональными менеджерами.

Разрабатывая облачную стратегию с той или иной степенью формальности, всегда следует параллельно оценивать перспективы трех основных моделей облачных вычислений. Речь идет о публичном, частном и гибридном облаке.

Публичное облако (от поставщиков, подобных Google и Amazon), по мнению нашей компании, оптимально подходит для функций, используемых «как есть», к которым ИТ-подразделение компании практически не добавляет стоимости. Таковы, например, приложения электронной почты и коллективного взаимодействия.

Частное облако — среда, которая «выращивается» как раз для функционирования наиболее сложных, критичных для бизнеса систем, где требуется сочетание масштабируемости и адаптируемости платформы при сохранении высокой степени контроля над вычислительной средой. Ее использование, равно как и использование публичного облака, предполагает прозрачное ценообразование и обязательное наличие метрик качества предоставления услуг.

Гибридное облако, как известно, являет собой сочетание двух вышеназванных форм, а следовательно, CIO должен вести адекватную стратегию разделения сервисов между ними. Более-менее понятно разделение по требованию безопасности хранимых в облаке данных или по условию критичности того или иного приложения. Однако стоит отметить, что по этим традиционным границам разделение идет не всегда. Зачастую, скажем, некоторые финансовые приложения становятся критичными лишь в определенные периоды времени. Они могут периодически мигрировать из частного облака в публичное и обратно.

Целесообразно будет параллельно рассмотреть несколько ракурсов проблемы внедрения облачных вычислений. У нас, в компании EMC, считается, что каждое планируемое решение в этой области должно пройти через три своеобразных фильтра, связанных с оценкой экономической и функциональной целесообразности, а также целесообразности внедрения с точки зрения информационной безопасности.

Вопросы экономики представляются более широкими, чем вопросы чисто финансовой эффективности и сокращения затрат. Как известно, KPI часто не выражаются в денежных единицах, а являются численным эквивалентом, скажем, доступности сервиса. Стоимость же в этом случае покрывается другими сервисами цепочки. Или, например, бизнес может выделять в цепочке сервис с наивысшими характеристиками надежности, пусть даже по более высокой цене. Всех этих компромиссов можно достигать комбинацией применения различных облачных моделей.

Вопросы функциональности при всей важности прямых функций ИТ-поддержки бизнеса часто сводятся не к самому облачному сервису (и уж тем более не к приложению), а к его окружению. Так, зачастую буквально на первый план выходит возможность интеграции с другими элементами корпоративного ландшафта, которая возможна даже из публичного облака.

А уж планируя конфигурацию информационной поддержки с использованием частного облака, об этом необходимо задумываться тем более.

Вопросы безопасности облачных вычислений надо признать действительно актуальными. Эта проблема давно породила отдельное и при этом, наверное, одно из самых емких на сегодняшний день направление информационной безопасности. Его следует изучать специально, а здесь мы скажем лишь о том, о чем в массовом потоке описания технологических решений часто забывают.

Один из синонимов облачных технологий — гибкость корпоративной информационной поддержки, а она при современном развитии ИТ-инфраструктуры в целом часто требуется как раз в тех случаях, когда есть потребность динамично регулировать подключение и работу большого количества сотрудников, находящихся вне офиса. С точки зрения прикладной ИТ-поддержки облако здесь — едва ли не идеальный выход. Однако вопросы обеспечения безопасности все равно встают, и в подобной ситуации проблему не решить только за счет технических средств. Выстраивание всевозможных заграждений по совокупности факторов развития современного бизнеса становится менее эффективным инструментом. Соответственно большую роль начинает играть управленческая практика, а также стандарты и политики, используемые поставщиком сервиса (не важно, внутренним или внешним). Они обеспечивают прозрачность и технологичность его работы. Об этом следует помнить.

Также попутно следует сказать, что облака неотрывны от технологий виртуализации, которые, в свою очередь, уже включают в себя определенные компоненты ИТ.

Говоря о пошаговой стратегии движения к частному облаку, мы выделяем три отдельные фазы.

  • Фаза ИТ-инициативы, в основном связанная со снижением ИТ-издержек.
  • Фаза бизнес-инициативы, направленная на повышение качества услуг.
  • Фаза перехода к концепции «ИТ как сервис». На этой фазе решаются вопросы наибольшей адаптируемости инфраструктуры.

На первой фазе, переводя в облака приложения, находящиеся, как правило, вне зоны непосредственного внимания бизнеса (например, корпоративную печать), решают вопросы сокращения капитальных и операционных расходов, что достигается, например, за счет более эффективной и безопасной инфраструктуры хранения.

Второй этап связан с выведением бизнес-критичных прикладных систем в частное облако и более совершенным предоставлением связанного с ними сервиса.

Третий этап предполагает преобразование ИТ-департамента из поставщика технологий для бизнеса в провайдера ИТ-сервиса. С технологической точки зрения здесь мы переходим к практически тотальному использованию технологий виртуализации. С позиций организации ИТ-поддержки бизнеса именно на этой стадии отношения между бизнесом и ИТ в компании переходят на качественно новый уровень партнерских отношений.

Об авторе:

    Екатерина Волкова, директор по маркетингу «EMC Россия и СНГ».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Цифровой банк. Как создать цифровой банк или стать имЦифровой банк. Как создать цифровой банк или стать им
Интернет вещей. Будущее уже здесьИнтернет вещей. Будущее уже здесь
Машинное обучениеМашинное обучение



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)