Ступени, ведущие к облакам

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Екатерина Волкова, Intelligent Enterprise (№7, 2011)
размещено: 16.09.2011
обращений: 3563

Не секрет, что концепция облаков — в известной степени технологическая. Двигаясь по пути их создания, компании или независимые провайдеры ИТ-услуг, очевидно, должны делать вполне определенные технологические акценты.
Но облачные технологии достигли того уровня зрелости, когда их применением активно интересуется бизнес.

Что интересно, по данным исследования компании McKinsey, уже сейчас 75% руководителей высшего звена компаний верят, что использование облаков в конце концов позволит привнести качественно новый уровень в работу. А недавний опрос CIO Market Pulse, проводимый IDG, в свою очередь, выявил, что около 75% ИТ-департаментов используют технологию Cloud Computing в качестве платформы для функционирования бизнес-приложений или собираются начать делать это в течение ближайшего года.

С другой стороны, последствия последних двух-трех лет, непростых для мировой экономики, полностью не исчезли. Руководители по-прежнему предпочитают ориентироваться на краткосрочные инвестиции и, по возможности, избегать рисков. Общие же принципы вложения средств в те или иные инициативы у руководства компаний в целом просты и проверены. С одной стороны, надо идти к цели хорошо продуманными шагами, с другой — пытаться распараллеливать усилия для достижения максимального результата. Облачная стратегия не стала исключением, и коль скоро в данном случае убеждать бизнес должен именно CIO, хотелось бы изложить эти тезисы в контексте облачной темы. Тем более что некоторые из них, с нашей точки зрения, до сих пор не очевидны.

С правилом распараллеливания усилий коррелирует известный принцип «разделяй и властвуй». Пытаясь провести ту или иную инициативу, CIO часто сосредоточивает все усилия на высшем руководителе компании, упуская тот факт, что в бизнесе существует масса направлений, руководитель каждого из которых сосредоточен на своих задачах, а не на бизнесе в целом. Доведя до каждого нужные идеи, можно достигнуть большего результата, чем при взаимодействии (даже благоприятном) только с первым лицом. Дело в том, что облачные технологии (особенно в отношении частного облака) — практически идеальная концепция для реализации такого «параллелизма». Ведь здесь речь идет не о продукте и даже не об их совокупности. Мы говорим о принципе ИТ-поддержки бизнеса как таковом. И каждый департамент (а часто и индивидуальные бизнес-пользователи) рассматривается в данном случае как отдельный заказчик. Кстати, Gartner также предсказывает, что к 2016 г. 60% всех решений в области ИТ-поддержки будет приниматься именно функциональными менеджерами.

Разрабатывая облачную стратегию с той или иной степенью формальности, всегда следует параллельно оценивать перспективы трех основных моделей облачных вычислений. Речь идет о публичном, частном и гибридном облаке.

Публичное облако (от поставщиков, подобных Google и Amazon), по мнению нашей компании, оптимально подходит для функций, используемых «как есть», к которым ИТ-подразделение компании практически не добавляет стоимости. Таковы, например, приложения электронной почты и коллективного взаимодействия.

Частное облако — среда, которая «выращивается» как раз для функционирования наиболее сложных, критичных для бизнеса систем, где требуется сочетание масштабируемости и адаптируемости платформы при сохранении высокой степени контроля над вычислительной средой. Ее использование, равно как и использование публичного облака, предполагает прозрачное ценообразование и обязательное наличие метрик качества предоставления услуг.

Гибридное облако, как известно, являет собой сочетание двух вышеназванных форм, а следовательно, CIO должен вести адекватную стратегию разделения сервисов между ними. Более-менее понятно разделение по требованию безопасности хранимых в облаке данных или по условию критичности того или иного приложения. Однако стоит отметить, что по этим традиционным границам разделение идет не всегда. Зачастую, скажем, некоторые финансовые приложения становятся критичными лишь в определенные периоды времени. Они могут периодически мигрировать из частного облака в публичное и обратно.

Целесообразно будет параллельно рассмотреть несколько ракурсов проблемы внедрения облачных вычислений. У нас, в компании EMC, считается, что каждое планируемое решение в этой области должно пройти через три своеобразных фильтра, связанных с оценкой экономической и функциональной целесообразности, а также целесообразности внедрения с точки зрения информационной безопасности.

Вопросы экономики представляются более широкими, чем вопросы чисто финансовой эффективности и сокращения затрат. Как известно, KPI часто не выражаются в денежных единицах, а являются численным эквивалентом, скажем, доступности сервиса. Стоимость же в этом случае покрывается другими сервисами цепочки. Или, например, бизнес может выделять в цепочке сервис с наивысшими характеристиками надежности, пусть даже по более высокой цене. Всех этих компромиссов можно достигать комбинацией применения различных облачных моделей.

Вопросы функциональности при всей важности прямых функций ИТ-поддержки бизнеса часто сводятся не к самому облачному сервису (и уж тем более не к приложению), а к его окружению. Так, зачастую буквально на первый план выходит возможность интеграции с другими элементами корпоративного ландшафта, которая возможна даже из публичного облака.

А уж планируя конфигурацию информационной поддержки с использованием частного облака, об этом необходимо задумываться тем более.

Вопросы безопасности облачных вычислений надо признать действительно актуальными. Эта проблема давно породила отдельное и при этом, наверное, одно из самых емких на сегодняшний день направление информационной безопасности. Его следует изучать специально, а здесь мы скажем лишь о том, о чем в массовом потоке описания технологических решений часто забывают.

Один из синонимов облачных технологий — гибкость корпоративной информационной поддержки, а она при современном развитии ИТ-инфраструктуры в целом часто требуется как раз в тех случаях, когда есть потребность динамично регулировать подключение и работу большого количества сотрудников, находящихся вне офиса. С точки зрения прикладной ИТ-поддержки облако здесь — едва ли не идеальный выход. Однако вопросы обеспечения безопасности все равно встают, и в подобной ситуации проблему не решить только за счет технических средств. Выстраивание всевозможных заграждений по совокупности факторов развития современного бизнеса становится менее эффективным инструментом. Соответственно большую роль начинает играть управленческая практика, а также стандарты и политики, используемые поставщиком сервиса (не важно, внутренним или внешним). Они обеспечивают прозрачность и технологичность его работы. Об этом следует помнить.

Также попутно следует сказать, что облака неотрывны от технологий виртуализации, которые, в свою очередь, уже включают в себя определенные компоненты ИТ.

Говоря о пошаговой стратегии движения к частному облаку, мы выделяем три отдельные фазы.

  • Фаза ИТ-инициативы, в основном связанная со снижением ИТ-издержек.
  • Фаза бизнес-инициативы, направленная на повышение качества услуг.
  • Фаза перехода к концепции «ИТ как сервис». На этой фазе решаются вопросы наибольшей адаптируемости инфраструктуры.

На первой фазе, переводя в облака приложения, находящиеся, как правило, вне зоны непосредственного внимания бизнеса (например, корпоративную печать), решают вопросы сокращения капитальных и операционных расходов, что достигается, например, за счет более эффективной и безопасной инфраструктуры хранения.

Второй этап связан с выведением бизнес-критичных прикладных систем в частное облако и более совершенным предоставлением связанного с ними сервиса.

Третий этап предполагает преобразование ИТ-департамента из поставщика технологий для бизнеса в провайдера ИТ-сервиса. С технологической точки зрения здесь мы переходим к практически тотальному использованию технологий виртуализации. С позиций организации ИТ-поддержки бизнеса именно на этой стадии отношения между бизнесом и ИТ в компании переходят на качественно новый уровень партнерских отношений.

Об авторе:

    Екатерина Волкова, директор по маркетингу «EMC Россия и СНГ».


comments powered by HyperComments
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Корпоративные блоги. Правила поведенияКорпоративные блоги. Правила поведения
Почти интеллектуальные системы. Как получить конкурентные преимущества путем автоматизации принятия скрытых решенийПочти интеллектуальные системы. Как получить конкурентные преимущества путем автоматизации принятия скрытых решений
Великий переход. Революция облачных технологийВеликий переход. Революция облачных технологий
Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателейКонверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей
Верховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мирВерховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мир


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)