Ключевые навыки современного ИТ-директора

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Валерий Бычков, CIO World
размещено: 21.03.2014
обращений: 5038

Ключевые навыки современного ИТ-директора
Помните сериал «Компьютерщики», он же «IT Crowds»? У комедии свои законы и многие сцены в фильме были сделаны, чтобы зрителям было смешно. Но знаете, мне кажется, что из Кэтрин Паркинсон в роли Джен Барбер получился не самый плохой CIO. По крайней мере, ей вполне удавалось решать несколько очень значимых задач:
  • Заставлять своих сотрудников изображать работу, вместо того, чтобы целый день сидеть в интернете и играть в свои игрушки.

  • Входить в кабинет директора без стука и в любое время. Не будем рассматривать любовную линию в этом сценарии, но у этой тетки вполне были возможности для эффективного согласования любых ИТ-шных вопросов.

  • В образ техподдержки из подвала она явно не вписывалась, так что репутацию ИТ в компании ей все же удалось улучшить.

В сущности, подобные назначения в реальных ИТ-службах встречаются не так уж редко. Бывшие ИТ-специалисты среди CIO встречаются довольно часто. Однако на этой должности много представителей различных технических и других инженерных служб, а также просто менеджеров, которых превратности карьеры занесли в ИТ-сферу. Мне иногда кажется, что лучшими CIO могли бы стать сотрудники HR, и прочие корпоративные психологи. Только их на подобные должности назначают крайне редко. Сертифицированные «гуру» с дипломом MBA со специализацией в ИТ в явном меньшинстве. Вот только какой-либо статистики, о том кто лучше всего справляется с обязанностями CIO, просто не существует.

Нужны ли CIO глубокие знания ИТ? Лично я в этом сомневаюсь. Необходимый минимум компьютерных навыков — обычный опытный пользователь, способный дать коллегам (а главное руководству) подсказку из арсенала эникейщика — как открыть документ, где находится та или иная функций, как включить веб-камеру и т.п. Все более сложное хороший CIO должен уметь правильно делегировать. Общее представление об ИТ-хозяйстве CIO должен иметь, но лучше всех разбираться в технологиях ему совсем не обязательно. Впрочем, как раз общие знания легко набираются, если человек желает и умеет учиться. Причем учиться лучше методологиям управления ИТ: ITIL, COBIT, MOF и т.п., а не отдельным технологиям.

Так какими же ключевыми навыками должен обладать современный ИТ-директор?

CIO совмещает самые разные функции. В зависимости от характера бизнеса и текущей ситуации те или иные навыки оказываются важнее других. И очень редко от CIO требуются именно технические навыки. Умение вести переговоры и прочие soft skills в большинстве ситуаций намного важнее. Конечно, на разных этапах развития компании требуются разные CIO. Технологический зуд у некоторых ИТ-шников — перманентное свойство. В момент масштабного развертывания ERP-систем это отличное свойство. Однако в «спокойные» периоды, когда необходимо всего лишь обеспечивать эксплуатацию систем — это свойство лишнее. Может быть, поэтому в некоторых компаниях одни глобальные ИТ-проекты сменяются другими, и спокойных периодов нет вовсе. Безусловно современные ИТ дают возможность постоянно что-то внедрять, улучшать и оптимизировать. Вот только с каждым проектом отдача все меньше. Старая ERP борозды не испортит.

CIO должен обладать «гибридными» знаниями. Иногда CIO должен объяснять прочим ИТ-шникам, чего хочет бизнес. Для этого он должен «перевести» видение бизнеса на язык технических требований, а потребности различных бизнес-подразделений — на язык инвестиций в ИТ, которые обеспечат реализацию стратегии развития. Сегодняшний деловой мир невозможно представить без ИТ, поэтому CIO должен понимать, как использовать технологии для повышения доходов компании. В определенной степени требуется визионер, способный предсказать правильный путь развития технологий.

CIO должен управлять процессами. Задача ИТ-директора продвигать корпоративную модель управления, эффективную с точки зрения бизнеса. С этим одинаково хорошо может справиться и бывший ИТ-специалист, и менеджер. Для того, чтобы автоматизировать и управлять бизнес-процессом, его необходимо выделить, описать, формализовать, разбить на этапы и т.п., а потом собрать то, что получилось на живых людях. Здесь явно личные качества приобретают первостепенное значение. Ни один процесс, и ни одна политика в компании не будут работать, если у CIO не будет достаточно личного влияния, чтобы убедить всех, что это единственно правильный и единственно возможный способ работы.

Полиглот, говорящий на нескольких языках. ИТ-директору необходимо четкое понимание бизнес-целей и финансовой стратегии компании, чтобы «перевести» их в ИТ-стратегию. Многие ИТ-директора, обладающие широким видением, уже взяли на себя решение ключевых проблем, с которыми сегодня сталкиваются компании. Успешный CIO должен разбираться в продажах и маркетинге, чтобы «продать» свои идеи руководству компании. Он также должен понимать язык бухгалтеров и финансистов. И, конечно, он должен быть подкован в техническом плане. И еще пригодиться предпринимательская жилка, чтобы управлять ИТ-отделом как бизнесом.

CIO должен создавать ценность для бизнеса. Обычный ИТ-директор управляет ИТ-активами (ПО, оборудование и т.д.) и обеспечивает стабильную работу ИТ-систем. Предприимчивый ИТ-директор совместно с руководителями бизнес-подразделений управляет инвестициями в ИТ для повышения производительности и внедрения инноваций. Сами по себе технологии доход не приносят. Все дело в том, как при помощи инновационных технологий реорганизуется деятельность сотрудников и устраняются узкие места в бизнес-процессах.

К современному CIO предъявляется требование быть универсальным специалистом сразу в нескольких областях: на 25% ИТ-специалистом (самой широкой специализации), на 20% менеджером и на 30% психологом, коучем и hr-ом, на 15% бизнес-консультантом, на 5% завхозом и на 5% всем остальным. Последние 5% обычно самые важные.



comments powered by HyperComments
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнесаЭра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса
Интернет вещей. Будущее уже здесьИнтернет вещей. Будущее уже здесь
Новий цифровий світНовий цифровий світ
Пришестя роботів. Техніка і загроза майбутнього безробіттяПришестя роботів. Техніка і загроза майбутнього безробіття
Руководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентовРуководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентов


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2018, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)