ИНТЕРВЬЮ | Эвелин Кларк 11 января 2007 г.

Сила легенды

Интервью с Эвелином Кларком, президентом консалтинговой компании Corporate Storytelling

Автор: Владимир Правоторов, "Кадровый менеджмент" (№9, 2006)

В американских компаниях огромное значение имеют легенды об основании бизнеса и поведении сотрудников. Они бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, выполняя очень важную мотивирующую функцию. Об особенностях storytelling в США журналу "Кадровый менеджмент" рассказывает Эвелин Кларк, президент консалтинговой компании Corporate Storytelling.

Эвелин Кларк (Evelyn Clark), президент консалтинговой компании Corporate Storytelling, специализирующейся на управлении внутренними коммуникациями и развитии у лидеров навыков передачи информации в виде историй, мифов и легенд о компании. Окончила University of Washington, работала новостным редактором в Associated Press, затем в компании NSA/Northwest, где в течение двух лет входила в состав совета директоров. Автор множества статей на тему «Корпоративный storytelling», а также книги «Around the Corporate Campfire».
Каковы основные функции корпоративных историй, мифов и легенд?

По словам Макса Депри (Max DePree), генерального директора компании Herman Miller и автора книги «Лидерство — это искусство» («Leadership is аn Art»), «В каждой семье, колледже, корпорации, институте должны быть носители и рассказчики историй и легенд, причем в каждом поколении. Если эта связь прерывается, то вместе с историями люди в данной общности теряют особый исторический контекст и основные, связующие ценности».

Пересказы историй — это самый естественный путь общения. Именно поэтому storytelling является мощным инструментом внутренних коммуникаций, которым пользуются лидеры. Многие ученые полагают, что людям присуще стремление рассказывать, пересказывать и слушать истории. Я вспоминаю различные рабочие встречи и обсуждения, проводимые с клиентами: когда кто-то спрашивает, как идет работа над проектом, ты никогда не ответишь что-то вроде: «Сейчас началась пятая неделя работы над проектом, и мы точно успеем закончить его в срок». Обычно говорят нечто похожее на: «Сейчас я расскажу вам, что случилось вчера». И человек пускается в описание неожиданного, курьезного или негативного эпизода. Что самое интересное, при первых словах рассказчика окружающие словно оживают и начинают прислушиваться. Можно сказать, что рассказчик получает власть над аудиторией. Никто не хочет пропустить интересную историю!

Какие типы корпоративных историй Вы можете выделить?

Существует много разных видов использования историй и легенд для повышения эффективности управления компанией. Вот наиболее распространенные:

  • Обмен знаниями (истории, содержащие различные случаи решения сотрудниками текущих проблем на работе)
  • Управление изменениями (положительные рассказы о том, что нового появится в компании после проведения изменений и что полезного каждый сможет из этого извлечь)
  • Олицетворение ценностей (истории о том, как разные сотрудники следуют в своей работе ценностям компании)
  • Оживление легенды (поддержка легенды о компании — как она была основана, с какими трудностями столкнулась на раннем этапе и как основатели компании их преодолевали)
  • Продажа продукта или услуги (истории о том, как продукт или услуга компании помогли решить проблемы клиентов)
  • Построение команды (истории о том, что позволяет сотрудникам найти общие ценности и интересы)
  • Достижение консенсуса (анализ различных точек зрения на общую историю компании)
  • Поддержание корпоративной культуры (постоянный акцент на ценностях компании путем распространения историй, демонстрирующих эти ценности)
  • Празднование успеха (истории об успешном завершении проекта какого-либо отдела или всей компании и приглашение отпраздновать это событие)
  • Чествование героев (признание и награждение сотрудников, сумевших успешно воплотить в своей работе ценности компании)

Построение коммуникаций и связей между топ-менеджментом и сотрудниками всех уровней (лидеры рассказывают истории о проблемах, с которыми они сталкивались, и решении этих проблем, причем случаи должны быть близки аудитории — чтобы сотрудник мог соотнести себя с руководителем как человеком, который мыслит так же и чувствует то же)

Многие успешные компании, такие как Costco Wholesale, FedEx, Northwestern Mutual, а также государственные и некоммерческие организации, такие как NASA и World Vision, используют истории в одном или нескольких из приведенных выше случаев.

Есть ли истории, использующиеся в компаниях постоянно и искусственно «оживляемые», когда это необходимо?

Некоторые истории используются постоянно, так как обладают «незатухающим» эффектом. Среди них:

  • «Героические саги» об основателе компании
  • Истории о том, что подвигло владельца компании начать бизнес
  • Истории о воплощении сотрудниками в своей работе ценностей компании
  • Истории об основополагающих ценностях компании

Все эти рассказы можно назвать легендами — они бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Показательна легенда об основании компании Nike. «Однажды один из сотрудников исследовательского центра завтракал у себя дома. На завтрак были поданы вафли. Гениальная идея тут же осенила сотрудника — именно так должнавыглядеть подошва правильных кроссовок. Он схватил вафельную печь, кинулся в мастерскую и залил ее жидкой резиной. Этим человеком был Билл Боуэрмэн (Bill Bowerman), который как раз предпринимал первые шаги к созданию Nike. Другой показательный пример связан с компанией FedEx. Большинство мифов в этой компании связаны с учрежденной руководством премией для сотрудников (Purple Promise Award), которая сопровождается немалым денежным вознаграждением. На специальной ежегодной церемонии рассказываются истории индивидуальных вкладов сотрудников в свою работу, в обеспечение главной ценности компании — высокого качества обслуживания клиентов. Например, однажды в Пуэрто-Рико сломался грузовик со срочным заказом. Водитель вызвал техпомощь и уговорил оператора доставить сломанную машину не в сервис, а к клиенту, ожидающему груз. Другой случай произошел в Колорадо, когда в страшную жару также сломалась машина (на этот раз с небольшим, но тоже срочным грузом). Водитель оставил авто в сервисе, а сам взял напрокат велосипед и проделал 10 миль до пункта назначения по труднопроходимой местности. Другие истории рассказываются только в привязке к текущим проектам или важным новостям. Их целью может быть придание особой значимости какому-либо событию, признание успешно выполненной работы, награждение кого-то и т.д. Они не обязательно обращены к прошлому компании, но иногда случается и такое — когда истории запоминаются. Часто это бывают драматичные рассказы о подвигах тех или иных сотрудников.

С чего начинать корпоративное мифотворчество молодым компаниям?

Необходимо очень четко определить ценности компании, после чего вокруг них и конструировать историю. После этого нужно понять, что именно должна она донести людям, какие мысли и действия вызвать у них. Далее — тяжелая работа по постоянному редактированию исходного материала и совершенствованию методов транслирования истории сотрудникам. В результате она должна звучать в устах лидера как непринужденный и интересный рассказ лучшему другу.

Какие основные ошибки в этом виде коммуникаций Вы можете назвать?

Для успеха в storytelling необходимо очень четко представлять себе аудиторию,ее интересы и принципы, а также видеть подходящие случаи для рассказа. Например, во время глобальных изменений, когда персонал в смятении и беспокойстве, совершенно неприемлемы различные шутки на этот счет со стороны руководства.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
29-30 июня 2017
Киев, Нивки-Холл
Управленческий учет: стратегия управления компанией (Елена Павлова)
30 июня 2017
Одесса, Brain & Lemons
Курс "Речь Лидера. Ораторское искусство" (Ксения Селина). -50% для первых 4-х участников
4-6 июля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Школа Продавца (Наталья Дегтярева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Тайные мысли успешных женщинТайные мысли успешных женщин
Образование против талантаОбразование против таланта
Тайм-менеджмент. Правильная организация времениТайм-менеджмент. Правильная организация времени
Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей?Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей?
Ніколи не їжте наодинці та інші секрети успіху завдяки широкому колу знайомствНіколи не їжте наодинці та інші секрети успіху завдяки широкому колу знайомств


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)