ИНТЕРВЬЮ | Хоакин Урибарри Царранс 18 января 2007 г.

Будущее сегодня не такое, каким было вчера

Интервью с Хоакином Урибарри Царрансом (Joaquin Uribarri Zarranz), руководителем департамента маркетинга и инноваций программ executive education испанского Instituto de Empresa

Автор: Роман Крецул, "Кадровый менеджмент" (№3, 2006)

Можете ли Вы рассказать, как изменились программы обучения менеджеров за последние годы?

Хоакин Урибарри Царранс (Joaquin Uribarri Zarranz) Если мы попробуем проследить основные тенденции развития системы обучения руководителей за последние десятилетия, то увидим следующую картину. До конца 1980-х — начала 1990-х годов основными целями и задачами учебных программ была передача слушателям базовых знаний в области финансового учета, маркетинга, стратегии развития бизнеса и общеэкономических дисциплин. С начала 1990-х и до конца столетия в центре внимания постепенно стало оказываться то, что мы привыкли называть навыками управления. Хороший менеджер — это не просто человек, который знаком с инструментами управления, он также должен уметь применять их на практике. Раньше менеджером назывался каждый человек, получивший знания по тем или иным аспектам управления. Однако не так давно эта позиция претерпела серьезные изменения. Многие владельцы бизнеса, и не только они, все чаще приходят к пониманию, что руководитель в первую очередь должен уметь адаптировать знания к каждой отдельно взятой ситуации. Все большее внимание уделяется таким компетенциям, как умение принимать решения, сплачивать команду и работать в ней, сводить сложные явления к простым и понятным схемам, налаживать связи между подразделениями.

Можно ли, в свою очередь, говорить о том, что теоретических знаний в сочетании с практическими навыками достаточно для того, чтобы человек эффективно справлялся с работой на управленческой позиции?

В последние годы приходится говорить уже не просто о знаниях и навыках. Сотруднику на управленческой должности необходимы определенные качества, позволяющие выполнять больше функций в компании. Ни для кого не секрет, что квалификация топ-менеджера напрямую влияет на финансовые показатели компании. Однако если мы посмотрим на список качеств, обязательных для эффективных руководителей, то увидим: в нем нет ни одного, которому можно было бы научить. Прежде всего, это искреннее желание добиваться лучших результатов, способность адаптироваться к изменениям и использовать их в работе, открытость для новой информации, умение воодушевлять и объединять персонал. В этот список войдут и такие личностные качества, как рассудительность, справедливость в оценках, честность. Отсюда возникает вопрос, который сейчас активно обсуждается во всем мире: можно ли развить перечисленные качества в рамках программ обучения для менеджеров и если да, то как? Сегодня мы утверждаем, что знания, навыки и личностные качества нужны в равной степени и это обязательно должно сказываться на содержании программ бизнес-образования.

Удается ли реализовать данную идею на практике? Благодаря совершенствованию учебных программ мы добились того, что слушатели получили возможность развивать личные качества.

По крайней мере, мы знаем, что, обеспечивая необходимые условия и применяя новые методики, мы создаем предпосылки к этому. Возвращаясь после обучения в свои компании, слушатели используют данные качества в работе и стараются привить их своим подчиненным. Несомненно, такой подход потребовал изменения методологии учебного процесса.

В чем же состоит новая методология?

Традиционный подход, так называемый «театральный стиль», подразумевает одного говорящего и группу слушателей. Таким образом, учебный процесс представляет собой пассивное восприятие информации обучающимися. В настоящее время в основе учебных программ лежит интерактивность. Она предполагает, что в центре учебного процесса находится не преподаватель, а сами слушатели. Преподаватель при этом выполняет лишь организационную направляющую функцию. В настоящее время на первый план выходят такие методы, как работа в команде над проектом, ролевые игры, занятия в форме мастер-классов, индивидуальные консультации и дистанционное обучение.

Если говорить о руководителях, окончивших программу обучения по новой методике, то на какой срок им должно хватить полученных знаний и навыков?

Мы живем в условиях стремительных преобразований в мире. Те изменения, которые приходится наблюдать сейчас, определяют новый взгляд на бизнес-образование, радикально отличающийся от имевшего место 20-30 лет назад. Сейчас мы имеем намного более полный доступ к информации самого разного рода и работаем в не всегда определенных и стабильных условиях. При этом скорость перемен такова, что минимальная остановка в развитии может привести к потере и бизнеса, и карьеры. В последнее время люди все чаще делают выбор в пользу длительного образования. Мы не можем просто окончить университет, получить степень MBA и проработать всю жизнь в одной компании, занимаясь чем-то одним. Хотя некоторое время назад такой сценарий был возможен. Сегодня у каждого человеком есть разные пути как для профессионального роста, так и для построения карьеры. Сейчас даже руководители высшего звена все чаще возвращаются на различные программы в бизнес-школы.

Насколько новые программы соответствуют задачам современного бизнеса?

Если мы посмотрим на развитие рынка корпоративных программ глазами основных клиентов бизнес-школ, то есть компаний, мы увидим следующее. Сегодня работодателям не интересно традиционное обучение сотрудников. Персонал все чаще рассматривается как самый важный ресурс компании. Война за таланты становится все более ожесточенной. Привлечение, удержание и развитие эффективных сотрудников играет для бизнеса стратегическую роль. Компании не только стараются принимать участие в тех программах, которые отвечают их нуждам и потребностям с точки зрения использованных в них методик и форматов, но более того — они проводят собственную аналитическую работу по развитию менеджеров и принимают участие в разработке программ бизнес-школ. Последним, в свою очередь, жизненно необходимо своевременно и адекватно реагировать на такое развитие ситуации.

Мы должны проявлять гибкость, причем гибкость во всем, в том числе и в привлечении внешних преподавателей, которые будут читать курсы по узким специализациям и помогать в разработке учебных программ. В общем ключе ситуацию, сложившуюся в сфере бизнес-образования в последние годы, можно описать одной фразой, которая мне очень нравится. Она звучит так: «The Future Is No Longer As It Used to Be — Будущее сегодня не такое, каким оно было раньше». Представления о будущем 20 или 30 лет назад были совсем не такими, как сегодня. В новых условиях принципиальное внимание должно уделяться умению предугадать тенденции завтрашнего дня.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Математика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решенийМатематика жизни. Простые алгоритмы принятия верных решений
Сделай это неправильно. Почему бунтари побеждают на работе и в жизниСделай это неправильно. Почему бунтари побеждают на работе и в жизни
Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросыКак узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)