ИНСАЙТЫ | Мотивация 8 июня 2007 г.

Как поддерживать боевую форму сотрудников

Источник: книга Джека и Сюзи Уэлч "Ответы на 74 ключевых вопроса о современном бизнесе".

    Сегодня самая трудная и важная задача в нашем бизнесе — мотивировать людей. Вы можете подсказать лучший способ мотивации?
    — Габороне, Ботсвана

Джек и Сюзи Уэлч
Вы наверняка хотели добавить «...кроме денег?».

Ведь вы как начальник, несомненно, убедились, что деньги — эффективное топливо для огня мотивации, даже если сотрудник заявляет, будто они для него не важны! Действительно, деньги — настолько испытанный способ поощрения работников, что мы не станем здесь подробно на нем останавливаться. Мы не будем обсуждать два других отлично зарекомендовавших себя мотиватора: содержательную работу и хороший коллектив. Вы уже знаете, насколько эффективно они помогают вашим людям вкладывать душу и сердце в работу.

Но если бы для эффективной мотивации требовалось только три средства, эта задача не была бы такой трудной и важной, как вы справедливо указали.

Итак, что еще вы можете сделать? К счастью, в вашем распоряжении есть четыре других инструмента мотивации — нефинансовых и очень эффективных.

Первый, простой в использовании инструмент — признание. Когда человек или команда достигают выдающегося результата, всячески подчеркивайте это. Заявляйте об этом достижении во всеуслышание, говорите о нем при каждой возможности. Раздавайте награды.

Когда мы предлагаем этот инструмент группам предпринимателей, каждый раз кто-нибудь да проявит беспокойство о чувствах людей, которые не получат этого признания и могут обидеться или потерять мотивацию. Ерунда! Беспокоиться об этом не нужно. Если в вашей компании работают правильно подобранные люди, то есть конкурентоспособные и полные оптимизма игроки команды, всеобщее признание их достижений только поднимает планку для всех.

Говоря о признании заслуг, нужно упомянуть такую его форму, как гравированные памятные сувениры. Конечно, они хороши, но как дополнение к деньгам, а не их замена. Призы будут где-то пылиться, а чек можно обналичить.

Второй инструмент — праздники — казалось бы, очевиден, но на самом деле это не так. На своих встречах с представителями бизнеса мы всегда спрашиваем, достаточно ли часто их успешная работа поощряется проведением праздников, и обычно утвердительный ответ получаем только от 10% слушателей. Это — потеря прекрасной возможности! Праздновать победы по пути — потрясающе эффективный способ сохранять постоянный интерес и энтузиазм людей. Праздновать нужно не только большие победы, но и такие вехи, как крупный заказ или новый метод работы, который повышает производительность или удовлетворенность клиентов. Все эти небольшие промежуточные успехи — шансы поздравить команду и поднять ее моральный дух для выполнения последующих трудных задач.

Не обязательно праздновать с размахом и за большие деньги, ведь праздник — лишь очередная форма признания заслуг в более приятной и неформальной обстановке. Например, достижение можно отпраздновать, устроив неожиданное барбекю в рабочий день, предложив билеты на спортивный матч или в кино, отправив двух самых эффективных сотрудников и их семьи в Дисней-Уорлд, или зоопарк Сан-Диего*, или на матч «Розовой чаши»**, или организовав другое мероприятие, которое соответствует их увлечениям.

Необходимо упомянуть и о том, что не является праздником: ужин сотрудников с вами. Верный способ вселить уныние в сердца подчиненных — бодро заявить: «Сегодня я веду всех в "Мама Мария"!» Ведь сотрудники и так проводят с вами весь день; может, вы им и нравитесь, но вынужденное участие в мероприятии в нерабочее время их не мотивирует, даже если еда в том ресторане великолепна.

Следующий инструмент мотивации можно применять очень эффективно, но только если вы абсолютно четко разъясняете свою миссию. Вы, наверное, подумали: «А разве не все начальники четко ее разъясняют?» Увы, зачастую нет.

Во время поездок за последние несколько лет мы обнаружили: многие лидеры настолько поглощены повседневной рутиной, что забывают о необходимости разъяснения миссии компании.

Конечно, иногда кризисы будут отвлекать ваше внимание от миссии, но, чтобы двигаться вперед, вся команда должна осознавать и принимать конечную цель. Именно это способна обеспечить смелая вдохновляющая формулировка миссии, которая покоряет сердца ваших людей. Миссия позволяет начальнику обратиться к коллегам: «Вот вершина. Давайте покорим ее вместе!» — и этот призыв по-настоящему сплачивает людей.

И последний мотивационный инструмент, который мы упомянем, применять, наверное, сложнее всего. Да, многие великие лидеры включили его в свой арсенал, но менее опытным менеджерам его использование дается с большим трудом.

Мы имеем в виду создание рабочей обстановки, где достижения и задачи будут взаимно уравновешивать друг друга. Чтобы увлечься работой, людям нужно ощущение успеха. Но без испытаний, которые заставят сотрудников учиться и расти, им станет скучно. Иными словами, людей одинаково сильно мотивирует как достижение вершины, так и восхождение к ней.

Проще говоря, начальники, умеющие выстраивать работу так, чтобы ее исполнение сотрудниками сочетало в себе этапы обучающих испытаний с этапами побед, обеспечивают своей компании прочное конкурентное преимущество. Их сотрудниками движет мощнейшая мотивация, и это отражается на эффективности.

А теперь вернемся к вопросу денег.

Бывают люди, которых деньги не мотивируют (правда, они редко выбирают карьеру в бизнесе). И все же, думая о мотивации, вы должны в первую очередь рассматривать именно финансовое вознаграждение. Но помните: люди часто оценивают вознаграждение не само по себе, а в сравнении с суммами, которые получили их коллеги. В недавнем разговоре со знакомым инвестиционным банкиром мы спросили его, как прошел год. Он был явно доволен как суммой премии самой по себе, так и ее размером относительно сумм, полученных другими ценными сотрудниками его компании. Оплата — это критерий оценки, и вопрос «Кто лучше или лучший?» заставляет многих стремиться выше.

Но при этом деньги не являются единственным мотиватором даже для инвестиционных банкиров (по крайней мере, некоторых из них). Хороших сотрудников редко удается удержать на позиции, где оплата — единственное преимущество. В дополнение к деньгам им нужно определенное чувство — ощущение важности работы, которой они посвящают восемь часов ежедневно, а зачастую и гораздо больше времени. К счастью, вы можете доказать, что их работа важна: для этого вам нужно открыто признавать их заслуги, создавать располагающую обстановку, ставить цели, способные увлечь всех сотрудников, и уделять внимание задачам, связанным с каждой должностью.

Все это потребует от руководителя немалых усилий, но для фирмы ничего не будет стоить и окупится с лихвой.


    * Один из крупнейших и лучших зоопарков мира; здесь для животных созданы условия, приближенные к их естественной среде обитания. — Прим. ред.

    ** Ежегодный матч двух лучших команд студенческого футбола в г. Пасадина (штат Калифорния, США). — Прим. ред.

Отрывок из книги "Ответы на 74 ключевых вопроса о современном бизнесе" любезно предоставлен издательством "Манн, Иванов и Фербер".




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеиМуза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи
Выигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другимВыигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другим
Не бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организацийНе бойтесь рискнуть! 5 принципов высокоэффективных людей и организаций

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)