КОММЕНТАРИИ | Офисная мифология 23 сентября 2013 г.

Мифы о любви

Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№23, 2013)

На офисных просторах широко распространены мифы о том, что некоторые формы поведения подчиненных обязательно поспособствуют проявлению боссом лояльности и карьерному росту. Итогом подобной офисной мифологии становится атмосфера доносов, лести и ненормированной занятости.

Мифы о любви
Автор коллажа:
Олег Локтев
То ли украинские офисы все еще живут старыми советскими традициями, когда "любовь босса" была гарантом карьерного роста, то ли сами управленцы, упиваясь властью, вынуждают своих подчиненных искать их благосклонности, но факт остается фактом — украинские сотрудники изо всех сил стараются нравиться непосредственному руководителю.

"В моей практике были сотрудники, которые пытались завоевать авторитет и поднять свою ценность настойчивым присутствием "где надо и где не надо", тем самым создавая видимость активной работы. При этом под любым благовидным предлогом они игнорировали свои прямые обязанности. Были и такие, которые каждые пять минут вбегали в мой кабинет и задавали вопросы, демонстрируя, что и как они сделали. Честно скажу, подобное поведение чаще всего очень сильно раздражает. Мало того, что человек тратит свое рабочее время на абсолютно неважные вещи, так он еще и ворует это самое время у меня", — делится Владимир Гарин, коммерческий директор компании "Безопасные системы" (проектирование, установка, обслуживание противопожарных систем и систем безопасности, штат — более 100 чел.).

С подобным проявлением ненужной активности, направленной на завоевание благосклонности босса, сталкивается каждый руководитель. Причем больше других от подобного "рабочего" поведения страдают руководители новой формации, ориентированные на результат, а не на процесс, и загруженные не менее своих подчиненных.

Офисная мифология

Ольга Загитова, директор по персоналу дистрибуторской компании FRT (строительные материалы, штат — ок. 50 чел.), предлагает список самых распространенных офисных мифов о том, что якобы должно нравиться боссу.

"Самый распространенный миф: ненормированный рабочий день — это лучшая демонстрация преданности и работоспособности сотрудника. Прийти раньше босса, а уйти позже него — дело чести каждого карьериста. Далее следует расхожее мнение о том, что если по любому вопросу советоваться с боссом, то это поднимет руководителя в его собственных глазах. А человек, принявший активное участие в повышении самооценки начальства, автоматически зачисляется в ранг любимцев", — перечисляет г-жа Загитова.

Далее, по мнению эксперта, идет распространенное мнение, что при посторонних необходимо говорить о топ-менеджере в превосходной степени. До босса обязательно дойдет информация о лестных отзывах подчиненного, что существенно повлияет не только на отношение, но и на всю карьерную жизнь человека.

Нередко встречается и мнение, что если начальник спросил о чем-то или о ком-то, то принципиально важно выложить всю правду. Даже если эта правда будет содержать нелицеприятную информацию о коллеге. Если же отступить от этого правила, то босс больше не обратится с вопросом, а значит, человек автоматически лишается благосклонности руководителя и возможности влиять на него.

Помимо уловок завоевания лояльности босса в украинских офисах, есть несколько "правил", как не впасть в немилость руководства.

"Самое распространенное — сообщать новости лишь тогда, когда у начальника хорошее настроение. По мнению сотрудников, это позволит избежать "казни гонца". Нельзя спорить с руководителем, поскольку такой подход к общению с топ-менеджерами сделает из человека изгоя и лишит карьерных перспектив и премий. А самое страшное: если подчиненный окажется прав в споре, то ненависть босса с пострадавшим самолюбием обрушится на "осмелевшего" в полной мере, — считает Ольга Загитова. — И последнее: следует ограничивать вышестоящее руководство от общения со своими прямыми подчиненными. Это позволит держать информацию под контролем".

Самое печальное, что большинство из этих мифов действительно работают на практике. Но последствия такого поведения плачевны.

Последствия любви

Мифы не берутся из ниоткуда. Чаще всего они спровоцированы самими руководителями. Правда, мало кто из боссов задумывается, во что обойдется компании непреодолимое желание сотрудников завоевать его расположение. Первое, с чем столкнется руководитель, чьи подчиненные жаждут начальственной благосклонности, — это резкое смещение акцентов в работе сотрудников. Львиную долю рабочего времени и мыслей будут занимать планы манипуляции боссом, что, несомненно, снизит производительность и эффективность труда.

Всевозможные манипуляции сотрудников с информацией типа "выжидания подходящего настроения" приводят к потере времени, необходимого для решения возникшей проблемы. Следствием подобных действий могут стать финансовые потери, потеря клиента, проблемы босса с вышестоящим руководством компании. А чрезмерно тщательный анализ деятельности коллег, несомненно, приведет к разногласиям в коллективе, "подковерной" борьбе, появлению всевозможных коалиций, и как следствие — нарушению нормальных рабочих коммуникаций в подразделении.

Самым неоднозначным является миф о спорах с боссом. С одной стороны, он оправдан, поскольку субординацию никто не отменял. С другой, действия, направленные на то, чтобы придушить инакомыслие, в итоге обойдутся предприятию не менее дорого.

"Когда-то в нашей компании трудился один сотрудник, настоящий профессионал своего дела, который мог до хрипоты спорить с топ-менеджерами, яростно отстаивая свою точку зрения по вопросам в зоне его компетенции, — делится свои опытом Владимир Гарин. — Желание уволить его только за то, что слишком уж вольно он себя ведет (пререкается, нарушает субординацию, подает неправильный пример коллективу) возникало часто. И только когда он ушел, мы все осознали, насколько ценной личностью он был. Как показывает практика, именно благодаря проактивности подобных специалистов в компаниях внедряется множество полезных инноваций".

Антимифология

Непродуктивное поведение сотрудников стоит рубить на корню, чтобы даже не возникла мысль использовать манипуляции для построения профессионального авторитета, считает Елена Яковенко, управляющий партнер агентства prcom (штат — 10 чел.). Г-жа Яковенко предлагает взять на вооружение 5 правил руководителя, которые могут стать хорошей профилактикой подхалимажа, стукачества и выслуживания.

1. Рыба гниет с головы. В первую очередь стоит обратить внимание на себя и линейных руководителей. Возможно, сами руководители являются причиной подобного поведения: бездействием потакают дрязгам, сами пресекают продуктивные споры и дискуссии, поощряют доносы, выслушивая их с интересом и т. д.

Если топ-менеджер является источником мифов, но желает исправить положение, то стоит использовать простой психологический прием. На листе бумаги прописываются нежелательные поведенческие моменты подчиненных, а напротив — то, чем можно такое поведение спровоцировать. Следующее действие босса — избегание поведения, которое может подтвердить офисные мифы.

2. Хвалите за то, что значимо для вас. Самой главной проблемой существования офисных мифов является смещение активности подчиненных с рабочего процесса на внешнюю демонстрацию деятельности. В свою очередь руководителю также стоит сместить акценты и публично поощрять полезные инициативы, креативные решения, новшества, а не 12-часовой рабочий день или донесенную информацию.

3. Письменная аттестация. Дополнительной проверкой адекватности собственной оценки босса своих подчиненных является письменная аттестация. Подобное мероприятие не обязательно должно носить масштабный характер и не потребует грандиозной подготовки и временнх затрат. Достаточно время от времени (например, раз в два-три месяца) оценивать конкретные результаты работы, компетенции и навыки, приобретенные сотрудником. Такую оценку должен поставить сам босс, другие подчиненные и клиенты. Сопоставив собственную и внешнюю характеристики, можно оценить собственную субъективность и получить истинную информацию о сотруднике без "мишуры и поклонов".

4. Открытость и прозрачность. "Само по себе наличие в компании способов "произвести впечатление" на начальника и получить за это бонус говорит о плохо выстроенных бизнес-процессах, методах оценки персонала и нечетко прописанных должностных инструкциях. Если есть четкий объем работы и метод ее оценки, то отсидки до 10 вечера на работе теряют всякий смысл", — утверждает Ольга Загитова. Подобные требования к организации процессов в компании — гарантия того, что сам руководитель не сможет манипулировать поведением своих подчиненных, формируя у них необходимость подхалимничать. Следовательно, если работники стараются "произвести впечатление", то стоит внимательно пересмотреть зоны ответственности и методы оценки подчиненных.

5. Инакомыслие приветствуется. Формирование креативной атмосферы напрямую зависит от того, насколько босс позволяет сотрудникам проявлять свое творчество и креативность. Стоит приветствовать любые позитивные начинания, даже если это идет вразрез с общекорпоративными правилами.

А как у них?

Существуют ярко выраженные культурные различия в выстраивании отношений "босс — подчиненный". С подобным явлением столкнулись канадские работники RoyalBank, в который в рамках программы по обмену опытом был направлен руководитель-филиппинец. Филиппинский менеджер, попавший в канадский банк, по мнению его новых подчиненных, вел себя неадекватно.

Конфликт возник на почве того, что для канадцев тотальный контроль, ежеминутное вмешательство в работу и постоянное столкновение с начальством считается неприемлемым. Непосредственный контакт с руководством равносилен признанию неудовлетворенности работой сотрудника и угрозе потери рабочего места.

В ходе разбирательств выяснилось, что если бы филиппинец не вел себя подобным образом в родном офисе, его сотрудники решили бы, что их игнорируют, что они больше не нужны компании. В филиппинском офисе отсутствие тесного контакта с боссом, тотального контроля, постоянных советов и придирок со стороны руководителя — негласный сигнал к поиску новой работы.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
20-21 октября 2017
Одесса
Системное управление бизнесом, или Как навести порядок в своей компании (Игорь Сокуренко)
24 октября 2017
Харьков, Premier Palace Hotel Kharkiv
SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация (Радислав Гандапас)
25 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Активные продажи: система гарантированного привлечения клиентов (Наталья Дегтярева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Lift. Поднимите энергию на максимально возможный уровеньLift. Поднимите энергию на максимально возможный уровень
Стратегия жизниСтратегия жизни
Тайм-менеджментТайм-менеджмент
Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контрольЖесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль
Совет на миллион. Измени мир и заработай состояниеСовет на миллион. Измени мир и заработай состояние


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.


IV Форум Дирижеры изменений (9 ноября 2017, КИЕВ)

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)