ИНСАЙТЫ | HR 23 октября 2019 г.

В режиме наблюдения: зачем корпоративной культуре нужен антрополог

Источник: MMR

Тина Полек, бизнес-антрополог проекта по исследованию поведения людей Die Kulturtrager, о болях, которые могут быть решены в корпорациях благодаря сотрудничеству HR-отдела с антропологами.

В режиме наблюдения: зачем корпоративной культуре нужен антрополог Тема корпоративной культуры на сегодня является как никогда горячей в Украине. Особенно актуальна она для технологических компаний, стремительно занимающих новые ниши в экономике страны и ищущих новые модели взаимодействия не только с клиентами, но и со своими сотрудниками.

Разумеется, у HR накопился значительный опыт решения разнообразных проблем, однако стандартные инструменты и метрики не всегда позволяют улавливать особенности сложившейся в коллективе культуры, а, как известно, culture matters, и это нельзя игнорировать. Поэтому коллаборация HR-отдела с антропологами представляется удачным способом посмотреть на компанию под новым углом и найти нестандартное решение.

Многие руководители убеждены в том, что корпоративная культура появляется только в результате спланированных действий специалистов по персоналу, но это совсем не так. Корпоративная культура есть всегда, и она состоит не в этике общения или правилах поведения, а в смыслах и только в них. Смыслы скрываются в отношениях между людьми, между людьми и пространством, а также между людьми и временем. Например, пространство курилки имеет свои правила коммуникации, где действует совсем другая иерархия, чем в офисе. Разговоры за сигаретой более доверительные, чем, скажем, на кухне, а курящие более плотно общаются друг с другом, чем с некурящими сотрудниками, и это влияет на их поведение в компании.

Ценность антропологии как раз в том, что антропологи умеют работать со смыслами. Они исследуют то, как люди вместе плетут ткань повседневных взаимодействий, как они понимают и объясняют эти свои действия.

Для того чтобы выявлять смыслы, антропологи используют два инструмента — глубинные интервью и включенное наблюдение.

Глубинные интервью — это разговор с человеком, но это умение не только слУшать его, но и слЫшать. Такие интервью происходят наедине, без лишних ушей и требуют большого доверия, в построении которого и состоит мастерство исследователя.

Впрочем, для получения всех ответов этого недостаточно. В свое время классик американской антропологии Маргарет Мид (Margaret Mead) сказала замечательную фразу: «То, что люди рассказывают о том, что они делают, и то, что они на самом деле делают, — это принципиально разные вещи». Это не означает, что люди врут, нет, просто ввиду определенных особенностей человеческой психики они действительно противоречат сами себе, не отдавая в этом отчета.

Антропология помогает избегать когнитивных искажений с помощью включенных наблюдений. Корпоративный антрополог проводит много времени со своими респондентами в их повседневной рутине: на рабочем месте, на кухне, в курилке, в разных отделах, общаясь с людьми и подмечая то, как они себя ведут, о чем говорят между собой и о чем молчат. Можно сказать, что наблюдения требуют умения видеть, а не просто смотреть, как часто бывает, когда определенные вещи становятся для нас привычными. Например, для антрополога важно понимать, как сотрудники рассаживаются на митингах: кто садится впереди, кто — сзади, кто жмется в уголке, а кто вальяжно располагается на полу. Все это рассказывает о том, как люди себя ощущают в компании и как хотят показать себя другим.

Антрополог говорит о болях и напряжениях сотрудников, формулируя те вещи, которые не всегда осознаются ими самими. И в то же время антрополог учитывает потребности бизнеса, высказанные руководством, балансируя между двумя сторонами в поиске пространства для взаимопонимания.

С помощью этих инструментов антропологу удается влезть в шкуру своих собеседников, понять их мировоззрение и мотивацию, стать своим, то есть инсайдером. Таким образом исследователь получает знания, помогающие ему или ей быть «переводчиком» между невысказанными потребностями сотрудников и ограничениями руководства. Антрополог говорит о болях и напряжениях сотрудников, формулируя те вещи, которые не всегда осознаются ими самими. И в то же время антрополог учитывает потребности бизнеса, высказанные руководством, балансируя между двумя сторонами в поиске пространства для взаимопонимания. Зачастую оно касается трех больших тем — принадлежности, доверия и признания. Но это уже предмет для отдельного разговора.

А пока остановимся на том, что у руководства компании возникают конфликты с сотрудниками не потому, что кто-то плохой, а кто-то хороший, а потому, что они несут в себе разные культуры и по-разному воспринимают одни и те же вещи. Понимание этих культурных различий, а также смыслов, которые они в себе скрывают, помогает эффективно наладить процессы, а значит, уменьшить вероятность конфликтов и повысить прибыль компании. Это позволяет исследователю находить эффективные механизмы налаживания диалога внутри компании.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Триггеры. Формируй привычки — закаляй характерТриггеры. Формируй привычки — закаляй характер
Выигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другимВыигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другим
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)