КОММЕНТАРИИ | Emotional Intelligence 5 сентября 2017 г.

Эмоциональный интеллект — новая мантра современного руководителя

Автор: Анастасия Белоус, Chief Strategy Officer of Thync
Источник: портал "ДЕЛО"

Эмоции так или иначе присутствуют во всех сферах человеческой деятельности. Бизнес исключением не является.

Эмоциональный интеллект — новая мантра современного руководителя Один мой знакомый предприниматель не так давно стал свидетелем потери десяти миллионов гривен за одну короткую деловую встречу. Участника открытого тендера грамотно спровоцировали на гнев, он оскорбил партнеров, те разорвали договор о сотрудничестве, виновник потерял ключевого подрядчика и тендер выиграла конкурирующая компания.

Весь процесс занял не более пятнадцати минут, но его последствия компания "расхлебывала" в течение года. Так неумение лидера распознать и погасить деструктивные эмоции сыграло злую шутку и с ним, и с командой, и с целой компанией.

Эмоции так или иначе присутствуют во всех сферах человеческой деятельности. Бизнес исключением не является. Вспомните, как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда обаятельный троечник Миша легко становился успешным бизнесменом, а отличница и многократный призер олимпиад Маша упорно "болтается" в аутсайдерах. При этом Маше прекрасно даются сложные логические задачи и длительные стратегии. В чем же соль? А в том, что разрешение любого личностного конфликта становится для Маши задачей невыполнимой.

Феномен Миши и Маши

Впервые о феномене Миши и Маши заговорили профессор психологии Университета штата Нью-Гемпшир Джон Майер и профессор психологии Йельского университета Питер Саловей в 1990 году. Именно они разделили человеческий интеллект на две в равной степени значимые части: логическую и эмоциональную. По теории Джона и Питера высокий коэффициент IQ говорит лишь об умении быстро решать логические задачи.

Способность же анализировать информацию, которую мы получаем через эмоции, умение управлять эмоциями и использовать их для решения практических задач определяет эмоциональный интеллект человека — EI.

Впоследствии, нобелевский лауреат 2002 года по экономике, профессор психологии Даниель Канеман научно доказал, что в процессе принятия решений логика плотно связана с иррациональной и эмоциональной составляющими. Более того, интуитивная и эмоциональная сферы задействованы в процессе принятия решений наравне с логической.

Выводы ученых подтверждаются цифрами ведущего поставщика продуктов по изучению и развитию эмоционального интеллекта компанией Talentsmart, силами которой было проведено тестирование более 1 000 000 работающих американцев. В результате исследования, 90% успешных топ-менеджеров и лишь 20% рядовых сотрудников различных сфер бизнеса продемонстрировали высокий уровень эмоционального интеллекта. При этом, люди со средним IQ, но хорошо развитым эмоциональным интеллектом, опережали своих коллег по критерию "успех в карьере" в 70% случаев. Исследователи Talentsmart пришли к выводу, что именно EI и есть тот ключевой маркер, который отделяет "звезд" от остальной части сотрудников. В 60% случаев эмоциональный интеллект руководителя становится определяющим фактором успеха бизнеса.

Работа над развитием эмоционального интеллекта является базовой потребностью менеджеров топовых позиций. В противном случае более эмоционально зрелые сотрудники рано или поздно начинают манипулировать ими, продавливая личные интересы и жертвуя интересами бизнеса. На недостаток эмоциональной зрелости могут указывать такие критерии:

  • Чувство недопонимания со стороны коллег. Вы обращаетесь к ним понятным, "человеческим" языком, но так и не можете толком донести мысль, информация искажается и это раздражает.
  • Ваши шутки часто задевают сотрудников, а вы считаете такую реакцию признаком излишней эмоциональности.
  • Сотрудники не особенно расположены к вам, да и вы считаете, что любовь коллег на работе не так уж важна.
  • Вы единолично принимаете стратегически важные решения, яростно отстаиваете свою позицию и мало интересуетесь (а то и вовсе игнорируете) мнение коллег.
  • Вы очень требовательны к подчиненным, считаете их причиной большей части промахов компании, а когда люди начинают говорить с вами о чувствах, ощущаете раздражение.

Даже несколько из пяти перечисленных выше пунктов говорят о том, что над уровнем эмоционального интеллекта необходимо работать. Первый шаг в этом направлении: идентификация собственных эмоций. Через равные промежутки времени в течение дня задавайте себе простые вопросы: что я чувствую? Почему я чувствую именно это? Чем вызвана такая эмоция? Как правило, через месяц подобных тренировок анализ своего эмоционального фона и эмоционального фона коллектива будет происходить автоматически.

Вторым пунктом проанализируйте, какие эмоции преобладают у вас и в коллективе. В бизнесе их обычно делят на три основных категории: повышающие эффективность, понижающие эффективность и реверсивные (способные работать как в плюс, так и в минус). К первым относятся интерес, радость, доверие, эмпатия. Ко вторым смущение, стыд, апатия, грусть. Реверсивные эмоции — это изумление, злость, восторг.

Следующими шагами в развитии эмоционального интеллекта станет трансформация деструктивных эмоций в конструктивные. Например, у вас подписание контракта, а дома случилось непредвиденное — на кухне по колено воды, виновники в отпуске, все по классике… После такого экспириенса можно провалить переговоры, а можно погасить стрессовое состояние, трансформируя эмоции гнева в интерес к новому проекту.

Конечно, так не произойдет по щелчку, но существуют специальные отработанные техники и обучающие программы. Базовые навыки контроля и управления эмоциями руководитель может наработать за три месяца активных тренингов. Если говорить о всех сотрудниках компании — уйдет приблизительно год. Методики и программы можно легко найти во всемирной сети.

Изучая и тренируя свои реакции, практикуя новые модели поведения, наш мозг постепенно будет отказываться от старых, деструктивных моделей взаимодействия. Путь эмоционального развития не будет простым, но, как говорила первая женщина на посту главы правительства в исламском государстве Беназир Бхутто: "Лидерство во многом зависит от способности принимать поражения и преодолевать преграды".

Иллюстрация: Depositphotos.com



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
22-23 ноября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление проектами (Олег Андриенко)
24-25 ноября 2017
Одесса
Оперативное управление командой подчиненных и бизнес-процессами (Игорь Сокуренко)
1 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Мотивация «под ключ»: от эффективности к оплате труда в рамках ограниченного бюджета (Игорь Немировский, Инна Старожукова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Меньше, но лучше. Работать надо не 12 часов, а головойМеньше, но лучше. Работать надо не 12 часов, а головой
Ніколи не їжте наодинці та інші секрети успіху завдяки широкому колу знайомствНіколи не їжте наодинці та інші секрети успіху завдяки широкому колу знайомств
Уверенность в себе. Умение контролировать свою жизньУверенность в себе. Умение контролировать свою жизнь
Как работать где хочешь, сколько хочешь и получать стабильный доходКак работать где хочешь, сколько хочешь и получать стабильный доход
Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгоранияПять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)