Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Ценности 12 марта 2015 г.

Дайте сотрудникам смысл

Автор: Татьяна Жданова
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№11-12, 2014)

Предпринимательский мир стал этичнее и радостнее, а корпоративный покрылся коркой бесчувствия. Это как бы ставит корпоративную интеллигенцию перед выбором «мучаться за зарплату в корпоративном мире или уйти в свой бизнес», что не всегда верно.

Татьяна Жданова
Татьяна Жданова
В большом корпоративном мире не принято говорить о чувствах. Тут не может быть больно (по-настоящему радуются лишь после работы), тут запрещено ненавидеть, и, наверное, поэтому не получается любить. Выполненные KPI давно не радуют, похвала начальника раздражает («ну да, позитивная обратная связь подчиненным»), цели компании не включают. Вы продаете свое время за деньги и иллюзию стабильности. Работа превратилась в ритуал, потерявший смысл. На встречах, в переговорах вы вдруг начинаете видеть себя со стороны: вы играете в постановке, которая вас не цепляет, вы выросли из роли, и, видимо, пора менять или актера, или пьесу, или подход к режиссуре профессиональной жизни.

Бессердечная душа корпораций

Корпоративные режиссеры игнорируют такие эмоции, как вина, обида, раздражение, растерянность, страх, тревожность... И оттого год за годом растет напряжение корпоративной интеллигенции в самом продуктивном возрасте 30-45 лет. Как правило, это ваше кадровое сокровище, ваша надежда — умные, неравнодушные, профессиональные, амбициозные, чувствующие правду и ложь мужчины и женщины, сделавшие карьеру и имеющие немалые перспективы. Их все еще занимают сложные задачи, но они уже не разделяют ваших корпоративных целей. Они все чаще по-настоящему болеют, «уходят» в волонтерство или социальные проекты, а некоторые выбирают страну для эмиграции, рассчитывая на энергии обновления, на стрессе смены окружения начать новую жизнь, полную неведомого им пока смысла.

Если посмотреть на запросы HR-специалистов крупных компаний, то во всех этих тренингах по переговорам, продажам, маркетингу, тайм-менеджменту, эффективности, лидерству вы увидите один большой конечный KPI — продажи. Менеджеры по продажам перекачаны технологиями и навыками. СЕО учатся сложным переговорам и нетворкингу, чтобы продать компанию рынку и инвесторам, эйчары — учатся продавать «компанию и ее морковки» потенциальным и реальным сотрудникам; менеджеры по продажам — продукты компании ее клиентам... Мегаусилия. Создается ощущение, что то, что надо продавать, не имеет никакой ценности, раз требует столь грандиозных мускулов и навыков. И ощущения никогда не врут. Симптомы указывают на отсутствие смысла — для потребителей покупать продукт, для сотрудников работать в компании, и соответственно смысла для собственника делать этот бизнес. Если посмотреть словарные значения слова «смысл» — то все они сведутся к двум: смысл как предназначение всякой вещи и мотивация одновременно. Корень проблемы заключается в том, что реальное значение слова «смысл» находится как в материальной, так и в нематериальной плоскостях. Однако, несмотря на это, его подменяют только материальными маркерами: деньгами, долей рынка, количеством недвижимости, нормой прибыли. Тогда как смысл жизни человека — в реализации его ценностей, которые как раз нематериальны, поскольку ценности — это состояния. А смысл жизни компании — в реализации ценностей собственников, сотрудников, клиентов и корпоративной миссии как проекции этих ценностей на бизнес-контекст собственника, сотрудников, клиентов. Именно в такой последовательности. Мало того, если компания достаточно целостна, то не только сотрудники, но и клиенты становятся частью команды. Считается, что цель бизнеса — зарабатывание денег. Допустим. Но зачем эти самые деньги компании ее собственникам? А сотрудникам, клиентам? Когда во главу угла ставятся деньги, возникает конфликт интересов: прибыль компании в действительности интересует только собственников, мало интересует сотрудников и абсолютно противоречит интересам клиентов. Фокус на реализации ценностей выгоден и собственнику, и сотрудникам, и клиентам, если эти ценности: а) реальные, б) проявленные, в) сформулированные, г) являются фундаментом управленческой, организационной и корпоративной культуры, маркетинговой стратегии, HR-практик и ежедневных тактических решений.

Ценности — это то, что нужно реализовывать

Игнорировать реальные человеческие ценности в профессиональном мире, которому взрослые отдают две третих своей активной жизни, как минимум недальновидно. Повторюсь — ценности это то, что нужно реализовывать. Если ваши бизнес-процессы не дают такой возможности, слабый будет жертвовать своими ценностями (и потом непременно компенсировать откатами, злословием, саботажем, здоровьем), а сильный просто уйдет. Человек с чувством собственного достоинства («достоинство» — одна из базовых ценностей развитой личности) обязан реализовывать свои ценности в выбранном им самим профессиональном контексте, который радует интересными задачами. К бизнесу это имеет самое прямое отношение. Но, к сожалению, корпоративный мир в большинстве своем подменил смыслы суррогатами. Миссия и ценности выродились в пустые декларации, КСО — в красоту отчетов. Приятные уху и глазу фальшивые ценности декларируются на сайтах и в брошюрах перед выходом на IPO. Корпоративные компасы давно потеряли ориентацию, и «титаники» идут неизбежным курсом — каждый к своему айсбергу.

Напряжение в котле растет, но пока все кажется таким устойчивым...

А тем временем люди с обостренным чувством времени, которое утекает, ощущают себя в корпоративном мире все более дискомфортно. Раздражение требованиями, которые никто не утруждается объяснять. Нереализованность винтика бездушной машины по деланию денег. Бунт «внутреннего увольнения», убегания в хобби и путешествия. Бессмысленность работы на корпорацию под тиканье часов твоей жизни...

Это нормальный, естественный персональный, социальный и гуманитарный кризис. Мы быстро эволюционируем — человеческое общество развивается, сдвигая границы нормы. Стало нормальным не просто хо­теть счастья, а и создавать его. Информпространство наполнено историями успеха людей, которые бросили корпоративное рабство и ушли в свой бизнес. Важность нематериального приблизилась к важности материального. По законам диалектики материальная стабильность (обеспеченная зарплатой и накоплениями) провоцирует беспокойную душу на развитие, поиск нематериального. Люди начинают придавать значение состояниям — нам уже не все равно, как мы себя чувствуем в процессе зарабатывания зарплаты. Был период, когда корпоративные стандарты защищали от моральных потерь, запрещая нарушать закон и нормы справедливости, но, как уже упоминалось выше, границы нормы сместились. Предпринимательский мир (МСБ) стал этичнее и радостнее, а вот корпоративный покрылся коркой бесчувствия. И этот процесс как бы ставит корпоративную интеллигенцию перед выбором «мучаться за зарплату в корпоративном мире или уйти в свой бизнес» (см. рис.). Но это не всегда верно.

Мучаюсь за зарплату или ухожу в свой бизнес

Как видите, есть альтернативы. Матрица выбора шире. Внутри корпорации можно быть счастливым. Корпоративный мир тоже эволюционирует, и вовсе не обязательно непременно уходить в бизнес, чтобы реализовать свои ценности — достаточно найти приемлемую, то есть комфортную и даже вдохновляющую вас, корпоративную/организационную/управленческую культуру. Для этого человеку нужно знать как минимум свои ценности, определиться с оптимальной ролью для их реализации, желаемой корпоративной культурой и отразить все это в CV.

Бесценная опора для бизнеса

Теперь я отвечу на висящий в воздухе вопрос. Деньги, как все материальное, безусловно, важны, но стоит отвести им правильное место. Прибыль — не цель, а результат бизнеса. Не причина, а следствие целостности, адекватности, актуальности и последовательности, фундамент которых — реальные ценности топ-команды компании.

Приведу практический пример из опыта работы с довольно крупной компанией (вернее, группой компаний), где дистанция между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками существенна. Штат — 500 человек. Сфера — IT, создание программного обеспечения. Несколько дочерних компаний с очень разными клиентскими сегментами. В ходе трехдневной бренд-сессии (альтернатива стратегической сессии, но с фокусом на практический маркетинг) мы проявили ценности топ-команды, состоящей из восьми человек, включая нескольких собственников. Опираясь на эти ценности, определились с клиентскими группами (да, реальные ценности компании и реальные ценности клиентов тесно и практично связаны). Основываясь на ценностях и понимании клиентских групп, сформулировали миссию группы. Сквозь призму миссии и ценностей позиционировали каждый бизнес группы и сформулировали маркетинговую и HR-политики. Топ-команда согласованно решила вопросы, которые не решались годами, потому что не было опоры в виде реальных ценностей. Стало определенно понятно, по каким критериям подбирать и оценивать персонал, что именно развивать в людях и бизнесе, как управлять ценностью оказываемых услуг, через какие каналы, с кем и как именно коммуницировать, чтобы сформировать в результате корпоративный бренд (в который входит HR-бренд). Миссия и ценности стали реальной опорой и смысловыми рамками для развития бизнеса, нематериальной и материальной мотивации персонала, разработки стратегий и тактик, принятия самостоятельных решений сотрудниками, у которых есть для этого полномочия, способности и желание. Кроме того, глубокое понимание корпоративных ценностей и миссии может стать своеобразным карьерным лифтом для самых способных.

Я привела в пример средний бизнес, но размер корпорации — не ограничение для работы с нематериальными смыслами. Наши ограничения в голове. Потому что, во-первых, миссия и ценности действительно ощутимо помогают в маркетинге и управлении организационной, управленческой и корпоративной культурой и достаточно просто проецируются на политики и стандарты. И во-вторых, если вы не сформулируете смыслы сами, за вас их сформулирует кто-то другой — конкурент, рядовой сотрудник, обиженный партнер. Если на месте смысла пустота, то там появляется слишком много претендентов: подсказки жены или «друга», «духовные учителя» и их секты, государственные идеологии, наполненные шаблонами. Бессчетное количество заразительных шаблонов с часто противоречивым наполнением — «успешный человек», «мама», «семьянин», «волевая личность», «духовность», «успех»... В лучшем случае это будет «здравый смысл», но хотите ли вы отдавать вашу репутацию, ваш корпоративный бренд на волю случайности?

Об авторе:

    Татьяна Жданова, предприниматель, владелец агентства корпоративного брендинга Brandhouse (Украина), член команды WikiCityNomica, одна из лидеров проекта «Дайте сотрудникам смысл».

I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой следСделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след
Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идейГениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей
Эффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целейЭффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целей
Руководить с юмором. Динамика успехаРуководить с юмором. Динамика успеха
Неординарні. Історії успіхуНеординарні. Історії успіху

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)