ИНСАЙТЫ | Стратегии 27 декабря 2011 г.

Стив Джобс был прав: Google превращается в Microsoft

Источник: TADVISER

Стив Джобс советовал Ларри Пейджу не распыляться и выбрать для Google 5 ключевых направлений развития. Пейдж совету внял только частично, ждет ли Google судьба Microsoft.

Стив Джобс был прав: Google превращается в Microsoft Весной прошлого года, готовясь снова встать у руля Google, Ларри Пейдж (Larry Page) обратился к Стиву Джобсу (Steve Jobs) за советом. Тогда Джобс посоветовал ему сосредоточиться на нескольких основных направлениях деятельности и достигнуть в них наилучших результатов на рынке. Впоследствии Джобс пересказал этот разговор своему биографу Уолтеру Айзексону (Walter Isaacson).

Вот что сказал тогда Джобс: «Выясните, какой Google должна стать, на карте — ваше будущее. Каковы пять продуктов, на которых вы хотели бы сосредоточиться? Избавьтесь от остальных, потому что они тянут вас вниз. Они превратят вас в Microsoft».

Затем Пейдж предпринял ряд действий в этом направлении, избавившись от многих посредственных и экспериментальных продуктов. Ему также удалось замедлить «утечку мозгов» в компании. Но Джобс, тем не менее, оказался прав. Достаточно посмотреть на продуктовый портфель компании.

Поиск как Windows

Google, как и Microsof, имеет один центральный бизнес, на котором строится все остальное. Google Search и операционная система Microsoft Windows доминирует каждый на своем рынке настолько, что находятся под постоянным внимание антимонопольных органов. Эти решения приносит львиную долю прибыли своим материнским компаниям. Обе компании делают все возможное, чтобы сохранить этот бизнес, одновременно осваивая новые и новые рынки.

Реклама как Office: спекуляция на успехе

Бизнес контекстной рекламы Google основывается на ее доминирующем положении на поисковом рынке, также как и доходы Microsoft от продажи офисного пакета обусловлены широким распространением ее ОС. На данный момент доходы от контекстной рекламы Google составляют $3 млрд. от общей сумму в $40 млрд. в этом году. Со временем этот бизнес может приблизиться к показателям продаж Microsoft Office: 90% рыночной доли, 60% маржа и $10 из $15 млрд. доходов.

Android как Xbox: неожиданный успех на новом рынке

Выход Android вывел Google на абсолютно новый для нее рынок — рынок операционных систем для пользовательских устройств. В лице Apple Google встретила самого серьезного конкурента. Google с большим трудом финансировала этот проект, надеясь в дальнейшем вернуть эти деньги за счет рекламы. Точно также Microsoft поступила и с Xbox: вышла на новый рынок с устоявшимся лидером (Sony) и теперь теряет деньги на каждой консоли в надежде вернуть их с помощью Xbox Live. Оба продукта в итоге стали лидерами рынка. Но ни один из них не приносит создателям существенной прибыли: около $8 млрд. в год для Xbox и порядка $1 млрд. для Android.

Google+ как Bing: ответный удар по сильным конкурентам

Google рассматривает Facebook как смертельную угрозу своему доминированию в интернете. Так что ей ничего не оставалось, как запустить свою социальную платформу — Google+. Около восьми лет назад Microsoft была такого же мнения о Google, так что в конечном итоге запустила свой собственный поисковик — Bing. На данный момент у него 30% рынка, так что примерно такой же исход ждет и Google+.

Google Music как Zune: попытка конкурировать с Apple

Сервис Google Music вышел абсурдно поздно. На почти восемь лет позже iTunes. У него есть несколько потенциально интересных отличительных особенностей по обмену файлами, которые, тем не менее, парализованы существующими ограничениями со стороны звукозаписывающих компаний (делиться можно только купленными записями, а не загруженными на сервер). Кроме того, сервис до сих пор не работает с крупнейшим лейблом Warner Music. Zune также стал для Microsoft попыткой победить iPod: как известно, из этого ничего не вышло.

Google Apps как SQL Server: дешевая альтернатива, не привлекающая общего внимания

Google Apps стоит в разы дешевле основных продуктов Microsoft Office, но не может похвастаться сопоставимым функционалом. На протяжении десятилетия этот продуктовый пакет оставался за пределами «радаров» заказчиков, так что получил распространение в основном среди небольших компаний или в качестве офисного пакета для портативных устройств в компаниях крупных. Даже несколько крупных корпоративных побед не могут стать для Google действительно главным призом в этой борьбе. Также и Microsoft, выпустив Microsoft SQL Server, позиционировала его как альтернативу «тяжелым» БД других вендоров, в первую очередь Oracle. Сервер продается уже 13 лет и приносит корпорации в год $3 млрд.

Chrome как Internet Explorer: заработать больше на клиентах

Схема у этих продуктов абсолютно идентичная: оба браузеры, и причем бесплатные. Но они подталкивают клиентов к приобретению других продуктов. Так IE позволяет отслеживать и блокировать загрузки Windows-пользователей, а Chrome имеет встроенный веб-поиск. Оба решения также позволяют материнским компаниям влиять на веб-стандарты.

Google TV как WebTV: попытка сделать ТВ ближе к интернету

Google TV пытается «заставить» телевидение включить в эфир контент из интернета. Это тоже самое, что Microsoft пыталась сделать с WebTV в 1990-е. Тогда попытка провалилась, и Microsoft продолжила эксперименты с другими продуктами наподобие UltimateTV. Они провалились тоже, и тогда компания переключилась на более успешный Xbox. Google пока имеет больше шансов, кроме того, он получил YouTube: подключился напрямую «к насосу». Тем не менее, вся история интерактивного телевидения довольно печальна.

Google активно покупает компании, как и ранее Microsoft

Google находится на пике M&A активности: в этом году он приобрел 50 (!) компаний. Большинство из них это небольшие талантливые стартапы, но в то же время были и крупные покупки, совершенные для выхода в новые области. Это YouTube, DoubleClick и Motorola.

Так что же будет, если Джобс в самом деле был прав? Все ли на самом деле так плохо? Корпорация уже не является лидером ИТ-рынка как когда-то, а рынок ценных бумаг Microsoft вот уже десятилетие представляет собой плато. Но компания по-прежнему собирает $70 млрд. выручки в год и растет ежегодно на 10%. Так что если Google захочет пробыть на рынке долго, ему обязательно надо учитывать сделанные Microsoft ошибки.

Фото: www.labnol.org




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
EQ. Эмоциональный интеллект на практикеEQ. Эмоциональный интеллект на практике
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики
Мой продуктивный год. Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себеМой продуктивный год. Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себе

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)