ИНСАЙТЫ | Инновации 12 апреля 2011 г.

Процедура принятия управленческого решения в области инноваций

Автор: Елена Афанасьева
Источник: Brainity.ru

В настоящее время на передовых предприятиях в поисках новых продуктов и технологий вносятся определенные изменения непосредственно и в вопросы управления.

Елена Афанасьева
Елена Афанасьева
Известно, для того чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе, менеджмент должен не просто руководить бизнесом, а управлять инновациями. Причем главное в инновационном менеджменте сегодня скорее не научно-технические разработки, а создание новой инновационной среды, где изменения становятся нормой. Поэтому руководство лидирующих предприятий давно отдает предпочтение активности и талантам, развивающим наиболее эффективные направления, постоянно отслеживая изменения на рынке, внося тем самым своевременные коррективы в процессы управления.

Итак, в последние годы инновация становится все больше социально — экономическим термином, нежели техническим. Это обусловлено тем, что инновации подразумевают изменения, как в производстве, так и в экономической и социальной средах. Таким образом, проявляет себя новый стиль управления, нацеленный не только на конечный продукт производства, а на постоянное соответствие требованиям рынка и своевременную реакцию к изменениям во внешней и внутренней средах. Что касается отечественного бизнеса в области инноваций, то для многих предприятий современные условия для развития инновационных процессов нельзя назвать благоприятными. По-прежнему остается проблема выживания, вопросы развития и видения предприятия в будущем остаются актуальными только для отдельных субъектов хозяйствования. Так же «узким местом» является принятие управленческих решений, исключительно основанных на субъективных мнениях, неспособных оценить реальную ситуацию в целом. Более того, жизненный цикл инновационного процесса постепенно продолжает сокращать свои сроки, поэтому и управление инновациями должно становиться более динамичным. А, следовательно, все решения, принимаемые аппаратом управления, должны быть своевременны, логичны и эффективны.

Современный управленец сегодня должен определить наиболее эффективное решение с учетом наличия альтернатив, обеспечивающих свободу выбора в особенностях внешней среды. На рассмотрение предлагается алгоритм принятия управленческих решений, основанный на опыте передовых предприятий. В связи с особенностями системы управления инновациями последним этапом можно добавить пост-анализ реализованного решения, позволяющий учесть допущенные ошибки (или способ достижения их отсутствия) в будущем.

1. Постановка цели

Для эффективного решения проблемы необходимо как можно более четко сформулировать цель. Именно этот фактор будет влиять на дальнейший процесс выбора управленческих решений.

2. Определение критериев эффективного решения

Для принятия оптимального решения необходимо установить критерии, по которым будет оцениваться его эффективность. Они должны наиболее полно и широко отражать требования поставленных целей.

3. Ранжирование критериев

Желательные критерии разделить по соответствующим характеристикам и установить параметры их оценки. Это могут быть как цифровые показатели (затраты, время, количество и др.), так и бальная оценка (месторасположение, близость потребителя или поставщика, социальные показатели и др.).

4. Разработка альтернатив

От количества альтернатив часто зависит эффективность решений, т.е. от свободы выбора и более тщательного анализа путей достижения поставленной цели. Если при отборе решений менеджер исходит из небольшого количества альтернатив, это свидетельствует либо о малой информированности руководителя, либо о не качественном подходе к решению данных проблем. Такой ход событий повышает риски принятия неэффективного решения. При разработке альтернатив необходимо учитывать, что они должны быть вероятны и максимально различаться друг от друга по разработанным критериям.

5. Сравнение альтернатив

После определения альтернатив, необходимо выбрать наиболее оптимальную. Сравнение происходит по разработанным ранее критериям, где каждый критерий имеет свой вес, а каждая альтернатива свою оценку. После суммирования итогов можно построить рейтинг путей решения проблемы.

6. Оценка риска

Эффективность решения определяет не только оценка альтернативы по выбранным критериям, но и по степень риска. Оценка риска — это оценка конечного результата события с точки зрения неблагоприятных последствий.

Для оценки риска его разделяют по ряду критериев. Например, по частоте повторяемости: на систематические и случайные; по видам: на экономические, финансовые, производственные (технические), социальные, имиджевые, потребительские и т.д.

В качестве параметров оценки конкретного риска выделяют: вероятность наступления неблагоприятного события, размер возможного ущерба, степень негативных последствий, стоимость упущенной выгоды и т.д.

7. Выбор альтернатив

Из ряда альтернатив выбирается та альтернатива, которая имеет оптимальное сочетание баллов экспертных оценок и степени риска (в качестве базы сравнения берется одна из альтернатив, а потом относительно ее выстраиваются остальные).

8. Анализ реализации выбранного решения

После выбора оптимального решения необходимо еще раз оценить его с точки зрения реализации, подкорректировать этапы его осуществления и разработать мероприятия, снижающие риски.

9. Пост-анализ реализованного решения

Пост-анализ предлагается провести по четырем этапам: точность поставленной цели, правильность выбора критериев, степень определения и минимизации рисков, реализация (степень достижения) поставленной цели. Пост-анализ реализованного решения необходим для того, чтобы учесть достоинства и недостатки процедуры выбора предыдущих мероприятий и наметить ближайшие цели.

Данный алгоритм позволяет выбрать оптимальное решение на момент возникновения проблемы с учетом имеющихся альтернатив.

Использование данного алгоритма позволит ускорить выбор решения с минимальными рисками, что в свою очередь отражается на конкурентоспособности предприятия, занимающегося разработками инноваций.

Об авторе:




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как писать так, чтобы вам доверялиКак писать так, чтобы вам доверяли
Личная эффективность. Harvard Business Review: 10 лучших статейЛичная эффективность. Harvard Business Review: 10 лучших статей
Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметилиПокажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)