КОММЕНТАРИИ | Интернет-монополии 7 марта 2011 г.

Победитель получает все

Автор: Эрик Савиц (Eric Savitz)
Источник: журнал "Forbes Russia"

В Интернете одна за другой появляются монополии — Google, Amazon, Facebook. Кто еще завоюет мир?

Эрик Савиц (Eric Savitz)
Эрик Савиц
(Eric Savitz)
В мире в последнее время только и говорят что о стоимости Facebook. Может ли социальная сеть действительно стоить $60 млрд., $80 млрд., $100 млрд.?

Подобные разговоры, кажется, что-то напоминают. А именно Google семилетней давности. Незадолго до публичного размещения акций компании, в 2004 году, наблюдатели столь же несерьезно относились к ее потенциалу. «Мне нравится Google», — написал в феврале 2004 года генеральный директор аналитической компании Forrester Research Джордж Колони. «Но столько шума и слухи о рыночной капитализации в $15 млрд. — это перебор. Хорошо ли ищет Google? Да. Стоит ли эта компания десятки миллиардов? Нет».

Сегодня рыночная капитализация Google приближается к $200 млрд.

Facebook тоже посрамит скептиков. Некоторые инвесторы еще не поняли, что Интернет все чаще порождает рынки, на которых «победитель получает все», а Facebook — крупнейший победитель на крупнейшем рынке, рынке человеческих взаимоотношений.

Как странно наблюдать появление веб-монополий. Предполагалось, что Интернет будет отращивать «длинный хвост». Этот термин ввел редактор журнала Wired Крис Андерсон в статье 2004 года, в которой писал, как сеть создаст возможности для безграничного выбора и оживит интерес к изучению музыки и книг. «Наша культура и экономика меняют фокус: от небольшого набора «хитов», находящихся на вершине кривой спроса, он сдвигается к неимоверному разнообразию ниш, находящихся в хвосте».

Однако получается, что теория длинного хвоста, хоть и верная, имеет неочевидное следствие. Наибольшую выгоду от возможности выбора получают агрегаторы. Google все еще доминирует на рынке поиска, несмотря на все усилия, которые вкладывает Microsoft в свой Bing. На заре коммерческой жизни Google, сразу после IPO, некоторые беспокоились, что какой-нибудь мальчишка в гараже сможет в один прекрасный день сделать продукт лучше, чем Google, — совершив то же, что сама Google сделала однажды с Excite и AltaVista. Скептики замечали, что Google никак не привязывает к себе пользователей, и цена перехода с одного поискового движка на другой равняется нулю. Выходит, однако, что дело совсем не в стоимости перехода, а в привыкании. Google — единственный поисковый сервис, который нужен людям, и пусть соперники продолжают что-то делать — война уже закончена. Ни Bing, ни кто-то другой ничего не изменят.

В электронной коммерции подобный трюк проделала Amazon.com. И похожих примеров достаточно: Craigslist, Wikipedia, Google Maps, Twitter, ITunes, Pandora. Ни у одного из них нет значимого соперника, по крайней мере в США. Аналогичная ситуация с PayPal или Skype.

Некоторые монополии вполне естественны: Craigslist, например, победила благодаря фрагментации традиционного рынка classifieds. Другие монополии искусственные. Netflix завоевала рынок потокового видео, предлагая «длинный хвост» везде, где бы пользователь ни захотел посмотреть контент: на смартфонах, проигрывателях Blu-ray, игровых консолях, ПК и планшетных устройствах. Никто больше не озаботился захватом свободных территорий. Amazon может в ближайшем будущем предлагать бесплатный потоковый контент потребителям, подписавшимся на услугу Amazon Prime, но я сомневаюсь, что они смогут конкурировать с вездесущим сервисом Netflix.

Facebook — наиболее мощная из всех монополий. Ее стоимость создает закон Меткалфа, гласящий, что ценность телекоммуникационной сети пропорциональна квадрату числа ее пользователей. Чем больше людей подключается к Facebook, тем меньше у них причин регистрироваться в альтернативных социальных сетях и тем выше будет стоимость компании, когда она станет публичной.

Благодаря Facebook и Netflix инвесторы не смыкают глаз, боясь упустить следующего победителя. И тут возникает двойной риск. Сомневающиеся (вроде Джорджа Колони образца 2004 года) рискуют упустить потенциальную прибыль, которая предлагается компаниями с реальной монопольной мощью; легковерные рискуют сделать неудачную ставку на звезду-однодневку. Может ли Groupon стать безоговорочным монополистом на рынке локальных купонных акций? Не исключено. Но им придется обходиться без выгод естественной сети, которые предлагает Facebook, и потому их перспективы не совсем ясны. (По мне, Groupon скорее прогорит, чем станет следующим Amazon.) Zynga строит впечатляющий бизнес на социальных играх; естественной монополии там нет, но надо отдать компании должное, она умеет поддерживать интерес внушительной аудитории к своим заразительным играм, таким как FarmVille. По поводу перспектив Skype я настроен более оптимистично. Его глобальный голосовой трафик больше, чем у любой телефонной компании. Опять работает закон Меткалфа.

Без сомнения, в Интернете появится еще больше бизнесов в стиле «победитель получает все». Но забавно наблюдать, как Интернет, огромный эквалайзер, регулятор игровых полей, превращается в гигантскую игру «Монополия».




БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
24 января 2017
Киев, Украинский дом
Менеджер и команда. Как создать команду мечты (Максим Батырев)
24 января 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Тайм-менеджмент и принципы делегирования (Наталья Дегтярева)
26-27 января 2017
Киев
Специалист по обучению и развитию — SpTD (Оксана Кондратенко)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Зачем мы работаем. Как найти смысл и вдохновение на рабочем местеЗачем мы работаем. Как найти смысл и вдохновение на рабочем месте
Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкингаНикогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга
Пирамида эффективности. От разрозненных техник к цельной системеПирамида эффективности. От разрозненных техник к цельной системе
Управляй своей мечтой. Как реализовать любой замысел, проект, планУправляй своей мечтой. Как реализовать любой замысел, проект, план
Личная эффективность. Harvard Business Review: 10 лучших статейЛичная эффективность. Harvard Business Review: 10 лучших статей

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)