ИНСАЙТЫ | Интернет-монополии 7 марта 2011 г.

Победитель получает все

Автор: Эрик Савиц (Eric Savitz)
Источник: журнал "Forbes Russia"

В Интернете одна за другой появляются монополии — Google, Amazon, Facebook. Кто еще завоюет мир?

Эрик Савиц (Eric Savitz)
Эрик Савиц
(Eric Savitz)
В мире в последнее время только и говорят что о стоимости Facebook. Может ли социальная сеть действительно стоить $60 млрд., $80 млрд., $100 млрд.?

Подобные разговоры, кажется, что-то напоминают. А именно Google семилетней давности. Незадолго до публичного размещения акций компании, в 2004 году, наблюдатели столь же несерьезно относились к ее потенциалу. «Мне нравится Google», — написал в феврале 2004 года генеральный директор аналитической компании Forrester Research Джордж Колони. «Но столько шума и слухи о рыночной капитализации в $15 млрд. — это перебор. Хорошо ли ищет Google? Да. Стоит ли эта компания десятки миллиардов? Нет».

Сегодня рыночная капитализация Google приближается к $200 млрд.

Facebook тоже посрамит скептиков. Некоторые инвесторы еще не поняли, что Интернет все чаще порождает рынки, на которых «победитель получает все», а Facebook — крупнейший победитель на крупнейшем рынке, рынке человеческих взаимоотношений.

Как странно наблюдать появление веб-монополий. Предполагалось, что Интернет будет отращивать «длинный хвост». Этот термин ввел редактор журнала Wired Крис Андерсон в статье 2004 года, в которой писал, как сеть создаст возможности для безграничного выбора и оживит интерес к изучению музыки и книг. «Наша культура и экономика меняют фокус: от небольшого набора «хитов», находящихся на вершине кривой спроса, он сдвигается к неимоверному разнообразию ниш, находящихся в хвосте».

Однако получается, что теория длинного хвоста, хоть и верная, имеет неочевидное следствие. Наибольшую выгоду от возможности выбора получают агрегаторы. Google все еще доминирует на рынке поиска, несмотря на все усилия, которые вкладывает Microsoft в свой Bing. На заре коммерческой жизни Google, сразу после IPO, некоторые беспокоились, что какой-нибудь мальчишка в гараже сможет в один прекрасный день сделать продукт лучше, чем Google, — совершив то же, что сама Google сделала однажды с Excite и AltaVista. Скептики замечали, что Google никак не привязывает к себе пользователей, и цена перехода с одного поискового движка на другой равняется нулю. Выходит, однако, что дело совсем не в стоимости перехода, а в привыкании. Google — единственный поисковый сервис, который нужен людям, и пусть соперники продолжают что-то делать — война уже закончена. Ни Bing, ни кто-то другой ничего не изменят.

В электронной коммерции подобный трюк проделала Amazon.com. И похожих примеров достаточно: Craigslist, Wikipedia, Google Maps, Twitter, ITunes, Pandora. Ни у одного из них нет значимого соперника, по крайней мере в США. Аналогичная ситуация с PayPal или Skype.

Некоторые монополии вполне естественны: Craigslist, например, победила благодаря фрагментации традиционного рынка classifieds. Другие монополии искусственные. Netflix завоевала рынок потокового видео, предлагая «длинный хвост» везде, где бы пользователь ни захотел посмотреть контент: на смартфонах, проигрывателях Blu-ray, игровых консолях, ПК и планшетных устройствах. Никто больше не озаботился захватом свободных территорий. Amazon может в ближайшем будущем предлагать бесплатный потоковый контент потребителям, подписавшимся на услугу Amazon Prime, но я сомневаюсь, что они смогут конкурировать с вездесущим сервисом Netflix.

Facebook — наиболее мощная из всех монополий. Ее стоимость создает закон Меткалфа, гласящий, что ценность телекоммуникационной сети пропорциональна квадрату числа ее пользователей. Чем больше людей подключается к Facebook, тем меньше у них причин регистрироваться в альтернативных социальных сетях и тем выше будет стоимость компании, когда она станет публичной.

Благодаря Facebook и Netflix инвесторы не смыкают глаз, боясь упустить следующего победителя. И тут возникает двойной риск. Сомневающиеся (вроде Джорджа Колони образца 2004 года) рискуют упустить потенциальную прибыль, которая предлагается компаниями с реальной монопольной мощью; легковерные рискуют сделать неудачную ставку на звезду-однодневку. Может ли Groupon стать безоговорочным монополистом на рынке локальных купонных акций? Не исключено. Но им придется обходиться без выгод естественной сети, которые предлагает Facebook, и потому их перспективы не совсем ясны. (По мне, Groupon скорее прогорит, чем станет следующим Amazon.) Zynga строит впечатляющий бизнес на социальных играх; естественной монополии там нет, но надо отдать компании должное, она умеет поддерживать интерес внушительной аудитории к своим заразительным играм, таким как FarmVille. По поводу перспектив Skype я настроен более оптимистично. Его глобальный голосовой трафик больше, чем у любой телефонной компании. Опять работает закон Меткалфа.

Без сомнения, в Интернете появится еще больше бизнесов в стиле «победитель получает все». Но забавно наблюдать, как Интернет, огромный эквалайзер, регулятор игровых полей, превращается в гигантскую игру «Монополия».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Работа твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым деломРабота твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуацияхСтрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)