Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Appreciative Inquiry 23 сентября 2009 г.

Жизнь как мечта

Источник: журнал "Комп&ньоН" (№35, 2009)

Сделать так, чтобы мы работали в лучших компаниях и жили в лучших городах, — в наших силах. Люди вокруг тоже этого хотят.

Подход «решать проблемы», к которому многие привыкли в семьях, бизнесе и других сообществах, — ограниченный. Он блокирует сознание людей, которых нужно было бы мотивировать, понять, поддержать и настроить на лучшие результаты. Если воспринимать людей как генераторов проблем, то они становятся в защитную позицию, закрываются, и появляется страх.

Одна из методик, позволяющих создать более эффективную, положительную и продуктивную среду, — «чуткое понимание» (Appreciative Inquiry). Как любая целостная и ценная методика она мировоззренческая и вполне применима в различных сообществах.

Блисс Браун, практикующая эту методику уже около 20 лет, в эксклюзивной беседе поделилась с «&» своими советами относительно того, как помочь формальным и неформальным организациям выживать и процветать.

Блисс Браун

Я часто думаю, как мать

Представьте ситуацию: обращается представитель колледжа к матери: «Ваши дети глупые. Они отвратительные и умственно отсталые. Но, несмотря на это, наша превосходная частная школа предоставит им стипендию. Единственное, что им нужно будет для этого сделать, — признаться перед всеми, что они глупые, и выразить благодарность руководству школы». Ни одна мать на такое не пойдет.

Но почему же подобное допустимо в окружающем мире? У нас принято публично заявлять, что то или иное сообщество — самое плохое. Будь то «самый высокий уровень беременности у подростков», «самый высокий уровень безграмотности» и проч. Для борьбы с такими явлениями выделяются средства, однако при этом обязательно требование — сознаться в том, что «у нас самый высокий уровень...». Но ведь таким образом создается идентичность и формируется личность! Это верно как для отдельного человека, так и для группы людей.

Подход «чуткое понимание» подразумевает: то, что вы думаете в данный момент о своей семье, районе, городе, компании, — правда. В своих действиях люди руководствуются лишь тем, что считают правильным. Если я буду уверена, что никому нельзя доверять, то при каждой новой встрече собеседники будут вести себя так, как я ожидаю. А все потому, что я не верю в доверие.

Язык — наш моральный выбор

Человеческий язык позволяет создать фокус внимания. К примеру, я как менеджер могу сделать акцент на том, что у нас хорошо и эффективно. На основании этого можно продолжить строить позитивную и эффективную реальность, потому что, произнося что-либо вслух, выражая мысль, мы направляем силы и эмоции. Однако на практике, как я уже говорила, многие наши беседы и выяснения направлены на обсуждение дефектов, дефицита и проблемных мест.

Язык — это наше средство познавать мир. Он — конструктивен. Посредством языка мы создаем себя и досоздаем друг друга каждый момент. В момент разговора мозги обоих собеседников активно работают — люди вовлечены, обдумывают дальнейший ход беседы и возможности. Они постоянно создают себя, реальность, друг друга.

Кстати, чтобы отобрать у людей силу, достаточно вовлечь их в разговоры, где о них говорится плохо, погрузить их в отрицательное информационное поле. Я много работаю с подростками. Иногда вызываю добровольца, прошу его вытянуть руку вперед и предупреждаю, что буду пытаться опустить ее, надавливая своей рукой. Он удерживает руку, пока я говорю вслух о его сильных сторонах, и всегда начинает опускать ее, когда говорю о нем плохо.

Спрашивая у вас «Ну почему вы ничего не можете сделать нормально?!», я создаю или досоздаю вашу личность, влияю на самооценку и уверенность. Когда в нашем присутствии мать подобным образом разговаривает с ребенком, нас это возмущает, кажется отвратительным. Но почему подобное обращение считается нормальным в бизнес-среде, ведь там происходит то же самое? Собеседники вместе создают реальность, которая через какое-то время может существенно отличаться от нынешней.

То, что люди выражаются негативно и постоянно обращают внимание на проблемы, идет от индустриальной революции, когда весь западный мир сосредоточился на производстве. Язык технологий, связанный с решением проблем, или язык машин мы перенесли в повседневную жизнь, не осознавая, какое влияние это оказывает на людей.

Религия и критическое мышление

Блисс Браун — консультант, тренер и спикер по вопросам социального конструирования и воображения, лидерства, управления системными изменениями, развития молодежи и развития возможностей различных сообществ. Основательница и президент компании Imagine Chicago.

Выпускница Йельского университета (бакалавр истории), Гарвардского университета (магистр теологии) и школы управления Келлог (финансы).

Имеет духовных сан епископального священника. Была первой женщиной-священником, получившей в 1979 г. право проповедовать в Вестминстерском аббатстве. Работала волонтером, руководителем и консультантом многих религиозных и социальных неприбыльных организаций.

В 1975-1991 гг. возглавляла дивизион корпоративного бизнеса в Первом национальном банке Чикаго. В 1992 г. создала Imagine Chicago. Среди клиентов компании — Манчестерская бизнес-школа, лондонские работники сферы здравоохранения, бизнес-лидеры Пекина, муниципальные службы планирования в Сингапуре и Калгари, активисты ЮАР, политики Чили, Аргентины, Шотландии и Дании, университет Непала, сотрудники UNICEF в Индии и др.

Имеет трех детей.

Воображение — путь к инновациям

Изменения происходят, если сформировать коллективное представление о том, как жить в этом месте. Лично я верю, что люди креативны, они генерируют новое, невероятно перспективны, хотят поступать правильно — надо только дать им шанс.

Переведу сказанное в бизнес-термины. Воображение — это то, что приводит к инновациям. Инновации всегда подрывные и прорывные, поэтому первая реакция на них — сопротивление. А поскольку они являются продуктом воображения, то провоцируют неуверенность.

Как ни парадоксально, но лучший способ бороться с неопределенностью и неуверенностью — опять же воображение. Оно — высшее проявление мыслящего ума. Воображение позволяет нам предположить и понять, что ситуация изменилась или меняется. Предприниматели, продавая идеи инвесторам, продают свое воображение. Да и в бизнесе крайне сложно строить предположения с высокой долей вероятности.

Воображение — это критическое умение в бизнесе. Среда, в которой оно развито, — прогрессивная и открытая, там нет страха. Вряд ли можно чему-либо научиться в компании, где вам страшно: в такой среде никто не высказывается. Управленец становится действительно хорошим тогда, когда он в состоянии сохранить свое сообщество (компанию, департамент) открытым.

В последнее время на слуху концепция адаптивного лидерства. Она подразумевает адаптацию к жизни вокруг, потому что повсюду множество изменений и постоянно возникают ситуации, в которых мы ранее никогда не были. В этой концепции хорошо видна разница между менеджером и лидером. Менеджер — это человек, у которого есть готовые ответы в знакомых ситуациях, он — организатор. Задача лидера — сделать нечто правильное в ситуации неизвестности.

По сути я — переводчик

Блисс Браун:

— Когда я начала работать в сфере социального конструирования, мне сказали, что я занимаюсь именно «чутким пониманием», то есть, сама того не подозревая, я пришла к уже существующей концепции.

Конечно, навыки «чуткого понимания» можно и нужно развивать. Мне, наверное, повезло, потому что я с ними родилась. И еще повезло с семьей, которая задавала мне конструктивные вопросы. Я получила хорошее образование. Чем больше обучения, тем больше вероятность того, что человек сможет задавать эффективные вопросы в духе критического мышления.

Моему отцу в этом году исполняется 98 лет (до выхода на пенсию он был коммерческим директором одной из крупнейших ритейл-сетей). Когда я однажды рассказала ему о своих идеях и стремлении повлиять на общество, он ответил: «С позиции бизнеса человек имеет намного большее влияние, чем то, которое ты будешь иметь с позиции церкви». Я тоже понимала, что церковь становится все более маргинализированной и не даст достаточно возможностей повлиять на общество.

По наущению отца я получила финансовое образование и продолжительное время работала в банке, не прекращая заниматься развитием любимых концепций, волонтерской работой, верить в Бога. Ведь это не главное — быть священником, христианином-то ты остаешься каждый год и каждый день.

Если вы хотите быть эффективным в сфере социальных изменений, научитесь управлять. Это возможно сделать только в бизнесе — в государственном секторе для этого недостаточно работы. Изучайте экономику и финансы — они движут миром. Если вы не будете говорить на языке экономики и не будете знать, как люди думают, вы не сможете внедрить свои изменения. Так что все опять сводится к языку.

Когда я думала над тем, чем именно занимаюсь, в конечном итоге назвала себя переводчиком. Переводчиком одних и тех же понятий и явлений на разные языки — социологии, экономики, религии, материнства, обычных отношений соседей и членов семьи.

Правильные вопросы создают мир

Крайне важно, чтобы все члены сообщества участвовали в процессе трансформации и могли предлагать свои идеи. Образ жизни нельзя навязать со стороны.

Чтобы организовать людей для совместной деятельности, нужно их открыть, сделать нечто такое, чтобы они сплотились, почувствовали взаимную связь. Чтобы им было радостно от того, что они вместе, чтобы они смогли привнести и взять друг у друга лучшее. Вам не удастся это сделать, если вы воспринимаете людей как проблемы.

Можно заниматься социальным конструированием, если задавать людям правильные вопросы. Это ключевой принцип. Как это происходит? Представьте себе, что я сейчас соберу на улице людей и буду спрашивать: «Какие проблемы в вашем городе?». Уже через десять минут многие захотят уйти и заняться чем-то более полезным. Но можно задать другие вопросы, скажем: «Что происходит такого, что порождает надежды?», «Чем вы гордитесь?». Узнайте нечто конкретное, на основании чего в дальнейшем можно будет развивать то лучшее, что уже есть. Люди почувствуют, что они находятся на приятной и полезной для них встрече.

От того, какие вопросы вы зададите, зависит, какую основу для конструирования мира вы начнете создавать. Причем я не смогу решить, каким именно должно быть сообщество, ведь оно не мое. Но люди сами знают ответ на вопрос, как все должно работать, им надо только помочь, направить их в нужную сторону.

Выбор мы делаем сами

Когда люди повсеместно восторженно заявляют: «Давайте думать позитивно, ведь это полезно», это хорошо тем, что позитивный настрой входит в привычку, как, кстати, до этого вошел негативный. Но тотально позитивный настрой может оказаться помехой критическому мышлению.

Вместо выражения «позитивный настрой» я использовала бы «конструктивный настрой». Это позволяет двигаться в направлении осмысленной и продуктивной жизни, основанной на истинных ценностях и целях. Дело ведь не только в том, чтобы обсудить то, что хорошего можно сказать, но и в том, как постоянно задавать вопросы, которые позволяют подойти к чему-то с отдачей. К чему-то эффективному, генерирующему, мотивирующему, ценному. Именно этим мне особенно нравится термин «чуткое понимание».

Как найти социальное вдохновение: ключевые шаги

Сообщества, особенно исторически покалеченные, перестают признавать силу, находчивость, умения. К примеру, в сообществе 60% безработных и 40% работающих. Если постоянно говорить о 60% безработицы, то ситуация будет усугубляться. Если же спросить у 40% работающих, где они работают, что для этого сделали, где учились и проч., то, вероятно, вы получите более качественную информацию о том, что делать для трудоустройства людей, нежели тогда, когда будете сосредоточены исключительно на вопросе безработицы.

Почитайте газеты! Они повсеместно множат и ширят культуру проклятий. Даже если я менеджер и имею право кого-то отчитать, произнеся ругательство или резкое обвинение, я буду ширить культуру проклятия. А я не хочу поддерживать процесс превращения жизни в жуткое явление, поэтому приняла для себя решение находиться только на стороне культуры благословения, каждую секунду поощряя ее в своей речи.

Подготовила Юлия Пряникова


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Власть. Почему у одних она есть, а у других нетВласть. Почему у одних она есть, а у других нет
Как работать где хочешь, сколько хочешь и получать стабильный доходКак работать где хочешь, сколько хочешь и получать стабильный доход
Начни. Врежь страху по лицу, перестань быть «нормальным» и займись чем-то стоящимНачни. Врежь страху по лицу, перестань быть «нормальным» и займись чем-то стоящим
Кради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiстьКради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiсть
Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как ЛинкольнСекреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)