ИНСАЙТЫ | Эффективность 1 августа 2014 г.

Особые стратегии для таких же ситуаций

Автор: Олег Хомяк
Источник: "Комп&ньоН"

Как сохранить эффективность в условиях нестабильности и неопределенности.

Особые стратегии для таких же ситуаций
Иллюстрация: Shutterstock
Наш мир изменился: высокая степень неопределенности, нестабильность, неоднозначность получаемых результатов. И первое, что страдает в такой новой реальности, — это прогнозирование развития событий, тенденций в политике, бизнесе, технологиях и проч. Не имея возможности сделать адекватный прогноз, мы не сможем сформулировать ни цели, ни стратегию и в результате уверенно и стремительно превращаемся из творцов своего будущего в жертву экономических, политических и иных обстоятельств. Частота во времени таких поворотных периодов (когда тренды сложно прогнозировать) увеличивается, а линейные периоды становятся все короче. Для надежной реализации наших намерений в этих новых реалиях желательны более адекватные инструменты прогнозирования тенденций и формирования стратегий.

Хороший специалист по неопределенностям

Кого мы можем взять за образцы успешности в ситуациях нестабильности и неопределенности? Это люди (в бизнесе и политике), о которых говорят, что у них уникальное чутье, «чуйка», некая способность знать ситуацию напрямую, без аналитических данных. Они так же, как и другие участники рынка, пользуются аналитической информацией — графиками, цифрами, текстами, но при этом делают гораздо более точные прогнозы и, как следствие, оказываются в выигрыше. В этом успехе ключевую роль играет их интуиция, способность чувствовать ситуацию. Джордж Сорос говорил: «Я плохой специалист по финансам, но хороший специалист по неопределенности».

Существует распространенное заблуждение, что такого рода интуиция — некий индивидуальный, не всем доступный дар. Но важно помнить: если может один человек, значит могут и другие. Да, опыт успешной интуиции известен практически каждому, вопрос лишь в том, как ее сделать управляемой. Нужно научиться направлять интуицию на наши задачи, причем именно тогда, когда нам это необходимо.

Вне всякого сомнения аналитическая работа с фактами остается значимым инструментом прогнозирования. Но ничто не мешает дополнить этот инструмент методами управляемой интуиции.

Первый шаг на пути качественного прогнозирования — определение всех ключевых действующих факторов ситуации (в дальнейшем — динамики). Это могут быть факторы разной природы:

  • люди (их миссия, ценности, мотивы, намерения, установки, характер и проч.);
  • организации (корпоративные миссия и дух, ценности, стратегические цели и др.);
  • социально-психологические, экономические и политические организованности. Народы, наука и технологии, экономика, культура и государство (миссия, национальная идея, менталитет, тренды и тенденции, идеология, настроения, ожидания).

Здесь мы подходим к главным вопросам: как исследовать эти динамики и их взаимодействие, и каков метод нашего динамического маркетинга? Обычный понятный способ — аналитическое исследование, которое должно было бы дать точное и детальное описание каждой из динамик и их взаимодействия.

Проблемы аналитического подхода: насколько полно мы считали динамику и насколько можем быть точны в понимании динамик. Чутье предполагает принципиально иной подход — прямое переживание действующей динамики, а интуиция — что мы начинаем воспринимать исследуемые динамики более тонко, как объекты, имеющие некую полевую природу. Ученые и практики из различных подходов предлагают свои концепции поля: семантическое поле Менеггетти; коллективное бессознательное и архетипы Юнга; знающее поле Хелленгера; морфогенетические поля Вейса и Шелдрейка; биосферу Вернадского; поля сознания Налимова; эгрегоры у мистиков; мир идей Платона и др.

Принципы, значимые для прогнозирования

Принцип обнаружения

Каждый действующий фактор (динамика) является «полевой» реальностью (и люди, и организации, и тенденции). Это значит, что способ контакта с каждой динамикой будет одним и тем же: чувствование/видение полей. Основная задача здесь — уметь выделять поля, влияющие на ситуацию, особенно идентифицировать те влияния, которые никак не указаны в экспертном описании, и обнаруживать новые. Например, спрогнозировать в сентябре 2013 г. резкое обострение социально-политической ситуации в стране к декабрю и определить источники провоцирования ситуации.

Принцип контакта

Любая динамика может быть прочувствована независимо от ограничений пространства. Здесь и теперь мы можем чувствовать и человека (которого физически тут нет), и нематериальные организованности, вообще не имеющие местоположения (менталитет, корпоративный дух, технологическую тенденцию). Вопрос не в расстоянии, а в способности направить свое внимание на поле и считывать информацию. Информация, считываемая интуитивно, крайне редко бывает представлена в привычном для нас виде: буквы, цифры, графики. Чаще всего это изначально неясные, слабые сигналы в виде ощущений, визуальных и аудиальных образов или знаков. Управляемая интуиция предполагает высокую чувствительность к этой на первый взгляд бессмысленной или незначимой информации. Д. Сорос в книге «Сорос о Соросе» приводит пример, как боль в спине стала для него одним из ключевых факторов оценки перспективности сделки в ходе переговоров.

Принцип понимания

Поле содержит всю информацию о соответствующей динамике. Нет такой проблемы, как нехватка информации, вся она представлена здесь и сейчас. Существует задача ее декодирования, представления в том виде, который позволяет принимать решения и передавать в коммуникации: перевести из ощущений и образов в текст, цифры и графики. Это и есть самый мистический аспект интуиции, когда вдруг появляется знание. Ключевые навыки — умение задавать вопросы и получать на них ответы, коммуницировать с собственным бессознательным.

Принцип принятия

Мы не можем изменять динамики, в наших силах лишь учитывать их и корректировать свои отношения с ними. Принять же полноценно — это значит обнаружить позитивную силу каждой динамики. Например, мало кому могут понравиться процессы, происходящие в Украине, но их суть — рождение нового государства через проживание ряда заложенных исторически конфликтов. Сам же акт рождения редко бывает приятным для всех его участников. Настраиваясь на конкурента, создающего нам серьезные проблемы, мы можем учиться у него силе, влияющей на нас. Нет плохих или хороших динамик, есть наше искусство устанавливать контакт с силой, а сила — это суть каждой динамики. Опираясь на силу динамик, мы получаем энергию для создания желаемых результатов.

Принцип безупречности

Мы вольны совершать любые действия, но всякое действие будет создавать вполне закономерные, а потому прогнозируемые последствия (ценители Востока используют здесь термин «карма»). Наилучшее действие опирается на силу и особенности каждой динамики, а также на личные цели и интересы. Такое безупречное действие создает желаемый результат без негативных последствий. Мало того, оно обеспечивает неуязвимость субъекта, а также создает долгосрочные выгоды и новые возможности.

Вопрос доверия

Можем ли мы доверять интуиции, и если да, то в каком случае? Для обеспечения получения точной информации необходимо уметь нейтрализовать личностные факторы, искажающие качество прогноза.

Первый тип — эмоциональные факторы. Страхи стремятся подправить получаемую информацию в худшую сторону, а привязанности — в лучшую. Эта задача решается путем соединения целенаправленности и беспристрастности, готовности принять любую информацию. Речь идет об умении управлять своим эмоциональным состоянием. Но это нелегко осуществить, когда нам необходимо прогнозировать в значимых (очень хочется достичь) или опасных ситуациях (высоки риски). В поддержании нужной настройки хорошо помогает командная работа с распределением ролей или привлечение внешнего эксперта, который обеспечит чистоту прогнозирования за счет своей невовлеченности в ситуацию.

Второй тип — ментальные факторы. Это наши стереотипы (устоявшие представления) и убеждения/комплексы (установки, основанные на личном драматическом или успешном опыте). Стереотипы и убеждения будут стремиться отредактировать полученную информацию в привычных терминах и моделях, тем самым уничтожая ее новизну, искажать роль и значение исследуемых динамик, интерпретировать, вместо того чтобы прочувствовать реальные динамики. Противоядием служит открытость к неизвестному, неожиданному, настройка на творчество, готовность к поиску уникальных решений.

Постановка целей

Принцип прост: чем более неопределенна внешняя среда, тем большая определенность должна быть внутри системы (организации или личности). Кроме того, в подобных ситуациях необходима постановка многоуровневых целей. Миссия — стратегическая цель — задачи — конкретные желаемые результаты. Стратегическая цель, миссия — это внутренняя опора, неизменная при любых внешних колебаниях. Чем конкретнее и мельче задача, тем в большей степени мы должны быть готовы к различным вариантам ее реализации. Важно иметь арсенал алгоритмов и быть готовым создавать новые в ходе меняющихся обстоятельств (креативность). Если говорить метафорически, то ясная и недвусмысленная система целей, а также точный прогноз действующих динамик являются двумя точками, через которые можно провести прямую, то есть стратегию. Сложности выбора стратегии — результат неопределенности в одной или обеих точках.

Процесс выработки стратегии — результат уточнения целей и прогноза развития ситуации. И здесь уже включаются творческие ресурсы нашего бессознательного: стратегия появляется как инсайт, внезапное понимание пути.

Хорошая стратегия в ситуации высокой степени неопределенности всегда уникальная, учитывающая баланс сильных сторон и задач развития организации (или личности). Это hand made под уникального клиента на конкретной «местности», поэтому она наполнена мощной энергией личной мотивации. Именно такой динамический маркетинг позволяет создать стратегию, каждый шаг на пути реализации которой делает систему сильнее.

Подобная стратегия на стадии реализации будет проявляться в высокой скорости и точности действий, живучести и быстром нестандартном реагировании на возникающие ситуации, высокой степени удовлетворенности тех, кто ее реализует (состояние «потока» в терминологии Чиксентмихайи).

Об авторе:

    Олег Хомяк, оргконсультант и коуч, директор компании "Динамический Маркетинг".



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Один плюс один равно триОдин плюс один равно три
НЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатымНЕ НОЙ. Вековая мудрость, которая гласит: хватит жаловаться, пора становиться богатым
Тайм-менеджментТайм-менеджмент

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)