КОММЕНТАРИИ | Корпоративное волонтерство 19 апреля 2011 г.

От «веревок» — к «социалке»

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№12, 2011)

За последний год корпоративное волонтерство активно видоизменялось. Из повода для пиара оно превратилось в командообразовательный инструмент.

Владимир Гуцол, руководитель ООО «Гуцол-авто» (междугородние и международные транспортные перевозки, штат — 32 чел.), никогда не задумывался над тем, нуждаются ли его подчиненные в командообразующем тренинге. Он искреннее полагал, что в отношении его подопечных, суровых дальнобойщиков, постоянно колесящих по стране, подобные методы управления слабоэффективны. Скепсис руководителя развеял случай.

Как-то раз один из детских домов области обратился в компанию с просьбой помочь в доставке стройматериалов, подаренных спонсором. Узнав об этом, водители сразу же согласились. После этой акции некоторые из них по собственной инициативе помогли с ремонтом, стали регулярно привозить детям подарки, а одна семья даже оформила опеку над ребенком. Такое стихийное волонтерство сдружило сотрудников, а руководителю оставалось только «официально» объявить о том, что компания готова всячески содействовать этим инициативам.

Благодаря хорошо про­пиаренным акциям считается, что корпоративное волонтерство — прерогатива крупных транснациональных компаний. Однако оказалось, что средний и мелкий бизнес также, по мере своих сил и возможностей, принимает участие в проектах социальной помощи. Правда, делает это скромно, с меньшим размахом и помпезностью, не освещая свои проекты в прессе и не привлекая излишнего внимания.

Отличительная особенность большинства таких мероприятий в том, что, помимо очевидной социальной пользы, они могут оказаться недорогим и в то же время эффективным способом повышения командного духа сотрудников. Но, чтобы добиться такого результата, необходимо учесть несколько важных моментов.

За все нужно платить

Корпоративное волонтерство: за и против Стремление помочь ближнему находит отклик в сердцах многих наемных сотрудников. Это естественное желание, которому психологи находят вполне рациональное объяснение. «Люди нуждаются в том, чтобы их альтруизм был востребован. Это качество не только врожденное, имеющее значение для выживания популяции, но и социально одобряемое. Желание «творить добро» поощрялось во все времена, — говорит Семен Кродий, психолог, HR-консультант. — Второй причиной, по которой «не-альтруисты» занимаются благотворительностью, является «перекос» нашего сознания. Одна из самых распространенных иллюзий, которой пропитаны наши умы, говорит о том, что «за все нужно платить». Следовательно, если тебе хорошо (есть квартира, машина и высокооплачиваемая работа), ради сохранения всего этого необходимо «откупиться» — принести часть своих доходов в жертву мирозданию, поделившись с теми, кто этого всего не имеет. Это очень архаичный пласт мышления, но такая точка зрения очень распространена».

Помощь сиротам, бездомным животным, уборка парков — подобные мероприятия как нельзя лучше служат целям, описанным психологом. Возможность внести свой вклад в решение социальных проблем не только приносит сотрудникам чувство морального удовлетворения, но и развивает социальную компетент­ность, инициативность, лидерские качества, стимулирует творческое мышление. А также имеет и такие приятные для компании последствия, как повышение командного духа, гармонизация социального климата, повышение привлекательности компании как работодателя. Помимо этого, принимая участие в волонтерских программах, новые сотрудники адаптируются намного быстрее. «Если реализация программ корпоративного волонтерства происходит на системной основе (не один раз в год) и ради одной общей цели, то это говорит о постоянной работе в команде всего персонала и улучшении психологического климата, по­скольку компания и ее сотрудники делают доброе дело. Меняется отношение к компании среди сотрудников, что позитивно влияет и на ее имидж», — отмечает Марина Сапрыкина, руководитель Центра развития корпоративной социальной ответственности (КСО).

Поэтому неудивительно, что во многих компаниях волонтерство возведено в ранг корпоративной культуры. «По данным исследований, проводимых, к сожалению, только среди западных компаний, бизнес-организации, реализующие социальные программы, эффективнее и успешнее компаний, которые не вкладывают в реализацию таких программ. Эксперты в области корпоративной социальной ответственности утверждают, что социально ориентированная деятельность выгодна для бизнеса. Это не только улучшает репутацию компании-работодателя и инвестиционную привлекательность бизнеса, но и повышает эффективность работы сотрудников», — рассказывает Алена Лысак, директор по развитию бизнеса HR-консалтинговой компании «Амплуа Брокер» (штат — 30 чел.). Впрочем, эксперт тут же оговаривается, что не встречала исследований, которые измеряли бы влияние таких проектов на бизнес и их стоимость в сравнении с альтернативными испытанными инструментами.

И что делать дальше?

Впрочем, какими бы мотивами ни руководствовались представители социально ответственных компаний, те, кто решил внедрять программы корпоративного волонтерства, сталкиваются с вопросами «с чего начать» и «что делать дальше». Причем делать так, чтобы получить максимальный эффект от самого благородного дела.

«Иногда достаточно просто внимательнее приглядеться к своим сотрудникам. Вполне возможно, что кто-то знает или даже помогает какому-то конкретному человеку или организации в качестве волонтера. Так, к примеру, одна наша сотрудница помогала семье с четырьмя приемными детьми, один из которых был тяжело болен, из-за чего мать была вынуждена почти круглосуточно находиться с ним в больнице. Тогда сотрудники нашей компании подключились к этой деятельности, стали помогать средствами, по очереди завозить продукты, медикаменты. С моей стороны потребовались лишь одно: на несколько часов раньше отпускать с работы тех, кто «дежурил» в этот день. И надо отметить, что уже через полтора-два месяца взаимоотношения в коллективе изменились — конфликтов стало гораздо меньше, сотрудники стали толерантны друг к другу», — поделилась своим опытом Наталья Климова, заместитель директора ЧП «Крис» (продажа, ремонт и сервисное обслуживание бытовой и офисной техники, штат — 38 чел.).

Если таких сотрудников нет, достаточно оглянуться вокруг, ведь повод для добрых дел есть всегда — соседний скверик, ближайший двор, школа, детский сад могут стать объектами благих свершений для всех желающих поучиться командному взаимодействию в работе на благо общества. Главное — чтобы сотрудники могли увидеть реальные результаты своего труда и ощутить гордость и удовлетворение от своей деятельности.

Планируя проведение подобных мероприятий, важно избегать ошибок, которые способны похоронить благие начинания. Одной из таких является недостаточная информированность сотрудников о целях и задачах волонтерских акций, когда работники не понимают, в чем, собственно, будет заключаться их роль и насколько это важно. Также негативно может отразиться неправильный выбор лиц или учреждений, получающих помощь, к примеру, предоставление через посредников либо предоставление помощи в не­адекватной форме. Так, сотрудники одной из украинских компаний, занимающихся продажами бытовой техники, провели благотворительный аукцион и презентовали телевизор детскому отделению больницы. Однако организаторы акции не учли одного — это был четвертый подаренный телевизор, в то время как в отделении не хватало самого необходимого — постельного белья, перевязочных материалов, медикаментов. Разумеется, сотрудники компании были очень разочарованы, узнав о том, что их подарок оказался ненужным.

Не менее бесполезны и разовые акции, в которых принимает участие только руководство компаний, вручающее подарки и получающее овации. В этом случае отсутствие обратной связи и видимых результатов полностью демотивирует коллектив участвовать в какой-либо благотворительной деятельности.

Не менее важно, чтобы подобные инициативы не были формализованы, основывались на добровольных началах и не напоминали участникам социалистические субботники в своих худших традициях. Поэтому, для того чтобы стимулировать сотрудников к участию в подобной деятельности, можно, ориентируясь на опыт западных корпораций, предоставлять отгулы, премировать или иным образом поощрять деятельность волонтеров.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
1 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Мотивация «под ключ»: от эффективности к оплате труда в рамках ограниченного бюджета (Игорь Немировский, Инна Старожукова)
7-8 декабря 2017
Киев
Оценка персонала от А до Я (Оксана Кондратенко)
7-8 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Выдающийся руководитель: Лидерство. Менеджмент. Управление людьми. Мотивация. Управление ключевыми финансовыми показателями (Игорь Немировский, Инна Старожукова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
В этом году я… Как изменить привычки, сдержать обещания или сделать то, о чем вы давно мечталиВ этом году я… Как изменить привычки, сдержать обещания или сделать то, о чем вы давно мечтали
Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметилиПокажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили
Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целейЦельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей
Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиватьсяНе в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться
Великолепный нетворкинг. Что нужно знать, делать и говорить, чтобы построить блестящую сеть деловых контактовВеликолепный нетворкинг. Что нужно знать, делать и говорить, чтобы построить блестящую сеть деловых контактов


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)