КОММЕНТАРИИ | Групповое собеседование 11 октября 2011 г.

Выйти из строя!

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№37, 2011)

Если перед руководителем стоит задача выбрать лучших из большого потока претендентов, да еще в условиях временного цейтнота, проведение группового собеседования может быть самым подходящим способом.

Власть денег (№37, 2011)
В прошлом году компания «Автокоминг» открыла новый магазин в регионе. Офиса там еще не было, и организацией собеседований занималась сотрудница из Киева. Сроки поджимали, поэтому сотрудники компании не могли пойти по традиционному пути — вначале найти менеджеров, а затем уже предоставить им полномочия набирать команду. К тому же, руководству хотелось, чтобы все работники соответствовали представлениям о корпоративной культуре, принятой в головном офисе.

«Нам нужно было выбрать хотя бы 10 сотрудников из 80 претендентов, которые были отобраны в телефонном режиме. Поэтому мы решили провести собеседования за два дня, приглашая по 10 человек одновременно. Собеседование с группой занимало около полутора часов. От всей этой эпопеи у меня осталось двойственное впечатление: с одной стороны, это было очень эффективно, с другой — невероятно утомительно. Во время собеседования с последними в конкретный день группами, казалось, что сконцентрироваться на оценке кандидатов уже невозможно. Слова и лица сливались в сплошной поток», — поделился впечатлениями Станислав Матичный, директор ООО «Автокоминг» (ремонт, продажи авто, штат — ок. 200 чел.).

По мнению наших экспертов, проведение группового собеседования требует особых навыков как от специалиста по персоналу, так и от линейных руководителей, которых, как правило, привлекают к выбору кандидатов. Ведь несоблюдение технологии чревато изрядно подпорченным имиджем компании на рынке труда.

Предупреждать надо!

«Отбирать промоутеров, продавцов, торговых представителей и операционистов методом группового интервью очень удобно, хотя его недостатки тоже очевидны. Оно энергоемко, формализовано и не позволяет оценить потенциал будущего сотрудника. К тому же при неумелом проведении группового интервью возникают очень неприятные для обеих сторон ситуации», — рассказывает Андрей Коляда, менеджер по персоналу ООО «Бриста» (производство мебели, штат — ок. 80 чел.).

Опасность того, что групповое собеседование будет воспринято потенциальными сотрудниками крайне негативно, связано, по словам Светланы Федоренко, специалиста рекрутингового агентства Best Service (штат — 10 чел.), еще и с активной деятельностью компаний, занимающихся сетевым маркетингом. Коронная «фишка» которых состоит в том, чтобы привлечь на свои мероприятия как можно больше людей, в лучшем случае не объяснив им заранее характер работы, в худшем — прибегая к откровенной лжи. Именно поэтому очень важно, чтобы в среде тех, кто приглашается на групповое собеседование, не зародились подобные ассоциации.

Поэтому, по мнению наших экспертов, при планировании и проведении группового собеседования исключительно важно не допускать самых распространенных ошибок, первая из которых связана с тем, что соискателей не уведомляют заранее о том, в какой форме будет проходить собеседование.

«Нередко осознание того, что рядом находится еще пять, десять или пятнадцать конкурентов, ввергает неподготовленного человека в шоковое состояние. Но если в некоторых ситуациях такая искусственная конкурентная среда помогает выбрать наиболее подходящих кандидатов, допустим, на должность рекламного агента, то предъявлять такие же требования к охраннику, кассиру или водителю, ориентируясь на эти качества, — совершенно бесперспективно», — отмечает г-н Коляда.

Но и отказываться от такой формы собеседования в этом случае не всегда возможно. Что же делать? По мнению Светланы Федоренко, выход только один — заранее, в телефонном режиме предупредить о том, что компания планирует провести групповое интервью. При этом важно подчеркнуть, что всем кандидатам будет уделено достаточно внимания и что по результатам собеседования, даже в случае персональной неудачи соискателя, его кандидатура будет занесена в кадровый резерв.

Еще одна грубейшая ошибка допускается, когда в своем желании продемонстрировать активность и привлечь как можно больше кандидатов, внутренние рекрутеры крупных компаний, «забывают» сообщить о том, на какую должность они приглашают сотрудника.

«Бывает так: люди высылают резюме на определенную вакансию, скажем, менеджера по работе с корпоративными клиентами. Такой соискатель может обладать достаточным опытом и знаниями для того, чтобы претендовать на эту вакансию. Проходит несколько дней или недель, и его приглашают на собеседование. Человек, уверен, что речь идет о соответствующей должности, но неожиданно для себя он оказывается в толпе неопытных юнцов, мечтающих начать свою карьеру с позиции продавца-консультанта. Разумеется, что этот кандидат будет разозлен и раздосадован, а компания может лишиться ценного специалиста», — считает Виктор Сапсир, НR-консультант.

Да или нет?

Минусы:

  • Энергозатратно
  • Необходим опыт управления группой
  • Требует тщательной подготовки, иначе групповое собеседование может плохо отразиться на имидже компании
  • Не предоставляет возможности уточнить формальные стороны биографии

Плюсы:

  • Показывает особенности взаимодействия кандидата в группе
  • Экономит время проведения собеседования
  • Позволяет легко оценить коммуникативные качества кандидата

Поговорим о личном

Целый ряд неприятных сюрпризов может быть связан с тем, что интервьюеры ведут себя недостаточно тактично с претендентами. Но если при личной встрече негативное впечатление от поведения кадровика в меньшей степени распространяется на компанию в целом, то при групповом собеседовании этот эффект значительно больше.

Так, наиболее часто, по словам Светланы Федоренко, соискатели оказываются возмущены тем фактом, что на групповом собеседовании от них требуют озвучить личную информацию, а также рассказать об опыте работы, причинах увольнения и прочих вещах, не предназначенных для чужих ушей. «Люди, которые имеют представление о бизнес-этике, просто теряются. С одной стороны, отказ предоставить такую информацию лишит возможности участвовать в конкурсе, с другой — рассказ о бывшем работодателе в присутствии посторонних — также недопустим», — считает г-жа Федоренко. К тому же, подобные сообщения «о себе» каждого из 15-20 участников собеседования имеют тенденцию затягиваться и создают впечатление, что время людей, пришедших на собеседование, потенциальный работодатель совершенно не ценит.

Шокирующим опытом может стать и публичное обсуждение результатов собеседования или тестирования. «В молодости я попал на групповое собеседование в известный банк. Участники отсеивались в процессе собеседования после каждого из этапов. Все это сопровождалось унизительными комментариями в духе «неужели вы считаете, что с таким лексиконом можете претендовать на позицию в нашем банке?». После этого, даже один вид их логотипа вызывает у меня прилив ярости», — поделился Артур Рыбин, директор ООО «Комет-Про», (дистрибуция бытовой техники, штат — 70 чел.).

Именно поэтому наши эксперты советуют избегать не только оценочных суждений в адрес кандидатов, но и «отсеивания» в процессе собеседования. «С результатами вполне можно ознакомить в конце всей процедуры. Тем более что иногда бывает так, что первое впечатление о кандидате оказывается ошибочным и на втором-третьем этапе оно кардинально меняется», — рассказывает Светлана Федоренко.

Организационные моменты

Чтобы групповое собеседование прошло успешно и результативно, очень важна предварительная подготовка и проработка всех его этапов. Так, если на индивидуальном интервью достаточно всего лишь задавать более или менее стандартные вопросы, то групповое — подразумевает креативный и нестандартный подход. «Групповое собеседование предоставляет уникальную возможность оценить то, как человек ведет себя в группе. Но чтобы получить достоверную информацию об этом, предложенная деловая игра должна быть максимально приближена к действительности и быть настолько увлекательной, чтобы люди забыли о том, что их оценивают. Для этого мы используем реальные ситуации, с которыми сталкивались наши сотрудники», — сообщил Андрей Коляда.

Также эксперты советуют не приглашать на групповое собеседование слишком много людей, мотивируя это тем, что при большом числе участников интервьюер не в состоянии удерживать в памяти и фиксировать важные моменты в поведении того или иного кандидата.

Даже когда данное мероприятие проводят несколько специалистов, при группе составом более 12-15 человек многое упускается. Оптимальный формат — 6-10 человек, в зависимости от требований вакансии.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
28 сентября — 31 октября 2017
Киев, FRAT Social Club
СТРАТЕГИЯ ДЛЯ СТАРТАПА. Практический курс: как начать свой бизнес, используя свой опыт по максимуму и сведя риски к минимуму
2-3 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление запасами на предприятии (Валентин Маевский)
4 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Интернет для бизнеса: 21 digital-инструментов для привлечения новых клиентов (Светлана Прохоровская)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Стратегия успеха. Как избавиться от навязанных стереотипов и найти свой путьСтратегия успеха. Как избавиться от навязанных стереотипов и найти свой путь
Кради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiстьКради як митець. Креативнi «фiшки», про якi тобi нiхто не розповiсть
Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективнымИскусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным
WOW-факторы. Пора потрясти воображение людейWOW-факторы. Пора потрясти воображение людей
Бизнесхак на каждый день. Экономьте время, деньги и силыБизнесхак на каждый день. Экономьте время, деньги и силы


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)