РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 20 сентября 2019 г.

Кому можно доверять? Как технологии объединили нас — и почему они могут нас разобщить

Источник: Kyivstar Business HUB

Одна из самых серьезных проблем современности — это вовсе не изменение климата или ограниченность ресурсов, а снижение уровня доверия. Она затрагивает практически все страны, институции, компании. Мы не готовы доверять организациям, но способны верить друг другу. Как это изменение влияет на нашу жизнь? И какие возможности оно открывает перед государствами, бизнесами и личностями?

В своей революционной книге "Кому можно доверять? Как технологии объединили нас — и почему они могут нас разобщить" (Who Can You Trust?: How Technology Brought Us Together — and Why It Could Drive Us Apart) всемирно известный эксперт по вопросам доверия Рэйчел Боцман (Rachel Botsman) — автор теории совместного потребления, названной Time одной из десяти идей, которые изменят мир — рассказывает, что мы находимся на переломном этапе одного из крупнейших социальных преобразований в истории человечества — с фундаментальными последствиями для всех. Появляется новый мировой порядок: мы можем потерять веру в институты и лидеров, но миллионы людей сдают свои дома незнакомцам, обменивают цифровые валюты или доверяют ботам. Это эпоха «распределенного доверия», смены парадигмы, движимой инновационными технологиями, которые переписывают правила отношений между людьми.

Кому можно доверять? Как технологии объединили нас — и почему они могут нас разобщить (Who Can You Trust?: How Technology Brought Us Together — and Why It Could Drive Us Apart)

Рейтинги:

  • Книгу рекомендует профессор MIT Шерри Теркл (Sherry Turkle).
  • Автор признана одной из самых креативных личностей в бизнесе по версии журнала Fast Company.
  • Книга получила положительные отзывы The Washington Post, The American Spectator.

Трансформация доверия ˅
Чему и кому сегодня доверяют люди? Вряд ли государству. Ведь даже правительства развитых стран постоянно принимают ошибочные решения. И вряд ли мы верим медиа: только в Великобритании количество людей, которые им доверяют, упало с 36% в 2016 году до 24% в 2017-м. А недавние исследования Pew Research Center гласят, что примерно две трети американцев узнают о новостях на Facebook. Эта социальная сеть является источником новостей для двоих из трех своих пользователей.

Финансовые рынки обваливаются, инвестиции сгорают, значит, мы не можем доверять и существующей экономической системе.

Проблема не в людях: это не с нами что-то не так, раз мы не можем верить государствам, организациям и медиа. Скорее всего, само понятие институционального доверия не подходит для цифровой эпохи. Оно не было создано для эры полной прозрачности, в которой политики и бизнесмены постоянно находятся под контролем общественности. Сегодня пытаться что-то скрыть — очень рискованная игра. В нынешнем мире пиар больше не способен спрятать отрицательную информацию о компаниях или отдельных людях. Даже личные разговоры могут стать достоянием общественности.

Институциональное доверие становится пережитком прошлого во времена, когда люди способны взаимодействовать напрямую благодаря платформам вроде Etsy, Airbnb, Alibaba. Уже очень скоро половина (а то и больше) населения планеты будет самозанятой: работать как фрилансер, подрядчик, временный сотрудник на отдельных проектах. По прогнозам экспертов, это произойдет в течение ближайшего десятилетия.

Сегодня мы сильнее зависим от Facebook или Google (которые представляют собой новые формации — сетевые монополии), чем от чего бы то ни было еще. Мы можем сами контролировать практически любой аспект своей жизни: банковские счета, знакомства и т.д.

Впрочем, все вышеперечисленное не означает, что наступает эпоха недоверия. Доверие — это клей, который соединяет общество в единое целое. Оно не исчезает, но трансформируется. Люди больше не верят политикам и банкирам, однако могут разделить поездку с незнакомцем или пустить путешественника в свою квартиру. Кто же является самым надежным источником информации в наше время? «Человек, похожий на меня», — отвечают многие. Друг с Facebook, реальный знакомый, сосед — им люди доверяют в два раза больше, чем главе своего государства. Такие результаты показали исследования Edelman Trust Barometer.

Это уже не первое изменение природы доверия, которое переживает человечество. Изначально доверие было локальным: люди жили в маленьких сообществах, границы которых были довольно тесными. Все знали всех и поэтому доверяли своим и не верили чужим. Затем доверие стало институциональным, и его подпитывали контракты и корпорации, судебная система и бренды. А третий вид доверия, к которому мы сейчас приходим, — это распределенное доверие.

Трансформация доверия не означает, что предыдущие формы этого явления полностью перестают существовать. Однако новая становится доминирующей. Если прежде доверие было вертикальным — мы словно смотрели снизу вверх на институции, государство и экспертов, — то теперь оно превращается в горизонтальное. И подпитывает этот процесс экономика совместного участия (sharing economy).

Распределенное доверие выводит на первый план вопросы репутации и открытости, дает дорогу развитию технологий, подобных блокчейну. Однако оно имеет и теневую сторону. Ведь платформы для обмена могут использоваться для нелегальных сделок, а блокчейн — для торговли наркотиками. Все это нужно учитывать, формируя собственную стратегию на ближайшие годы.

Пять основных мыслей:

  1. Мы больше не можем верить государствам, организациям и медиа. Само понятие институционального доверия не подходит для цифровой эпохи.
  2. Доверие — это клей, который соединяет общество в единое целое, и оно не исчезает, но трансформируется.
  3. Это уже не первое изменение природы доверия, которое переживает человечество. Изначально доверие было локальным, затем стало институциональным, а сейчас превращается в распределенное.
  4. Трансформация доверия не означает, что предыдущие формы этого явления полностью перестают существовать. Однако новая становится доминирующей.
  5. Мы уже живем в мире, где сложные алгоритмы прогнозируют, можно ли иметь с нами дело.

Стоит задуматься:

  • Как повысить доверие клиентов к своему бизнесу?
  • Кому и чему вы можете доверять?
  • Как помочь клиентам легче принять новшества, которые вы внедряете?

Cледует сделать:

  • Оценить прозрачность своей компании.
  • Продумать стратегию формирования репутации бизнеса.
  • Сформировать свое мнение о трансформации понятия «доверие».



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Зарабатывайте столько, сколько вы стоитеЗарабатывайте столько, сколько вы стоите
Шаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из силШаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из сил
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)