ТЕНДЕНЦИИ | PR-кадры 8 октября 2007 г.

Лаврская колокольня на берегу Мертвого моря
или зарплаты решают все

Автор: Рената Рид, Publicity.kiev.ua

На PR-рынке продолжается кадровый голод. Нет, желающих работать — "хоть греблю гати". Вот только их запросы — высоки, как Лаврская колокольня, а уровень квалификации — низок, как у Мертвого моря.

По информации сайта HeadHunter.COM.UA, связи с общественностью — одна из немногих профессиональных специализаций, где количество предложений от соискателей существенно (в 2,4 раза) превышает количество предложений, поступающих от компаний-работодателей. Одна из причин — повышенный интерес к этому направлению специалистов без опыта работы.

По оценкам службы аналитики Publicity Creating, сегодня в Украине в сфере PR уже работают от 7 до 14,5 тыс. человек. из них от 500 до 1000 чел. — в специализированных PR-агентствах, и 1,5-3,5 тыс. человек в крупных компаниях. Остальные (порядка 5-10 тыс. человек) — работают в среднем бизнесе. (Эти цифры были озвучены на PR-форуме в рамках REX-2007)

Логично предположить, что именно в PR-агентствах сосредоточены наиболее профессиональные кадры. Здесь и задачи сложнее, масштабнее, и интенсивность работ выше, да и сами горизонты — шире (приходится работать с разными проектами и клиентами, на разных рынках). Парадокс, но от дефицита кадров пострадали прежде всего те же PR-агентства. Постоянно нуждаясь в специалистах, они вынуждены принимать на работу людей без опыта — "растить" их внутри агентства, обучать (и теоретически и главное — на практике).

Что получают агентства взамен? Покрутившись полгода-год в агентстве (некоторые успевают за 1,5 года сменить несколько агентств), новоявленный "специалист по связям с общественностью" устремляется туда, куда его изначально влекло — у крупные "жирные" компании. Почему? Все просто — там зарплаты выше, а ответственности меньше.

Теплые места, включая соц.пакеты и другие корпоративные блага как то больше "греют" вчерашнего новичка, чем профессиональный рост. Чаще всего, при работе в компании, он согласен быть "на все руки мастером", включая заказ сувенирки и размещение рекламных блоков в прессе. Он также согласен (такие случае нередки) уйти прямо к клиенту своего бывшего работодателя. Особенно неприхотливы приезжие из регионов — им главное — зацепиться в Киеве, а не отправиться обратно в свой родной Волчехренск.

А агентство в это время набирает следующих "молодых, энергичных" и все начинается с начала. Такая вот незатейливая "кузница кадров"...

Но впрочем, не все так безоблачно для компаний. Оценить реальный уровень квалификации и опыта PR-менеджера или PR-директора в компании обычно некому. А резюме выглядит так привлекательно.... "Разработка стратегии", "Организация пресс-мероприятий", "Мониторинг СМИ и анализ эффективности"..."Общение с журналистами", "Ведение крупных проектов..." На деле, человек мог "присутствовать" при все этом, но совсем ни в чем не участвовать. Например, мог обзванивать журналистов, уточняя получили они очередной релиз или не получили. Мог также писать "черновики" пресс-релизов, которые потом кто-то действительно опытный , чертыхаясь, правил и корректировал. Или например, мог стоять на входе в конференц-зал и регистрировать пришедших.

Компаниям стоило бы знать — в PR-агентстве начинающих никогда и близко не подпустят к стратегии или к значимому клиенту — будет себе дороже. PR-агентство — это не обучающий центр — тут обычно учат на практике. В этом плюс. Но в этом и минус — для тех сотрудников, которые не в состоянии вынести из практики рациональное зерно, не в состоянии обобщать и анализировать. К сожалению, обычно низовые менеджеры за деревьями не видят леса и вообще не догадываются о целостной картине происходящего.

Таким образом, купив за немалые деньги "специалиста", компания может банально переплачивать ему — каждый месяц — не получая адекватной отдачи, и уж тем более не достигая нужных результатов. Да и сами функции, которые приходится выполнять пиар-менеджеру в компаниях часто похожи на энциклопедию — тут и написание релизов, и проведение корпоративных праздников, и разработка акций, и мониторинг... Все эти фукнции в профессиональном агентстве разделены между разными специалистами. А в компаниях думают примерно так — "мы же платим человеку 1500 у.е. в месяц — пусть отрабатывает и все делает сам". Увы, при отсутствии опыта, времени или умений — 1500 у.е. не помогут.

PR-агентствам, впрочем от этого тоже не сладко. Во-первых, они затем сталкиваются с псевдоспециалистами, работая с клиентами, и это крайне осложняет и процесс сотрудничества, да и на результаты конечно влияет.

А самое главное — агентства поставлены в условия, когда нужно постоянно "догонять" уровень зарплат, принятых в крупных компаниях. Если год назад начинающему платили порядка 250 у.е., то сегодня — уже 300-400. Если менеджеру среднего звена платили порядка 500 у.е., то сегодня — уже 700-900. И это при том, что именно средний менеджмент — самый большой дефицит.

По данным HeadHunter.COM.UA, сегодня уровень заработной платы, предлагаемый специалистам в области PR следующий: минимальный — 300, средний — 800, максимальный — 2500 у.е. (медиана — 940 у.е.) Агентства хватаются за голову — ну как платить 600 или 800 долларов человеку, который не может написать нормальный пресс-релиз? не знает, что такое контент-анализ? не знает, как убедить журналиста прийти на мероприятие? не может обеспечить интервью с клиентом?... У большинства компаний-работодателей таких вопросов не возникает — они просто не догадываются о них, да и критериев оценки профессионального уровня, как уже говорилось, — практически нет.

О топах разговор особый — благо, их не так много нужно, потому что на поверку дня, настоящих PR-специалистов можно пересчитать на пальцах двух рук. Откуда у нас обычно берутся Топы в корпоративном секторе PR? Умелый карьерист это знает не понаслышке. Коллекционируя престижные места работы, он переходит "с ветки на ветку", и глядишь — через 2-3 года уже будет супер-топом в какой-нибудь транснациональной корпорации. Причем, бренд предыдущего работодателя настолько гипнотизирует следующего работодателя (особенно, если речь идет о конкурентах!), что сама должность, и тем более опыт и функции претендента — обычно отходят на второй план.

СМИ, кстати, постоянно подливают масла в огонь, публикуя все более и более "безумные" цифры зарплат в столице, в том числе и PR-специалистов (например, за 2007 год зарплаты в Киеве повысились в среднем на 40-50%). Соискатели читают новые цифры с двумя нулями — и свято верят, что так оно и есть. А ведь зарплаты все же бывают разные, как разными являются функции специалистов и требования к ним. Кроме того, есть нематериальные преимущества работы — в тех же пиар-агентствах например, где (не в обиду компаниям, они тоже разные бывают), выше профессиональный уровень и работа считается в целом "интереснее".

Напоследок, реальный случай на собеседовании.

"Здравствуйте, я хочу работать у Вас пиар-менеджером".

"А Вы знаете, что такое PR?"

"Ну да, это часть рекламы."

"А какие функции, по Вашему выполняет пиар-менеджер?"

"Ну, стратегии разрабатывает, дает интервью... В общем, брендингом занимается".

"У меня к Вам вопросов больше нет. Может, у Вас есть?"

"Да, у меня есть вопросы — какой у Вас соц.пакет и какой режим работы? И еще — мне все время прийдется за компьютером сидеть или это будет что-то более креативное?"



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
24 октября 2017
Харьков, Premier Palace Hotel Kharkiv
SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация (Радислав Гандапас)
25 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Активные продажи: система гарантированного привлечения клиентов (Наталья Дегтярева)
25 октября 2017
Киев, Отель «Космополитъ»
Решили. Внедрили. Результат. IV международная конференция по методологии Адизеса

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Миф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть всеМиф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть все
Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!
Триггеры. Формируй привычки — закаляй характерТриггеры. Формируй привычки — закаляй характер
	
Творча впевненість. Як розкрити свiй потенцiал Творча впевненість. Як розкрити свiй потенцiал
Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как ЛинкольнСекреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)