ТЕНДЕНЦИИ | Open Work 22 октября 2007 г.

Работа вне работы

Автор: Нонна Мартынова, журнал "Комп&ньон" (№35, 2007)

Телеработа делает справедливым утверждение: «работа — не место, куда надо идти, а то, что надо сделать».

Исторически первым стимулом к внедрению компаниями дистанционных методов работы персонала (телеработе) было желание сэкономить. Но вскоре к нему добавилось желание повысить лояльность персонала, его производительность. Нынешнему развитию телеработы способствует также совершенствование информационных технологий и систем связи, что расширяет доступный для такой формы спектр работ.

Интерес к телеработе возник в США после нефтяного кризиса начала 1970-х. В Европе одним из главных популяризаторов подобного формата бизнеса с конца 1980-х стала Еврокомиссия. Сегодня число европейцев, предпочитающих такой стиль работы, превысило 60 млн. (более 8% от количества всех работников региона), а к 2010 г. достигнет 100 млн. По оценкам McKinsey, в секторе софтверных разработок к 2008 г. почти 50% из 340 тыс. рабочих мест по всему миру будут удаленными.

Формы телеработы могут быть разнообразными. Например, сотрудники головного офиса компании Telenor не имеют закрепленных рабочих мест. Более того, количество самих мест на 30% меньше, чем сотрудников по штатному расписанию. Но любой сотрудник всегда доступен по тому или иному виду коммуникации, а руководители и партнеры могут легко узнать, чем он занят сейчас и каковы его планы. Поскольку подобная форма работы требует высокого уровня развития IТ в компании, то понятно, что наиболее преуспели в «дистанционности» именно IТ- и телекоммуникационные компании. В первую очередь те из них, которые имеют сеть офисов, разбросанных по всему миру. Если взаимодействие с коллегами, находящимися «за морем», неизбежно дистанционное, то почему бы и «местных» не перевести на подобную технологию?

«Наши сотрудники уже на протяжении целого ряда лет пользуются преимуществами удаленной работы, — отмечал Найджел Боллард, менеджер по организации удаленной работы в корпорации Intel. — Мы являемся глобальной компанией, деятельность которой охватывает множество стран и все часовые пояса, поэтому сама мысль о жесткой привязке сотрудников к офисам и их рабочим местам для нас неприемлема».

Дорогу осилит идущий

Sun Microsystems обратила внимание на потенциальную выгоду от дистанционной работы в конце 1980-х. В расчет бралось то, что много времени тратится на передвижение сотрудников между офисами, запланированные встречи часто проходят не вовремя. Кроме того, традиционный способ работы не всегда может соответствовать внутренним биоритмам человека, а, затрачивая усилия на внутреннюю перестройку, он отвлекается от выполнения своей основной работы.

Наблюдения и сделанные в этой связи выводы стали толчком для начала реализации давней задумки Sun — в 1994 г. корпорация внедрила комплексную программу Open Work Program Description (описания программы открытой работы), которая включает в себя технологии, организационные мероприятия и правила, устанавливаемые для сотрудников. Целью такого шага была оптимизация рабочего процесса, достижения наивысшего результата при сохранении лояльности к компании.

В настоящее время сотрудник Sun может организовать свое рабочее место везде, где есть компьютер, к которому подключается специальный блок, считывающий информацию с персональной карточки сотрудника. На ней находятся все персональные данные служащего, и она же дает доступ к информационным ресурсам компании.

Система была внедрена не одномоментно и не по приказу сверху. Фактически 10 лет ушло на ее отработку и перевод персонала на новые условия работы (срок перевода определялся в зависимости от функциональных обязанностей и готовности конкретного человека к новым условиям работы). Сейчас при приеме новых сотрудников на работу подбор ведется с учетом готовности работать в существующей системе.

«Sun целостно подошла к необходимости принять изменения в системе менеджмента, которая должна была качественнее организовывать процесс коммуникации и контроля за выполнением поставленных задач для достижения стратегической цели по оптимизации работы. Менеджеры постоянно осуществляют процесс коммуникации со своими сотрудниками, направляя в работе и интересуясь их жизнью, ведь без внутреннего равновесия никогда не будет успехов в работе», — отмечает Анна Беймсбергер, вице-президент Sun Microsytems, руководитель проекта Open Work.

Последствия без последствий

На этапе внедрения системы в жизнь реакция большинства сотрудников была достаточно сдержанной, однако в целом программу оценили. В настоящее время более 55% всех служащих Sun участвуют в Open Work, и уровень удовлетворенности программой достаточно высокий — 85%.

«Open Work способствовала увеличению продуктивности работников компании, укреплению морального духа, активизировала работу по подбору персонала по всему миру, что немаловажно в контексте развития глобального рынка труда. Кроме того, компания таким образом застраховала себя от стихийных бедствий, возможных катастроф и терактов, ведь удаленный доступ дает возможность не прерывать работу при выведении из строя какого-то одного направления», — отмечает г-жа Беймсбергер. По ее словам, использование формата дистанционной работы способствовало увеличению производительности труда на 34%.

В финансовом плане система позволила за последние шесть лет на $387 млн. сократить расходы на аренду офисных помещений. Кроме того, в компании подсчитали, что благодаря их новации удалось на 29 тыс. т уменьшить выбросы в атмосферу от двигателей внутреннего сгорания.

«Open Work помогла реализоваться и эффективно работать людям с разными подходами, стилем выполнения поставленных задач, предпочтений работать в удобное для них время в удобном месте. При этом была сохранена гибкость и скорость в принятии решений», — говорит Анна Беймсбергер.

Воодушевленная своим успехом, Sun Microsystems стремится вывести Open Work на рынок как самостоятельный продукт. При этом плюсом является то, что все программные компоненты имеют открытые коды, что позволяет их легко подгонять под потребности новых пользователей..

Украинский опыт концепций OpenWork

Катерина Костерева, коммерческий директор компании Terrasoft:

— На собственной CRM-системе, установленной на удаленном сервере, у нас организовано все делопроизводство. Все наши сотрудники (включая тех, которые находятся в Москве и Санкт-Петербурге) имеют интернет-доступ к корпоративной системе компании. Конечно, это требует серьезного администрирования сервера на предмет безопасности.

Причин, по которым мы начали работу в данном формате, две. Во-первых, при организации такой системы работы отсутствует необходимость разворачивать и соответственно поддерживать корпоративную систему в удаленных офисах компании. Во-вторых, сотрудник должен иметь доступ к рабочей информации в режиме онлайн. Сейчас уже сложно себе представить, как бы мы могли качественно работать без организации единого информационного пространства.

У нас еще не применяются мобильные рабочие места, но это — наш следующий шаг. Создание мобильного офиса — один из реальных способов снижения издержек и повышения лояльности персонала. Главный наш стимул прост: чтобы оставаться лидером отрасли, в которой существует значительная конкуренция, необходимо применять самые эффективные методы управления предприятием.

Дмитрий Дубилет, директор интернет-компании «Хай Вей»:

— Часто за утверждениями, что у нашего человека не та ментальность для удаленной работы, скрывается элементарное неумение менеджеров четко ставить задачи своим подчиненным.

Если соглашаться с тем, что отечественная экономика во многом идет по проторенной дорожке Запада, то можно утверждать, что удаленный способ работы будет применяться в украинских компаниях все чаще. Главное, чтобы наши управленцы научились четко формулировать задачи персоналу и с толком внедрять информационные технологии в свой бизнес, независимо от того, в какой сфере он осуществляется.

Что касается «Хай Вей», то практически каждый член нашей команды не привязан к постоянному рабочему месту. Это позволяет привлекать людей не только из Киева, содержать меньший офис и, конечно же, давать нашим специалистам большую свободу.

Константин Невядомский, руководитель отдела консультационных услуг в сфере IТ и компьютерной безопасности компании «Эрнст энд Янг» в Украине:

— С технической точки зрения, решение использовать Open Work облегчает работу, ведь значительно проще обслуживать централизованную архитектуру с одним сервером. Тогда легче организовать резервные площадки и осуществлять техническую поддержку.

У себя в компании мы используем элемент этой системы: у большей части сотрудников компании нет фиксированного рабочего места. Все рабочие места оборудованы таким образом, что, сев за любой стол со своим ноутбуком, сотрудник может начать работу, подключившись к хранилищу документов, архиву, поисковой системе, Интернету.





comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
24 октября 2017
Харьков, Premier Palace Hotel Kharkiv
SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация (Радислав Гандапас)
25 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Активные продажи: система гарантированного привлечения клиентов (Наталья Дегтярева)
25 октября 2017
Киев, Отель «Космополитъ»
Решили. Внедрили. Результат. IV международная конференция по методологии Адизеса

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
MBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управленияMBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления
Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей?Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей?
Легкий способ перестать откладывать дела на потомЛегкий способ перестать откладывать дела на потом
Экономист под прикрытиемЭкономист под прикрытием
МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мираМВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)