ТЕНДЕНЦИИ | Лидерство 14 марта 2008 г.

10 мировых трендов по лидерству

Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№3, март, 2008)

10 мировых трендов по лидерству В ближайшем будущем руководителям компаний придется столкнуться с новыми сложностями процесса изменений. И от лидеров зависит, станет ли этот барьер новой ступенькой для роста.

В преддверии весны и изменений, которые она с собой несет, мы предлагаем вашему вниманию 10 трендов в области лидерства. Какие глобальные изменения в менеджменте грядут в ближайшем будущем, какие проблемы и возможности в связи с этим возникнут у собственников и менеджеров? Чтобы найти ответы на эти вопросы, Центр креативного лидерства США (Center for Creative Leadership — CCL) провел исследование на тему «Изменяющаяся суть лидерства».

По мнению респондентов, руководителям в ближайшем будущем предстоит столкнуться с увеличением сложности изменений как внутри самих организаций, так и вне компаний — в динамике развития рынка и недостатке талантов, поэтому топ-менеджеры понимают, что надо не только искать потенциальных лидеров, но и предоставить им возможность проявить себя. Знание будущих трендов поможет обнаружить эти возможности как можно быстрее.

1. Увеличение уровня сложности новых задач

Более 90% топ-менеджеров в один голос заявляют, что задачи, которые они решают сейчас, по сравнению с задачами, которые они решали пять лет тому назад, стали намного сложнее. Поскольку мир становится сложнее, лидеры должны получать в свое распоряжение дополнительные полномочия. Это даст им возможность пробовать исполнять новые функции для эффективного решения сложных задач. Естественно, единого пути решения проблемы нет. Например, в CCL была разработана «Программа управления сложными задачами», нацеленная на исследование новых качеств лидеров, актуальных в ближайшем будущем, среди которых — исследовательские способности, внимательность, умение рисковать, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, управлять переменами.

2. Инновационная революция

Несмотря на то что каждая организация развивается своим путем, для достижения более высоких результатов есть универсальное «топливо» — инновации. С помощью каких стратегий осуществляется внедрение инноваций, каким образом компаниям удается поддерживать инновационную культуру? Удивительно, но только около 50% из опрошенных топ-менеджеров верят, что их организация уделяет надлежащее внимание инновациям. Эта тенденция показывает, что у компаний еще достаточно нереализованных возможностей в сфере менеджмента инноваций.

Рассказывая о стратегиях в сфере управления инновациями, применяющихся в их компаниях, менеджеры отмечали открытость процессов, нацеленных на создание инноваций. Кроме того, по мнению топ-менеджеров, необходимо сфокусироваться на взращивании талантов, программах мотивации и вознаграждения за исследования.

Марисса Маер, директор департамента потребительских веб-продуктов Google, рекомендует использовать формулу построения культуры инноваций и сотрудничества из четырех переменных.

  1. Проводите «офисные часы», на которых каждый сотрудник сможет предложить свои идеи.
  2. Создайте «список идей», куда каждый сможет вносить свои предложения.
  3. Как можно чаще и раньше берите на себя риски и внедряйте новые проекты.
  4. Неважно, как быстро растет ваша компания, постоянно поддерживайте связь со всеми сотрудниками.

3. Сотрудничество наций

В глубоком океане бизнеса главной функцией лидера компании становится умение выстроить крепкие и дружеские связи с разными подразделениями внутри компании. Более 97% респондентов считают данную способность ключевой для организации, но только 47% из 115 топ-менеджеров уверены, что их лидерам действительно по плечу управление парусником эффективного сотрудничества. Правда, во многих организациях уже давно работают люди, обладающие навыками эффективного сотрудничества, управления нововведениями и построения отношений. Причем они не обязательно занимают руководящие посты. Такие люди достойны более пристального к ним внимания, и, возможно, в будущем именно они станут образцом для подражания.

4. Искусство виртуального лидерства

С увеличением глобализационных процессов перед организациями стоит задание управлять различными процессами виртуально. Какие же качества помогают этого достичь? Из 129 топ-менеджеров, ответивших на этот вопрос, 85 % считают, что ключевым трендом является виртуальное лидерство. Причем виртуальное лидерство требует от менеджеров иных качеств по сравнению с лидерством «лицом к лицу». В таком случае частота коммуникаций, эффективность и ясность сообщений, по мнению более 70% опрошенных топ-менеджеров, приобретают критическое значение.

Майк Косслер и Соня Престидж в своей книге Leading Dispersed Teams («Успешные рассредоточенные команды») предлагают несколько способов совершенствования коммуникации.

  • Создайте принципы «когда» и «как» коммуницировать.
  • Определите способы документирования, хранения и передачи знаний.
  • Используйте каждую возможность для сотрудничества с командами.
  • Создайте план коммуникаций между различными командами, чтобы определить приоритеты и срочность сообщений, удобство различных коммуникационных каналов.

5. Разорванный мир

В среднем топ-менеджеров отвлекают один раз в течение получаса: кого-то — каждые пять минут, кого-то — ни разу за день. Эксперты пришли к выводу, что руководители не всегда осознают, насколько часто они отвлекаются, что собой представляют отвлечения и как с ними бороться. Большинство идут самым простым путем: нанимают секретаря, закрывают двери и выключают телефон. Еще один способ сделать свою жизнь проще — выполнять за единицу времени лишь одну задачу и не переходить к другой, пока не закончена предыдущая.

6. Аутентичность как наивысшая ценность

Каждому человеку, тем более лидеру, как правило, приходится играть несколько ролей: руководителя, подчиненного, партнера. Иногда при этом жизнь «рассыпается» на отдельные части. Оказалось, что среди 247 опрошенных топ-менеджеров 90% заявили, что им все же удается сохранять свою аутентичность, быть эффективными, не предавая свои ценности, идеалы, хотя многим из них часто приходится заставлять себя поддерживать имидж руководителя, решающего все проблемы в довольно сложных и неоднозначных вопросах, оправдывая ожидания сотрудников и партнеров.

7-8. Спад беби-бума и восполнение дефицита лидеров

Согласно статистике через четыре года около 83 млн. работников компаний США покинут ряды рабочих, и надо будет срочно искать им квалифицированную замену. На вопрос, какие потери вследствие этого следует ожидать компаниям, 30% из 132 менеджеров ответили: видение развития бизнеса, основанное на знаниях; внутренние и внешние личные связи; навыки и исторический контекст. Только 35% из всех опрошенных верят в то, что компании смогут успешно решить эту проблему, создав стратегический план развития талантов.

9. Здоровое лидерство

Исследования показали наличие связи между эффективным лидерством и постоянными физическими нагрузками. Людям нужны герои, поэтому лидерский потенциал намного выше оценивается у тех, кто занимается спортом, чем у тех, кто предпочитает зарядку для мозгов. Из 115 менеджеров 47% уверены, что ключевым фактором их продуктивной карьеры является сбалансированное питание и здоровый образ жизни.

10. А что же дальше?

На вопрос, какие тренды повлияют на развитие лидерства в будущем, топ-менеджеры предложили более 20 различных вариантов — от глобализации (9%) до изменения внутренней структуры организаций (6%). Но ключевым трендом был назван переход от автократического стиля управления к более демократическому. Также четко прослеживается тренд незамедлительной обратной связи. Нынешние сотрудники менее терпимы к компании, больше сфокусированы на собственных интересах, стремятся к гибкому графику, мобильны и заинтересованы в получении краткосрочных выгод «здесь и сейчас».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
50 лучших книг в инфографике. Инструменты личной эффективности50 лучших книг в инфографике. Инструменты личной эффективности
Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техникиРазвитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники
Бояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовцаБояться, но делать. Руководство по управлению страхом от спецназовца

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)