ТЕНДЕНЦИИ | HRM 28 января 2010 г.

Исследование актуальных задач в управлении персоналом

Компания TOTAL HR Consulting, входящая в группу компаний Brain Source International, провела исследование актуальных задач в управлении персоналом среди HR-директоров и топ-менеджеров компаний. Целью исследования было получение среза информации о реальной ситуации внутри компаний и понять, как они реагировали на создавшуюся экономическую ситуацию в 2009-ом году, а также выяснение, какие задачи будут стоять в планах перед компаниями в начале 2010-го года.

Представители 50-ти компаний-участниц данного проекта делились своим мнением, отвечая на вопросы анкеты:

  1. Какие задачи на данный момент стоят перед HR-службой компании? Почему именно эти задачи?
  2. Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед вами через полгода? Почему?

В исследовании принимали участие представители разных сфер бизнеса. Среди них: компании из сферы агропромышленного сектора составили 4%; представители ИТ-компаний — 12%; промышленный сектор (производство строительных материалов и химического сырья), логистические провайдеры, телекоммуникационные и финансовые компании — по 6%; представители производственных и дистрибуционных компаний продуктов питания и бытовой техники — 16%; компании из сферы розничной торговли составили 12%; компании предоставляющие услуги, фармацевтические компании — по 14%; представители других сфер — 4% (см. Рис.1.).

Участники исследования

Рис.1. Участники исследования

В IV-ом квартале 2009 г. наиболее востребованными аспектами в управлении персоналом, по результатам исследования, оказались вопросы подбора персонала. Так считают 50% опрошенных участников. Подбор осуществлялся как на вакансии, которые освободились в связи с уходом сотрудников компаний (по сокращению и по собственному желанию), так и на новые позиции. Причем большинство респондентов нашего исследования говорили о рекрутинге специалистов именно для новых вакансий в компании.

Следующим по актуальности вопросом в работе с персоналом было обучение — 34%. В основном, ему уделяли внимание те компании, которые подбирали себе новый персонал. Обучение как повышение квалификации сотрудников происходило только в некоторых компаниях.

Для 32% опрошенных HR-директоров и топ-менеджеров компаний актуальными являлись вопросы материальной мотивации, в рамках которой происходили корректировки уровня (курс на увеличение) и схем заработных плат, льгот и компенсаций.

26% компаний фокусировали свое внимание на нематериальной мотивации, а именно — проводили мероприятия направленные на усиление корпоративного духа.

В нынешних условиях особое внимание следует уделять информированию сотрудников компании. Поэтому и в рамках данного исследования этот аспект вынесли отдельно от нематериальной мотивации. Результаты по этому вопросу были таковы, что в последнем квартале 2009 г. на информирование тратили свое время 14% респондентов. Наряду с этим шли следующие задачи: сокращение (14%), реструктуризация (12%) и оценка персонала (12%). Здесь можно сделать акцент на том, что в компаниях данные процессы проходили одновременно (см. Рис.2.).

Актуальные задачи в управлении персоналом

Рис.2. Актуальные задачи в управлении персоналом

Для представления полной картины того, какие же задачи были актуальными в управлении персоналом на протяжении 2009-го года, можно сопоставить данные, полученные в I-ом и IV-ом кварталах 2009-го года (см. Рис.3.).

Прежде всего, следует отметить, что конец 2009-го года был отмечен явной позитивной динамикой по сравнению с началом года. И свидетельством того служит увеличение на 32% количества компаний, уделяющих внимание подбору персонала и уменьшение на 24% респондентов, занятых вопросом сокращения.

На протяжении всего года в разряде постоянно актуальных аспектов в управлении персоналом находилась мотивация персонала. Что, впрочем, закономерно. Ведь практически для всех компаний в 2009-ом году было очень важно увеличить или как минимум сохранить свою продуктивность. А именно благодаря грамотно выстроенной системе мотивации возможно обеспечить производительность труда работников компании и удержать продуктивных сотрудников.

Среди тенденций этого года можно выделить и то, что в большинстве компаний, которые проводили сокращения штата персонала с целью оптимизации бюджета, мало кто перед этим проводил профессиональную оценку персонала. В основном оценка проводилась в тех компаниях, для которых это постоянный ежегодный процесс, не зависящий от незапланированных изменений.

Сопоставление данных

Рис.3. Сопоставление данных

В итоговую часть исследования вынесены ответы респондентов на второй вопрос анкеты: прогнозируемые задачи в управлении персоналом на начало 2010-го года (см. Рис.4.).

И, в первую очередь, следует сказать о том, что если в I-ом квартале 2009-го года на вопрос о планируемых действиях участники данного проекта озвучивали только два мнения. Первое, о том, что планы кардинально отличаться от I-го квартала 2009-го года не будут, и, второе, что будут ориентировать свою деятельность в зависимости от экономической ситуации в стране. В этот же раз только 14% всех опрашиваемых говорили о том, что они затрудняются ответить на данный вопрос в связи с нестабильной экономическо-политической ситуацией в стране (см. на графике «другое»).

Также обращает на себя внимание, что только 2% HR-директоров и топ-менеджеров компаний собираются проводить мероприятия по сокращению персонала. И если оценивать нижеприведенный график в комплексе, то его данные говорят о позитивных прогнозах.

Прогнозируемые задачи в управлении персоналом на I-е полугодие 2010 г.

Рис.4. Прогнозируемые задачи в управлении персоналом на I-е полугодие 2010 г.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Год личной эффективности. Сборник 1. Когнитивный интеллект. Эффективно учусь, использую техники и инструментыГод личной эффективности. Сборник 1. Когнитивный интеллект. Эффективно учусь, использую техники и инструменты
Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)