ТЕНДЕНЦИИ | Вакансии и оклады 18 августа 2010 г.

В ожидании оживания

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№33, 2010)

С осени количество вакансий возрастет примерно на 20% — в основном за счет предложений от фармацевтических фирм и компаний, работающих в FMCG-секторе. «ВД» выясняла, поведут ли себя таким же образом и оклады.

Летняя деловая активность, связанная с реализацией отложенных в связи с президентскими выборами проектов, привнесла оживление на рынок труда. «Несмотря на то что лето является общепринятым «мертвым сезоном» для поиска работы и новых сотрудников, в этом году активность компаний в направлении рекрутинга возросла по сравнению с прошлым летом», — отмечает Татьяна Бреус, менеджер проектов Staff Service (поиск и подбор персонала, кадровый консалтинг, штат — 25 чел.).

«Во втором квартале активность соискателей снизилась, количество резюме уменьшилось процентов на 20%, это объясняется и периодом отпусков, и настроем кандидатов начинать поиск работы и «новую жизнь» с осени. А вот активность работодателей, наоборот, возросла. Некоторые компании, заблаговременно готовясь к осеннему оживлению на рынке, открывают вакансии уже сейчас, с тем, чтобы сотрудник приступил к работе уже в конце лета-начале осени», — пояснила Наталья Лукьяненко, старший консультант по рекрутингу компании Brain Source International (рекрутинг, подбор персонала, консалтинг, аутсорсинг, штат — 69 чел.).

Ведь именно с осени потребность в персонале обещает расти, тогда как сейчас поиск персонала в большей степени связан с восполнением потерь после кризисных сокращений.

А что у вас?

«Мы ожидаем дальнейшего оживления рынка и открытия новых вакансий в компаниях, работающих в сегменте FMCG и IT-секторе», — сообщила Наталья Лукьяненко. А на сегодняшний день, по словам Марии Локтионовой, бизнес-консультанта и генерального директора международной консалтинговой компании H-aRt (штат — 35 чел.), наблюдается постоянное наличие вакансий в пищевой промышленности, ритейле и фармацевтических компаниях. «Как и ранее, компании, работающие в этих сферах, активно ищут менеджеров по продажам, квалифицированных работников цехов и рядовых продавцов на торговые точки», — сообщила Мария Локтионова. По словам экспертов, и фармацевты, и ритейл продолжат искать персонал и осенью.

Так, определенные надежды эксперты возлагают на активизацию в конце октября российского бизнеса на украинском рынке, особенно в банковской сфере, ритейле и энергетике. Впрочем, на данный момент ни одна из опрошенных компаний не заключила договор на поиск персонала для компаний, планирующих зайти в Украину из России.

Наибольшим вниманием со стороны работодателя в сфере производства и продаж товаров широкого потребления пользуются региональные менеджеры и менеджеры по работе с ключевыми клиентами, имеющими налаженные контакты с розничными сетями.

Не снизится с приходом осени и спрос на IT-специалистов. Кстати, единственной категории специалистов, чей уровень зарплат не снизился, а стабильно рос даже во время кризиса (зарплата увеличилась на 15-20%). По данным сайта cv-job.kiev.ua, в мае и июне этого года на 16% увеличился спрос на специальности в области маркетинга и PR. По словам Елены Грищук, директора рекрутинговой компании «Форсаж» (штат — 10 чел.), это связано с необходимостью продвижения услуг и товаров компаний в интернет-среде. Тенденция должна сохраниться и осенью, так как руководство компаний все-таки осознало необходимость продвижения выпускаемой продукции хотя бы в онлайне. Поэтому особым спросом на рынке труда пользуются специалисты-универсалы, имеющие опыт PR и онлайн-продвижения.

Строительный сектор и инвестиционный бизнес по-прежнему находятся в состоянии стагнации. Как следствие — количество резюме менеджеров среднего звена с опытом работы в строительных и девелоперских компаниях исчисляются тысячами, а вакансии — десятками. Вряд ли что-то изменится в этих отраслях до конца 2010 г.

Что касается наименее востребованных категорий специалистов, то за последние полгода наибольшее количество «свободного» персонала наблюдалось в области управления кадровым ресурсом. «К сожалению, для эйчаров нет хороших новостей. Компании в большей степени стали привлекать рекрутинговые агентства с целью оптимизации затрат», — рассказала г-жа Грищук. По мнению рекрутеров, до конца года эта тенденция не изменится, так как небольшое оживление на рынке труда еще ничего не значит. Соответственно, легче эту функцию эпизодически отдавать на аутсорсинг, чем на постоянке содержать HR-отдел.

Топы разные нужны…

Из «высших чинов» бизнеса в последние полгода наиболее востребованными специалистами в категории «топ-менеджмент» были генеральные директора с опытом эффективного управления изменениями. «Такой масштабной ротации генеральных директоров не наблюдалось даже в докризисный период. Также компании нуждались в директорах по развитию», — сообщила Елена Грищук.

Нельзя не отметить, что многие из этих перемещений связаны с попытками заменить руководящие кадры, которые не сумели проявить себя во время кризиса, на более эффективные. Этот тренд явно сохранится до конца года, так как находить действительно настоящих управленцев стало не намного легче.

Предпочтение, как и в докризисные времена, отдается менеджерам по развитию бизнеса, задачей которых является оптимизация структуры продаж. На таких позициях успешными могут быть личности, получившие опыт работы в продажах, обладающие хорошими аналитическими навыками и стремящиеся переориентироваться с работы в «полях» на решение стратегических задач.

ТОП-3 нужных и ненужных

О материальном

Впрочем, рассчитывать на увеличение зарплат ни «новичкам», ни «старичкам» не приходится — расширение штата никак не отражается на их материальном положении. И только осенью, по прогнозам экспертов, зарплаты могут незначительно повыситься — примерно на 5-10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

А пока неопределенность — хоть и скрашенная надеждами на лучшее, позволяет большинству работодателей держать зарплаты на прежнем уровне. По данным компании H-aRt, не более 22% компаний пересмотрели доходы своих сотрудников в сторону увеличения. «Кроме того, многие руководители задумываются о возвращении выплат квартальных и годовых бонусов, но не спешат принимать однозначное решение», — сообщила Мария Локтионова.

Что касается компаний, которые на время кризиса вообще отказались от идеи ставки, то большая часть их руководителей (60% — по данным компании WST-consulting) собираются с осени или, в крайнем случае, с зимы вернуть сотрудникам их небольшой, но долгожданный гарантированный оклад. Однако работодатели не готовы в самое ближайшее время кардинально пересматривать систему материальной мотивации сотрудников.

И более того, несмотря на то что подобная стратегия используется в основном при мотивации специалистов в сфере продаж, часть компаний с начала текущего года увеличила бонусную часть заработной платы, снизив ставку и для других категорий специалистов. «Например, одна из крупнейших украинских торговых корпораций ввела для своих офисных специалистов следующую систему оплаты труда: заработок специалиста условно делился на четыре независимые части. Одна из частей — уменьшенная в размере ставка, вторая часть — бонус, начисляемый при выполнении ежемесячного плана по текущим ежедневным задачам. Третья — бонус, начисляемый за участие в разнообразных проектах компании (бонус начисляется не ежемесячно, а при успешном завершении проекта). И последняя часть — премия по результатам так называемого «списка добрых дел» (перечень выполненных нестандартных или сложных задач, которые не вошли в предыдущие бонусные части)», — рассказала Татьяна Бреус. Надо отметить, что подобная практика постепенно становится массовым явлением, так как такой прием позволяет использовать на все 100% материальную мотивацию. Ведь последнее время компании делали акцент на нематериальном вознаграждении сотрудников. Поэтому персонал, соскучившийся за живой копейкой, с интересом втягивается в новые мотивационные программы.

А еще хорошего в этом, вот что…

Впрочем, у тех предприятий, которые не балансируют на грани выживания, есть повод для оптимизма. Ведь данная ситуация на рынке труда открывает новые возможности для компаний, заинтересованных в привлечении сотрудников. И если еще год назад даже уверенные в своей конкуренто­способности профессионалы проявляли осторожность, предпочитая «переждать» смутные времена, то активизация на рынке труда будет воспринята ими с большим энтузиазмом. Так, многие специалисты, c конца 2008 года находящиеся в состоянии напряженного ожидания и готовности бежать от работодателя (подробнее — см. «Штормовое предупреждение», «ВД» №1-3, 2010 г.) воспримут появление новых вакансий и потепление на рынке труда как выстрел стартового пистолета. Поэтому у тех компаний, которые наиболее лояльно и бережно относились к персоналу в трудные времена, появится великолепный шанс пополнить свои ряды сильными специалистами. В целом же массовая миграция на рынке труда может достичь своего максимума к концу 2010 г. Помимо психологических причин этому будет способствовать и то, что сейчас на рынке появляются работодатели, готовые повышать заработные платы. Причем если раньше при переманивании профи нужно было предлагать как минимум двойную ставку, то нынешним летом, по словам опрошенных «ВД» рекрутеров, достаточно повышения заработной платы на новом месте на 30-50%.

Кроме того, отголоски финансового кризиса отразились и на финансовых ожиданиях экспатов. «Такие специалисты согласны работать в Украине за меньшие деньги, чем прежде, и отечественный работодатель может позволить себе привлечь иностранца в команду управленцев», — рассказала Елена Грищук.

Еще одним приятным сюрпризом для работодателей стало значительное, в два-три раза, снижение стоимости тренинговых мероприятий. К тому же их качество заметно выросло, ведь серьезная конкуренция и период затишья, растянувшийся на полтора года, позволил бизнес-тренерам и коучерам сделать паузу, оглядеться по сторонам и доработать свои программы. Стало больше эксклюзивных, авторских тренингов и индивидуального подхода. По словам Татьяны Бреус, май и июнь были ознаменованы ощутимым количеством корпоративных и индивидуальных тренингов. Таким образом компании отреагировали на усилия тренинговых компаний, наконец-то повернувшихся лицом к клиенту.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития
Меняя правила. Что помогает лидерам, новаторам и неординарным личностям побеждатьМеняя правила. Что помогает лидерам, новаторам и неординарным личностям побеждать
Все мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьмиВсе мы врём. Как ложь, жульничество и самообман делают нас людьми

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)