ТЕНДЕНЦИИ | Торговля в Украине 25 декабря 2015 г.

Рынок ритейла в Украине: итоги 2015-го года

Источник: UBR.ua

Что происходило на рынке торговли Украины в уходящем году, и какие изменения ожидаются в будущем?

Рынок ритейла в Украине: итоги 2015-го года
Иллюстрация: Shutterstock.com
Ритейл — одна из самых важных сфер экономики, показатели которой говорят о настроениях потребителей и общей ситуации на рынке. Как развивался ритейл в Украине в уходящем году? В общих чертах, отмечался спад, а затем постепенный рост покупательной способности, отказ от товаров из России, переход части покупок в Интернет, уменьшение арендных издержек магазинами и т.д.

Как вели себя покупатели?

Благосостояние рынка ритейла во многом зависит от того, как и что готовы покупать потребители. Так, в январе-марте 2015 года, по данным Nielsen, индекс потребительского доверия, рассчитываемый в зависимости от показателей удовлетворенности населения своим финансовым состоянием, оценки рабочих перспектив и прочих факторов, достиг своего минимума в 41 пункт. Однако уже во втором и третьем квартале ситуация начала меняться в лучшую сторону. Тем не менее, украинцы продолжили сокращать свои расходы, экономя на покупке одежды, газе и электроэнергии, отпуске, продуктовых брендах.

Еще одним трендом уходящего года стал выбор потребителями онлайн-покупок. Несмотря на то, что рынок Интернет-торговли "просел" на 20% по сравнению с докризисным 2013 годом, потребители все чаще обращают внимание на магазины в сети. Среди основных причин такой стратегии, по данным исследования TNS, — более низкие цены, комфортные условия доставки, высокое качество и т.д. "События на Майдане, в Крыму и на Донбассе снизили наши показатели". — Говорит Роман Онищенко, сооснователь LeBoutique. — "Тем не менее, в 2015 году динамика начала выравниваться и достигла показателей 2013 года. В 2016 году мы надеемся на рост и увеличение маркетинговых бюджетов".

В онлайн-сегменте украинцы предпочитают покупать, в большей степени, одежду и другие предметы гардероба. Если раньше, в Интернет-магазинах можно было купить, в основном, бытовую технику, то сегодня наибольшим спросом пользуется именно одежда. Однако на этом рынке есть свои минусы в виде большого процента возвратов из-за невозможности примерить товар до приобретения. Кроме того, лидерством среди онлайн-продаж пользуется также услуга покупки и резервирования билетов.

В 2015 году значительным образом поменялись и предпочтения потребителей. Эксперты отмечают, что покупатели стали обращать внимание на производителя продукции, ориентируясь на национальные бренды и игнорируя российские. "Украинских производителей покупают гораздо больше. Сейчас проходят много фестивалей, выставок, есть реклама. Украинские товары продавать проще. Тем не менее, производители мало инвестируют в бренды и названия. Что касается вопросов качества, то необходимо отметить, что шить наши производители умеют, часть товаров идет на экспорт. На самом деле, ряд вещей, которые мы покупаем в магазинах с иностранными брендами, производятся в Украине", — комментирует этот вопрос директор по закупкам LeBoutique Катерина Коптева.

Стратегия магазинов

Наряду с изменениями в поведении потребителей, произошла и смена курса развития магазинов и торгово-развлекательных центров. Так, в начале и середине года эксперты констатировали падение посещаемости ТРЦ — на 1000 м2 в Киеве раньше приходились 1000 посетителей, в апреле этот показатель в столице был равен 787 клиентам. Такая же тенденция наблюдалась и в региональных торговых центрах. Ответом на подобную статистику стала переквалификация ТРЦ и добавление нового спектра услуг — появление дополнительных развлечений или, например, открытие визовых центров на территории торгово-развлекательных площадок. Еще одним изменением стал массовый запуск новых ТРЦ в регионах. Во второй половине 2015 году новые центры открылись в Чернигове, Львове, Одессе и т.д. Еще одной хорошей новостью является и тот факт, что по данным аналитических компаний, в Украине активизировалось открытие иностранных бутиков модной одежды, что, в свою очередь, сигнализирует об оживлении рынка.

Что же касается так называемого стрит-ритейла (торговые точки на первых этажах зданий), то здесь ситуация тоже претерпела некоторых изменений. Если раньше такие площади пользовались популярностью у fashion-бутиков, то теперь пальму первенства перенимают продуктовые магазины и магазины бытовой техники, рестораны, а также крупные аптечные сети. Стоит также отметить, что эксперты рынка видят перспективу в дальнейшем развитии стрит-ритейла. Особенно это касается спальных районов крупных городов.

Закон об электронной коммерции

В сентябре 2015 года в Украине был принят важный для всего ритейл-сегмента "Закон об электронной коммерции". Данный документ урегулирует отношения в сфере онлайн-покупок, а именно:

  • признает электронные договора наравне с письменными, что дает дополнительные преимущества при рассмотрении сделки в суде. Такая практика достаточно распространена в мире;
  • определяет правовой статус покупателя и продавца;
  • обязует продавца раскрывать информацию о своем наименовании и местоположении (фактический адрес, адрес электронной почты и телефоны, серию и номер лицензии и т.д.);
  • определяет порядок заключения электронных договоров;
  • делает обязательной защиту персональных данных и наличие чека;
  • определяет в качестве идентификатора сделки не только номер мобильного телефона, но и электронную почту.

Эксперты и игроки рынка положительно восприняли новость о принятии данного закона, назвав его одним из первых шагов к правовому урегулированию рынка электронной коммерции и защиты прав как потребителей, так и компаний.

Прогнозы

Учитывая все факты, приведенные выше, можно спрогнозировать примерные тенденции, которые появятся или продолжат свое развитие на рынке ритейла Украины.

  1. Продолжится смена приоритетов деятельности ТРЦ. По мнению Александра Носаченко, управляющего директора Colliers International (Украина), усилится направление открытия шоу-румов, а также появятся новые акценты на инновационных технологиях в виде 3D-печати, дополенной реальности т.д.
  2. Электронная коммерция будет развиваться, но привычная модель покупок в реальных магазинах также не сдаст свои позиции.
  3. Крупные игроки ритейла имеют шансы получить зарубежные инвестиции (яркий пример — сделка между Horizon Capital и Rozetka.ua).
  4. Дискаунтеры (торговые сети, предоставляющие скидки на свои товары) получать возможности развития ввиду нацеленности покупателей на экономию.
  5. Торговые сети могут сделать ставку на производство собственных торговых марок, что позволит значительно сократить цены, привлечь внимание покупателей и повысить лояльность.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок ритейла, в следствие кризиса, в начале года переживал не самые лучшие времена, охарактеризовавшиеся уменьшением спроса и покупательной способности. Тем не менее, на сегодняшний день ситуация постепенно выравнивается. В будущем, 2016 году, многие игроки прогнозируют увеличение продаж и размера среднего чека.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартноГибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно
Зарабатывайте столько, сколько вы стоитеЗарабатывайте столько, сколько вы стоите
Формула. Универсальные законы успехаФормула. Универсальные законы успеха

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)