ТЕНДЕНЦИИ | Бизнес-модель 31 августа 2016 г.

Почему стоит переименовать «бизнес-модель Uber»

Источник: Blog Imena.UA

Вы можете активно пользоваться Uber и AirBnB, но при этом не знать, как называется бизнес-модель, по которой они работают, а в это время специалисты вовсю спорят о том, как на самом деле нужно называть «sharing economy». В издании The Atlantic решили разобраться, почему уже закрепившееся название вводит пользователей в заблуждение, и поинтересовались у экспертов, какие есть альтернативы.

Почему стоит переименовать «бизнес-модель Uber» Как выяснили исследователи из Pew Research Center, 73% американцев не знали о том, что сервисы по требованию, которые они используют практически ежедневно, принадлежат к sharing-экономике. Из тех, кто говорил, что знает или слышал о существовании подобной бизнес-модели, 40% неверно трактовали термин. В понимании рядовых пользователей, наличие слова «sharing» в названии означает, что в компанию или проект поступают добровольные взносы и пожертвования. При этом, их не смущает, что частичка «economy» теряет смысл, или даже противоречит описанию первого слова.

Так почему же нашумевший экономический тренд обзавёлся таким иррациональным названием? С одной стороны, проблема может быть в самом тренде, который не настолько велик, чтобы на него обратили внимание профессиональные экономисты (и дали ему чёткое определение). Высока вероятность того, что масштабность этой бизнес-модели выдумали СМИ, в погоне за громкими заголовками. Профессор Университета Нью-Йорка Арун Сандарараджан (Arun Sundararajan) считает проблему с названием последствием того, что под «экономикой совместного пользования» подразумевают слишком широкий круг разнообразных проектов, которые между собой могут сильно отличаться. AirBnB, к примеру, это онлайн-платформа для аренды жилья, Uber — поездки по требованию, TaskRabbit — сервис для поиска работы в интернете. Словосочетание часто применяется для обозначения P2P-платформ для лендинга, сайтов краудфандинга с самыми разными схемами монетизации и т.д. Разнообразие источников заработка в повседневной онлайн-речи объединились под одним термином. Профессор описывает их в своей книге «Sharing Economy», которая сейчас готовится к печати.

Назвав книгу именно тем словосочетанием, которое чаще всего употребляют для описания Uber и похожих компаний, автор указывает на тот факт, что количество пользователей сервисов сегодня намного больше, чем количество тех, кто знает (и понимает) сам термин. А это означает, что мы все сейчас находимся в процессе изучения sharing-экономики. Профессор напоминает, что в своё время схожая ситуация была с Twitter, Facebook и LinkdIn — сотни тысяч человек уже активно использовали все функции платформ, но до распространения понятия «социальные медиа» оставались ещё многие месяцы.

Не все считают обозначение неудачным:

    «"Экономика совместного пользования" звучит довольно странно, но этот термин соответствует самой идее: построить новую или параллельную экономику, основываясь на совместном использовании ресурсов, которых по отдельности недостаточно для обеспечения услуги, — говорит Майкл Кусумано (Michael Cusumano), профессор Слоанской школы менеджмента при MIT. — Совокупность таких компаний или платформ и создаёт суб-экономику».

Однако вопрос о том, как следует называть такие платформы, лежит не в философско-дискуссионной плоскости. Многим не нравится идея того, что стартап, сервис или услуга должны вызывать сострадание и уповать на благотворительность, как можно подумать из-за присутствия слова «sharing» в обозначении. Из-за Uber вот уже почти год проходят массовые акции протеста по всему миру, и даже в Украине, а AirBnB регулярно оказывается в центре скандалов и гражданских исков, — какая уж тут благотворительность?

Дин Бэйкер (Dean Baker), специалист Центра экономических и политических исследований, однозначно против такого названия:

    «Это частные компании, которые зарабатывают деньги. У них нет ничего общего с понятием "делиться"».

Бэйкер уверен, что многие компании используют репутацию и позитивный образ sharing-сервисов, чтобы избежать прений с регулирующими органами. Последним уже сейчас следует активно модернизировать собственные механизмы контроля, чтобы поспевать за новыми бизнес-моделями и алгоритмами получения прибыли. Яркий пример: продолжительные дебаты по поводу юридического статуса водителей, работающих через Uber и Lyft. Следует их считать сотрудниками компании, со всеми правами, обязанностями и социальными гарантиями наёмных работников, или они должны считаться контрактниками, работающими по договору о предоставлении услуг? Это вопрос активно обсуждается в США, но к единому мнению стороны до сих пор не пришли.

Пока sharing-компании пребывают на ранних стадиях своего развития, важно урегулировать все правовые отношения, которые влияют на общество. И если термин «экономика совместного пользования» как минимум не точен (а как максимум — губителен для понимания работы бизнеса), то какую же альтернативу предлагают профессионалы? В своей книге Сандарараджан пишет о том, что наиболее точным будет вариант «crowd-based capitalism» (приблизительный перевод — «коллективный капитализм»).

    «Я вижу в современных sharing-стартапах микс компаний XX века с частной торговлей в семейном магазине, образца XVIII века. Это не рынок для бедных, и не традиционная корпорация, вроде сети отелей или железнодорожного перевозчика… Что-то среднее между ними».

В мозговом центре JPMorgan Chase Institute изобрели свой собственный термин для данного явления — «platform economy». Возможно, это понятие подходит больше, так как объединяет суть Uber (как платформу, в том числе, и для трудоустройства) и суть Airbnb, как платформу для заработка.

Бэйкер, в свою очередь, предлагает вариант «Internet-Based Service Providers». Возможно, его будет нелегко запомнить, зато с экономической точки зрения, такое определение — самое точное.

Внедрение нового термина зависит не только от профессоров экономики, но и от журналистов — они должны совместными усилиями подвести онлайн-аудиторию к нужному названию. Сандарараджан указывает на то, что новое название обязательно должно быть понятным для аудитории, также как сама схема работы компаний нового типа. Ведь никто уже не сомневается, что sharing-компании постепенно внедрятся в экономику большинства развитых государств.

По материалам "What Should the ‘Sharing Economy’ Really Be Called?", The Atlantic.

Иллюстрация: Economy Watch




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)