ТЕНДЕНЦИИ | Инвестирование 23 мая 2017 г.

Почему успешные ИТ-компании будущего появятся вне популярных сегодня сфер

Источник: vc.ru

Управляющий партнер фонда Founder Collective Дэвид Франкель (David Frankel) опубликовал в блоге организации колонку о том, почему современные популярные категории, вроде машинного обучения и совместного потребления, мешают инвесторам увидеть необычные и нестандартные компании, которые перевернут индустрию в будущем.

Дэвид Франкель (David Frankel): Почему успешные ИТ-компании будущего появятся вне популярных сегодня сфер Чаще всего инвесторы слышат один и тот же вопрос: «Какими компаниями вы интересуетесь?». У многих появились свои категории, которые они используют для условного обозначения типов сделок, на которых они специализируются.

Иногда такие категории полезны и помогают инвесторам предсказывать будущее. Например, фонд Union Square Ventures сформировал портфолио компаний на основе фразы «большие сети связанных между собой пользователей» и заработал $6 миллиардов. Или фонд The Foundry Group, который инвестирует в продукты в рамках простых категорий, вроде «протоколы» или «маркетплейсы».

Однако гораздо чаще (чем хотелось бы), инвесторы используют категории вроде «виртуальная реальность» или «экономика совместного потребления» для контент-маркетинга, журналисты — для создания фактуры, а предприниматели — для того, чтобы не думать своей головой.

Люди находят общую связь между успешными компаниями и экстраполируют ее. Это не всегда плохо. Стив Джобс говорил, что только оглянувшись назад можно увидеть цельную картину. Но если смотреть вперед — на категории, то можно сбиться с пути.

Почему категории — это плохой ориентир

Зачастую люди говорят и думают с помощью шаблонов. Однако оригинальным идеям сперва недостает прозрачности. Сейчас говорят, что Soundcloud — это «YouTube для аудио». Но с чем сравнивали YouTube, когда он только появился? За последние несколько лет возник целый ворох стартапов, которые вписываются в модель «Uber для Х», но даже два года назад обычным людям было сложно объяснить, что такое Uber.

Категории и тренды — это ловушки для предпринимателей и инвесторов. После появления Foursquare предприниматели основали десятки стартапов с функцией check-in и привлекли венчурные инвестиции. Но хоть один из них принес дивиденды?

«Тематическое инвестирование» — это не недавний феномен. Инвесторы тратили миллиарды долларов, а предприниматели — многие годы, развивая компании в области радиочастотной идентификации, нанотехнологий, «чистых» технологий и других растиражированных трендов.

И ни один из них так и не превратился в рынок. Но это касается не только стартапов: я помню время, когда журналисты настаивали, чтобы Apple создала свой «нетбук», иначе компания рискует потерять релевантность.

Как однажды сказал Марк Твен: «Всякий раз, когда вы оказываетесь на стороне большинства, то стоит остановиться и задуматься над этим».

Какая категория предсказала появление Airbnb и Uber?

В 2009-2010 году среди инвесторов были популярны проекты двух категорий «СоЛоМо» (социальный, локальный, мобильный) и «Веб в реальном времени». Они обе прекрасно описывают суть Airbnb и Uber, но ни одна из этих компаний не рассматривалась в таком контексте.

Для инвесторов это были просто два странных стартапа, которые испытывали трудности с привлечением финансов. После того, как они все же добились успеха, их стали считать основоположниками нового тренда — «экономики совместного потребления», в результате которого возникла другая волна похожих стартапов.

Не нужно бежать за лучом прожектора

К тому времени, как инвестиционный фонд начинает целенаправленно финансировать проекты в определенной области, то предприниматели уже не успеют создать эффективные компании в этой сфере. Это не значит, что новые компании будут прокляты.

Благодаря Facebook проблема с социальными сетями казалась решенной. Пока не появился Snapchat, создавший соцсеть для мобильных пользователей. LinkedIn и Twitter нашли свои ниши, и в результате их совокупная капитализация достигла $40 миллиардов.

Как только появляется категория, последующим стартапам нужно быть максимально креативными, чтобы в ней выжить. Kickstarter популяризовал краудфандинг, и многие пытались скопировать модель. Однако самые успешные конкуренты изменили границы: GoFundMe сосредоточился на сборе средств для лечения или помощи людям, а Patreon — на поддержке творчества.

Когда появляются необычные проекты

Мы обнаружили, что между появлением интересного проекта и волной общественного интереса проходит несколько лет. Для оценки мы использовали данные Google Trends.

Краудфандинг:

Краудфандинг

Виртуальная реальность:

 Виртуальная реальность

Совместное потребление:

Совместное потребление

3D-принтеры:

3D-принтеры

Глубокое обучение и машинное обучение:

Глубокое обучение и машинное обучение

Как представлять необычные стартапы

Я понимаю, что совет набраться терпения и ждать, пока ваша отрасль станет многомиллиардным трендом, выглядит как рекомендация найти закопанное сокровище. Поэтому существуют вещи, которые помогут вам добиться преимущества. Я горжусь, что в нашем фонде не смотрят на категории, однако у компаний, которые получают наши инвестиции, есть много общего.

Сформируйте выдающуюся команду

Успех вашего бизнеса в гораздо большей степени зависит от ваших друзей и единомышленников, чем от кривой Гартнера. Самое важное решение в стартап-мире (да и в жизни тоже) — это выбрать, с кем вы хотите ассоциироваться.

Нам нравится инвестировать в проекты, которые создают необычные люди с необычным взглядом на мир. Мы вложили деньги в компанию лучшего в мире баристы, профессионального баскетболиста, и так далее. Не в последнюю очередь (а вернее, — благодаря) их нестандартному прошлому. Поэтому окружайте себя самыми яркими и необычными помощниками, которых вы только сможете найти.

Создавайте сообщество

Производитель 3D-принтеров MakerBot вырос из проекта с открытым исходным кодом. Гений сооснователя компании Бре Петтиса заключался в том, что он сформировал вокруг него активное сообщество «альфа-гиков», которые стали защитниками и проповедниками сырого продукта и помогли превратить его в настоящий бизнес.

Ищите пересечения

Восхитительные и необычные стартапы рождаются после долгих размышлений и интеллектуальных открытий. Они требуют от основателя глубоких знаний в определенной области, которые сложно получить благодаря чужому коду со Stack Exchange или Github. В случае компании Oculus, для разработки шлема виртуальной реальности потребовалось невероятное количество программных и аппаратных ресурсов, и даже знаний в области биологии. Зато сложные продукты дают вам преимущество.

Думайте о годах, а не месяцах

Компаниям, которые развиваются в нетипичных сферах, необходимо тщательно подумать о финансировании. Вкусы инвесторов непостоянны и зачастую от них сложно получить даже доллар. В некоторых случаях бизнес-ангелы и краудфандинг — это более привлекательные опции. Но самый лучший источник капитала — это выручка от платящих клиентов.

Для стартапов на венчурном капитале необходимо оптимизировать расходы так, чтобы денег хватило надолго. Практикуйте эффективное предпринимательство. Вам предстоит пережить четыре-пять лет до тех пор, пока рынок не обратит внимание на вашу сферу. А инновационные компании, у которых запасов денег хватит только на шесть кварталов, быстро закроются.

К всплескам роста лучше относиться осторожно, не рассматривая их как возможности для вложения больших сумм денег, чтобы преуспеть. И главное не упустить момент, когда СМИ и венчурные инвесторы станут интересоваться вашей сферой — будьте готовы обратить внимание себе на пользу.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
14 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление отделом продаж (Наталья Дегтярева)
20-21 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление проектами (Олег Андриенко)
20 декабря 2017
Киев, Гостиница «Мир»
10 главных секретов руководителя или как достичь лояльности и вовлеченности персонала (Ирина Головнева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Освіта проти таланту. Сила творчостіОсвіта проти таланту. Сила творчості
Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизниЗдесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни
Искусство влияния. Убеждение без манипуляцийИскусство влияния. Убеждение без манипуляций
Жизнь в потоке. КоучингЖизнь в потоке. Коучинг
Связанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не виделиСвязанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)