БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | МВА 15 марта 2011 г.

В МВА только девушки?

Автор: Валентина Кузык, "Власть денег" (№10, 2011)

На Западе бизнес-образование уже треть века имеет пол. В Украине же «гендерная специализация» — потолок, до которого еще расти и расти.

МВА принято считать традиционно мужской территорией. Более 70% слушателей этой популярной образовательной программы в мире — представители сильного пола. В странах ЕС и США уже более 30 лет бизнес-школы привлекают в свои аудитории женщин всевозможными грантами, квотами на поступление для абитуриенток и даже специальными «женскими» группами МВА. Более того, созданы отдельные бизнес-школы для женщин, которые, по словам учредителей, пользуются огромной популярностью: женщина тут чувствует себя «в своей тарелке», при школах работают специальные детсады, чтобы учащиеся мамы имели возможность тесно общаться с чадами. Готовы ли отечественные школы предоставить такие возможности украинским бизнес-леди — выясняла «ВД».

Бизнес-меньшинство

Гендерное соотношение на программах МВА в Украине схоже с западным — в аудиториях не более 30% женщин, говорят в бизнес-школах. И это довольно оптимистический показатель. В некоторых учебных заведениях «ВД» признались, что 30% — планка докризисная: сегодня на женщин приходится не более 10-20% от числа тех, кто хочет пополнить свое резюме строчкой о наличии диплома МВА. Мол, пока финансовая стабильность не станет ощутима, а бизнес не вернется к докризисным показателям, женщин за МВА-партами больше не станет. Ведь обучение предполагает довольно серьезные денежные траты (до $30 тыс. за программу) и «отрыв от производства» (самая распространенная в Украине — «модульная» система обучения на МВА).

По словам сотрудников опрошенных бизнес-школ, для женщин главным препятствием в получении бизнес-образования является необходимость одновременно устраивать личную жизнь и строить карьеру. Стать еще и студенткой большинству не под силу. Впрочем, успешные владелицы МВА-дипломов уверяют, что главное — понимание на работе и дома.

Вторым значимым фактором, который удерживает представительниц прекрасной половины от поступления, — миф о том, что учеба будет крайне трудной в аудитории, где доминируют мужчины. По мнению же основателей «женских» МВА-программ в США, чисто женская аудитория благотворно влияет на процесс обучения: женщины не боятся показаться неподготовленными и задавать интересующие их вопросы. К тому же, в отличие от конкурентной мужской среды, в женской аудитории складывается атмосфера взаимопомощи.

В конце концов, женское меньшинство на программах МВА — это всего лишь отображение ситуации в бизнес-среде. «Среди желающих стать топ-менеджерами, целевой аудитории большинства программ МВА, мужчин гораздо больше, чем женщин», — логично поясняет Максим Шкилев, декан Украинской Высшей Школы Бизнеса.

Коротко и далеко

Нехватка времени — главная проблема бизнесвумен. Некоторые школы готовы решить ее, предлагая ноу-хау последних трех лет — «mini-МВА». Менеджеры мини-программ утверждают, что такой подход позволяет не только сэкономить время (обучение длится всего девять месяцев по сравнению с «традиционными» 24-26 месяцами модульной программы), но и деньги (короткие программы в четыре-пять раз дешевле).

С другой стороны, мини-программы сложно назвать полноценными МВА.Во-первых, объем предоставляемой информации все же значительно меньше. Во-вторых, уровень компетенции «однокурсников» ниже, чем на традиционном МВА, ведь требования к участникам таких программ значительно мягче, их целевую аудиторию формируют, как правило, менеджеры среднего звена или вчерашние студенты без управленческого опыта, поэтому уповать на налаживание полезных бизнес-контактов не приходится.

Еще одна выдумка для занятых — дистанционные программы. Плюсы очевидны: нет необходимости покидать работу и семью на время учебных модулей, есть возможность обучаться в удобное время и к тому же сэкономить около 50% на стоимости программы. По мнению Виктора Котусенко, руководителя направления технологий обучения Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs), дистанционный формат МВА — достаточно перспективное направление, о чем свидетельствует рост количества программ и улучшение качества преподавания. Но, с другой стороны, достаточно часто такие МВА «превращаются просто в продажу сертификатов» — предупреждает эксперт. Чтобы не попасть впросак с выбором дистанционной программы, г-н Котусенко советует прежде всего обращать внимание на наполнение «удаленного» МВА: «Простое электронное обучение (e-learning) сегодня уже не считается достаточно эффективным, новая тенденция — так называемое смешанное обучение (blended learning). Среди самых интересных современных методов — т. н. вебинары (синхронное общение с инструкторами) и вебкасты (записанные вебинары). Стоит обратить внимание на степень использования в программе современных мультимедийных технологий, на то, насколько учебный продукт отдален от простого текста с несколькими рисунками, может ли слушатель получить ответы на свои вопросы и какого качества будут эти ответы, есть ли возможность комментировать, делать замечания, существуют ли у программы свои wiki (базы данных с возможностью редактирования для всех участников), мини-энциклопедии и др.». В kmbs считают, что обучение с помощью современных электронных инструментов может занимать лишь часть программы. Более эффективным является вlended learning — смешанное обучение, где представлены и другие виды и методы (в первую очередь аудиторное обучение с использованием кейс-метода), а дистанционное обучение — выполняет поддерживающую функцию. Примечательно, что студенты, окончившие модульные МВА, также скептически настроены к дистанционным программам. «Я бы не согласилась обучаться по удаленной программе МВА. Особенно теперь, окончив программу, понимаю, насколько важным было «очное» общение с однокурсниками в контексте налаживание деловых контактов. Думаю, личное взаимодействие также повышает ответственность преподавателя перед студентом», — поделилась с «ВД» выпускница одной из отечественных бизнес-школ.

Места не уступят

«Максимальный» пакет привилегий, на который готовы школы МВА для своих слушательниц, — академический отпуск в связи с родами и уходом за ребенком. Некоторые учебные заведения обещают отсрочить платежи или разработать индивидуальный гибкий график оплаты для молодых матерей, но не более. В отечественных бизнес-школах уверены, что в Украине «женские» МВА не будут востребованы, ведь спрос на МВА-обучение со стороны бизнес-леди недостаточен для организации отдельных групп по гендерному признаку.

Кроме того, в гендерно однородном коллективе невозможно в полной мере реализовать механизм social learning, когда студенты разных сфер бизнеса, профессиональной специализации и пола благодаря взаимодействию и общению в аудиториях обогащают друг друга необходимыми знаниями — рассказали «ВД» в kmbs. Ольга Карпова, вице-президент Международного института бизнеса (МИБ) по академическим программам, также уверена, что «гендерный баланс — крайне важный в обучении фактор. Присутствие женщин в группе способствует дисциплине, культуре общения, эффективности дискуссий».

Впрочем, в большинстве школ уже сейчас существуют образовательные программы (не МВА), на которых 80% и больше обучаемых — женщины. Это прежде всего семинары для маркетологов и рекрутеров. В то же время на рынке уже появились и МВА с аналогичной специализацией, что, по мнению авторов этих программ, позволит им привлечь в свои ряды большее число слушательниц. Впрочем, некоторые эксперты уверяют, что подобные «специализированные» МВА — профанация идеи популярной программы, поскольку МВА призвана развивать «общее» видение бизнеса. «Как может управленец, который руководит огромной компанией, быть специалистом только в маркетинге или HR?! Это нонсенс!» — возмущался директор одной из киевских бизнес-школ. По мнению эксперта, будущее — за отраслевыми МВА, и именно это может резко увеличить количество женщин за партами. К примеру, в России уже существуют МВА-программы в фэшн-индустрии, процент студенток на которых достигает 90%.

Труднее ли женщине обучаться на МВА и целесообразно ли это было в вашем случае?

Наталья Лимонова, директор и совладелица компании «Снайт», выпускница Киево-Могилянской Бизнес-Школы 2009 г.

— Я бы не сказала, что женщине на МВА учиться труднее. Все зависит от понимания в семье. Мы с мужем сразу договорились, что МВА нужен и полезен мне и компании. С точки зрения сложности обучения, я не считаю, что женщины менее способны: наоборот, они быстрее схватывают информацию. В то же время студент МВА должен быть готов к внедрению и использованию полученной информации, а не просто носить ее в себе. Благодаря МВА я получила углубленные знания в различных дисциплинах, массу интересных знакомств, связей, вдохновение, которое мне было необходимо на тот момент. Я — один из собственников компании и управляющий директор, со времени моей учебы в нашей компании проходит целый ряд инновационных процессов. Во время учебы я проводила мастер-классы среди своих сотрудников, где делилась с ними полученными знаниями.

Ангела Поддубная, совладелица компании МеtaVision Consulting Group, выпускница IBR 2007 г.

— От женщины, учится она на МВА или нет, зачастую общество ожидает ведения домашнего хозяйства, рождения и воспитания детей. Когда я оканчивала МВА, одной рукой писала диплом, а другой держала ребенка, кормя его грудью. МВА систематизировал мои знания, расширил границы восприятия маркетинговой дисциплины. На следующий год после окончания МВА я вошла в список «Топ-10 лучших маркетинг-директоров Украины» по версии одного из деловых журналов. Затем я стала генеральным директором рекламного агентства. Сейчас вместе с мужем занята в семейном бизнесе. Современная харизматичная женщина, на мой взгляд, должна уметь управлять своим временем, занимая активную жизненную позицию в бизнесе и учебе. Ну а роль хранительницы домашнего очага она и так никому не отдаст.

Светлана Олексенко, директор рекламного агентства «Дион», выпускница Международного института менеджмента 2011 г.

— Я бы сказала, что в учебе все наоборот: труднее мужчинам, когда женщины рядом за партой получают одни пятерки, когда они активнее и компетентнее по большинству вопросов, задаваемых лекторами и преподавателями «залу». Будущее бизнеса за женщинами — однозначно. А удел мужчин — война и политика. После моего получения диплома МВА прошло совсем немного времени, окупаемость проекта «учеба», конечно, еще впереди, но первые результаты были ощутимы уже в первые полгода после окончания. Среда бизнес-школы определяет будущее партнерство там, в кулуарах. Быстрее завоевывается доверие, лучше видишь людей в разных ситуациях и, соответственно, быстрее понимаешь, с кем хочешь иметь дело. Благодаря налаженным за время учебы связям я получила более пяти новых проектов по визуализации бизнес-стратегий.

Владимир Павелко, директор МВА-программ Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs)

— Бизнес на постсоветском пространстве зарождался в достаточно жестких условиях, можно сказать, что у него «мужское» лицо. Подобные тенденции отражает и бизнес-образование: мужчин на МВА действительно больше, но следует также заметить, что процент отсеянных в результате конкурса абитуриентов среди мужчин и среди женщин одинаков. Это говорит о том, что гендерный баланс среди желающих учиться на МВА и учащихся приблизительно идентичен. Впрочем, бизнес-образование в Украине все еще пребывает на начальном этапе развития, поэтому я не стал бы отрицать возможность появления в перспективе МВА, ориентированных на женщин. Другой вопрос: будет ли на такие программы спрос?

Катерина Кальченко, консультант IBR в Украине

— Соотношение полов на программах МВА отражает общую ситуацию в бизнесе. Женщинам приходится больше внимания уделять семье, детям и зачастую их путь в большой бизнес сложнее, чем у мужчин. Но те, кто дошел до достаточно высокого карьерного уровня и принял решение о поступлении на программу MBA, часто активнее студентов-мужчин и ответственнее относятся к учебе. Кроме того, женщины более гибки в принятии решений и могут одновременно работать с несколькими задачами, что помогает им и в учебе, и в бизнесе. И все же я не вижу необходимости «раздельного» обучения мужчин и женщин: в искусственном разделении людей на группы по любому признаку я вижу дискриминацию.

Ирина Тихомирова, президент Международного института менеджмента, МИМ (Киев)

— На МВА всегда училось больше мужчин, чем женщин. Это связано прежде всего с тем, что женщина остается матерью, берегиней в семье и ей зачастую сложнее делать карьеру, чем мужчине. В то же время, по нашим наблюдениям, женщины старательнее мужчин в учебе и целеустремленнее: многие устраивают личную жизнь и даже обзаводятся детьми, не прекращая работать и учиться. К сожалению, в посткризисное время количество женщин на МВА значительно уменьшилось. Среди причин прежде всего — ограниченные финансовые возможности, а также необходимость обеспечивать семью, которая стала приоритетной по сравнению с личностным развитием. Но, несмотря на неутешительные тенденции, мы стоим на позициях равных возможностей и не считаем целесообразным организацию отдельных групп, так называемых женских МВА.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллектаКак оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллекта
Эффективные письменные деловые коммуникацииЭффективные письменные деловые коммуникации
Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряженияОсознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)