БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | МВА 15 марта 2011 г.

В МВА только девушки?

Автор: Валентина Кузык, "Власть денег" (№10, 2011)

На Западе бизнес-образование уже треть века имеет пол. В Украине же «гендерная специализация» — потолок, до которого еще расти и расти.

МВА принято считать традиционно мужской территорией. Более 70% слушателей этой популярной образовательной программы в мире — представители сильного пола. В странах ЕС и США уже более 30 лет бизнес-школы привлекают в свои аудитории женщин всевозможными грантами, квотами на поступление для абитуриенток и даже специальными «женскими» группами МВА. Более того, созданы отдельные бизнес-школы для женщин, которые, по словам учредителей, пользуются огромной популярностью: женщина тут чувствует себя «в своей тарелке», при школах работают специальные детсады, чтобы учащиеся мамы имели возможность тесно общаться с чадами. Готовы ли отечественные школы предоставить такие возможности украинским бизнес-леди — выясняла «ВД».

Бизнес-меньшинство

Гендерное соотношение на программах МВА в Украине схоже с западным — в аудиториях не более 30% женщин, говорят в бизнес-школах. И это довольно оптимистический показатель. В некоторых учебных заведениях «ВД» признались, что 30% — планка докризисная: сегодня на женщин приходится не более 10-20% от числа тех, кто хочет пополнить свое резюме строчкой о наличии диплома МВА. Мол, пока финансовая стабильность не станет ощутима, а бизнес не вернется к докризисным показателям, женщин за МВА-партами больше не станет. Ведь обучение предполагает довольно серьезные денежные траты (до $30 тыс. за программу) и «отрыв от производства» (самая распространенная в Украине — «модульная» система обучения на МВА).

По словам сотрудников опрошенных бизнес-школ, для женщин главным препятствием в получении бизнес-образования является необходимость одновременно устраивать личную жизнь и строить карьеру. Стать еще и студенткой большинству не под силу. Впрочем, успешные владелицы МВА-дипломов уверяют, что главное — понимание на работе и дома.

Вторым значимым фактором, который удерживает представительниц прекрасной половины от поступления, — миф о том, что учеба будет крайне трудной в аудитории, где доминируют мужчины. По мнению же основателей «женских» МВА-программ в США, чисто женская аудитория благотворно влияет на процесс обучения: женщины не боятся показаться неподготовленными и задавать интересующие их вопросы. К тому же, в отличие от конкурентной мужской среды, в женской аудитории складывается атмосфера взаимопомощи.

В конце концов, женское меньшинство на программах МВА — это всего лишь отображение ситуации в бизнес-среде. «Среди желающих стать топ-менеджерами, целевой аудитории большинства программ МВА, мужчин гораздо больше, чем женщин», — логично поясняет Максим Шкилев, декан Украинской Высшей Школы Бизнеса.

Коротко и далеко

Нехватка времени — главная проблема бизнесвумен. Некоторые школы готовы решить ее, предлагая ноу-хау последних трех лет — «mini-МВА». Менеджеры мини-программ утверждают, что такой подход позволяет не только сэкономить время (обучение длится всего девять месяцев по сравнению с «традиционными» 24-26 месяцами модульной программы), но и деньги (короткие программы в четыре-пять раз дешевле).

С другой стороны, мини-программы сложно назвать полноценными МВА.Во-первых, объем предоставляемой информации все же значительно меньше. Во-вторых, уровень компетенции «однокурсников» ниже, чем на традиционном МВА, ведь требования к участникам таких программ значительно мягче, их целевую аудиторию формируют, как правило, менеджеры среднего звена или вчерашние студенты без управленческого опыта, поэтому уповать на налаживание полезных бизнес-контактов не приходится.

Еще одна выдумка для занятых — дистанционные программы. Плюсы очевидны: нет необходимости покидать работу и семью на время учебных модулей, есть возможность обучаться в удобное время и к тому же сэкономить около 50% на стоимости программы. По мнению Виктора Котусенко, руководителя направления технологий обучения Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs), дистанционный формат МВА — достаточно перспективное направление, о чем свидетельствует рост количества программ и улучшение качества преподавания. Но, с другой стороны, достаточно часто такие МВА «превращаются просто в продажу сертификатов» — предупреждает эксперт. Чтобы не попасть впросак с выбором дистанционной программы, г-н Котусенко советует прежде всего обращать внимание на наполнение «удаленного» МВА: «Простое электронное обучение (e-learning) сегодня уже не считается достаточно эффективным, новая тенденция — так называемое смешанное обучение (blended learning). Среди самых интересных современных методов — т. н. вебинары (синхронное общение с инструкторами) и вебкасты (записанные вебинары). Стоит обратить внимание на степень использования в программе современных мультимедийных технологий, на то, насколько учебный продукт отдален от простого текста с несколькими рисунками, может ли слушатель получить ответы на свои вопросы и какого качества будут эти ответы, есть ли возможность комментировать, делать замечания, существуют ли у программы свои wiki (базы данных с возможностью редактирования для всех участников), мини-энциклопедии и др.». В kmbs считают, что обучение с помощью современных электронных инструментов может занимать лишь часть программы. Более эффективным является вlended learning — смешанное обучение, где представлены и другие виды и методы (в первую очередь аудиторное обучение с использованием кейс-метода), а дистанционное обучение — выполняет поддерживающую функцию. Примечательно, что студенты, окончившие модульные МВА, также скептически настроены к дистанционным программам. «Я бы не согласилась обучаться по удаленной программе МВА. Особенно теперь, окончив программу, понимаю, насколько важным было «очное» общение с однокурсниками в контексте налаживание деловых контактов. Думаю, личное взаимодействие также повышает ответственность преподавателя перед студентом», — поделилась с «ВД» выпускница одной из отечественных бизнес-школ.

Места не уступят

«Максимальный» пакет привилегий, на который готовы школы МВА для своих слушательниц, — академический отпуск в связи с родами и уходом за ребенком. Некоторые учебные заведения обещают отсрочить платежи или разработать индивидуальный гибкий график оплаты для молодых матерей, но не более. В отечественных бизнес-школах уверены, что в Украине «женские» МВА не будут востребованы, ведь спрос на МВА-обучение со стороны бизнес-леди недостаточен для организации отдельных групп по гендерному признаку.

Кроме того, в гендерно однородном коллективе невозможно в полной мере реализовать механизм social learning, когда студенты разных сфер бизнеса, профессиональной специализации и пола благодаря взаимодействию и общению в аудиториях обогащают друг друга необходимыми знаниями — рассказали «ВД» в kmbs. Ольга Карпова, вице-президент Международного института бизнеса (МИБ) по академическим программам, также уверена, что «гендерный баланс — крайне важный в обучении фактор. Присутствие женщин в группе способствует дисциплине, культуре общения, эффективности дискуссий».

Впрочем, в большинстве школ уже сейчас существуют образовательные программы (не МВА), на которых 80% и больше обучаемых — женщины. Это прежде всего семинары для маркетологов и рекрутеров. В то же время на рынке уже появились и МВА с аналогичной специализацией, что, по мнению авторов этих программ, позволит им привлечь в свои ряды большее число слушательниц. Впрочем, некоторые эксперты уверяют, что подобные «специализированные» МВА — профанация идеи популярной программы, поскольку МВА призвана развивать «общее» видение бизнеса. «Как может управленец, который руководит огромной компанией, быть специалистом только в маркетинге или HR?! Это нонсенс!» — возмущался директор одной из киевских бизнес-школ. По мнению эксперта, будущее — за отраслевыми МВА, и именно это может резко увеличить количество женщин за партами. К примеру, в России уже существуют МВА-программы в фэшн-индустрии, процент студенток на которых достигает 90%.

Труднее ли женщине обучаться на МВА и целесообразно ли это было в вашем случае?

Наталья Лимонова, директор и совладелица компании «Снайт», выпускница Киево-Могилянской Бизнес-Школы 2009 г.

— Я бы не сказала, что женщине на МВА учиться труднее. Все зависит от понимания в семье. Мы с мужем сразу договорились, что МВА нужен и полезен мне и компании. С точки зрения сложности обучения, я не считаю, что женщины менее способны: наоборот, они быстрее схватывают информацию. В то же время студент МВА должен быть готов к внедрению и использованию полученной информации, а не просто носить ее в себе. Благодаря МВА я получила углубленные знания в различных дисциплинах, массу интересных знакомств, связей, вдохновение, которое мне было необходимо на тот момент. Я — один из собственников компании и управляющий директор, со времени моей учебы в нашей компании проходит целый ряд инновационных процессов. Во время учебы я проводила мастер-классы среди своих сотрудников, где делилась с ними полученными знаниями.

Ангела Поддубная, совладелица компании МеtaVision Consulting Group, выпускница IBR 2007 г.

— От женщины, учится она на МВА или нет, зачастую общество ожидает ведения домашнего хозяйства, рождения и воспитания детей. Когда я оканчивала МВА, одной рукой писала диплом, а другой держала ребенка, кормя его грудью. МВА систематизировал мои знания, расширил границы восприятия маркетинговой дисциплины. На следующий год после окончания МВА я вошла в список «Топ-10 лучших маркетинг-директоров Украины» по версии одного из деловых журналов. Затем я стала генеральным директором рекламного агентства. Сейчас вместе с мужем занята в семейном бизнесе. Современная харизматичная женщина, на мой взгляд, должна уметь управлять своим временем, занимая активную жизненную позицию в бизнесе и учебе. Ну а роль хранительницы домашнего очага она и так никому не отдаст.

Светлана Олексенко, директор рекламного агентства «Дион», выпускница Международного института менеджмента 2011 г.

— Я бы сказала, что в учебе все наоборот: труднее мужчинам, когда женщины рядом за партой получают одни пятерки, когда они активнее и компетентнее по большинству вопросов, задаваемых лекторами и преподавателями «залу». Будущее бизнеса за женщинами — однозначно. А удел мужчин — война и политика. После моего получения диплома МВА прошло совсем немного времени, окупаемость проекта «учеба», конечно, еще впереди, но первые результаты были ощутимы уже в первые полгода после окончания. Среда бизнес-школы определяет будущее партнерство там, в кулуарах. Быстрее завоевывается доверие, лучше видишь людей в разных ситуациях и, соответственно, быстрее понимаешь, с кем хочешь иметь дело. Благодаря налаженным за время учебы связям я получила более пяти новых проектов по визуализации бизнес-стратегий.

Владимир Павелко, директор МВА-программ Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs)

— Бизнес на постсоветском пространстве зарождался в достаточно жестких условиях, можно сказать, что у него «мужское» лицо. Подобные тенденции отражает и бизнес-образование: мужчин на МВА действительно больше, но следует также заметить, что процент отсеянных в результате конкурса абитуриентов среди мужчин и среди женщин одинаков. Это говорит о том, что гендерный баланс среди желающих учиться на МВА и учащихся приблизительно идентичен. Впрочем, бизнес-образование в Украине все еще пребывает на начальном этапе развития, поэтому я не стал бы отрицать возможность появления в перспективе МВА, ориентированных на женщин. Другой вопрос: будет ли на такие программы спрос?

Катерина Кальченко, консультант IBR в Украине

— Соотношение полов на программах МВА отражает общую ситуацию в бизнесе. Женщинам приходится больше внимания уделять семье, детям и зачастую их путь в большой бизнес сложнее, чем у мужчин. Но те, кто дошел до достаточно высокого карьерного уровня и принял решение о поступлении на программу MBA, часто активнее студентов-мужчин и ответственнее относятся к учебе. Кроме того, женщины более гибки в принятии решений и могут одновременно работать с несколькими задачами, что помогает им и в учебе, и в бизнесе. И все же я не вижу необходимости «раздельного» обучения мужчин и женщин: в искусственном разделении людей на группы по любому признаку я вижу дискриминацию.

Ирина Тихомирова, президент Международного института менеджмента, МИМ (Киев)

— На МВА всегда училось больше мужчин, чем женщин. Это связано прежде всего с тем, что женщина остается матерью, берегиней в семье и ей зачастую сложнее делать карьеру, чем мужчине. В то же время, по нашим наблюдениям, женщины старательнее мужчин в учебе и целеустремленнее: многие устраивают личную жизнь и даже обзаводятся детьми, не прекращая работать и учиться. К сожалению, в посткризисное время количество женщин на МВА значительно уменьшилось. Среди причин прежде всего — ограниченные финансовые возможности, а также необходимость обеспечивать семью, которая стала приоритетной по сравнению с личностным развитием. Но, несмотря на неутешительные тенденции, мы стоим на позициях равных возможностей и не считаем целесообразным организацию отдельных групп, так называемых женских МВА.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтраПобеди прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?Момент истины. Почему мы ошибаемся, когда все поставлено на карту, и что с этим делать?

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)