БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Обучение за рубежом 12 января 2012 г.

Знания для всезнаек

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№50, 2011)

Несмотря на огромное количество предложений по профессиональному обучению, найти «свою» целевую программу, которая аккумулировала бы лучший зарубежный опыт, порой оказывается непросто.

Власть денег (№50, 2011)
После посещения международной выставки руководство транспортно-логистической компании ООО «Лест» посетила идея организовать кратковременные курсы за рубежом для топ-менеджеров и ведущих специалистов по продажам компании. Стратегический смысл этой акции состоял в том, чтобы потренироваться в межнациональных коммуникациях, пообщавшись в профессиональной среде, подтянуть английский (особенно терминологию и профессиональный сленг). И, конечно же, сделать так, чтобы эта поездка стала поощрением лучших специалистов и средством мотивации для всех остальных. Однако Анастасия Корепанова, менеджер по персоналу компании «Лест» (штат — 120 чел.), которой было поручено найти соответствующую программу обучения, столкнулась с неожиданными трудностями.

«В большинстве своем обучающие программы были рассчитаны на молодых специалистов и не отвечали нашим запросам, так как предполагали более широкое ознакомление с темой. Нас же интересовали не азы, а тонкости и нюансы. Я переписывалась с двумя десятками бизнес-школ. Но, к сожалению, нам предлагали только стандартные программы. Некоторые школы были согласны подготовить для нас индивидуальную программу, но с многократным увеличением стоимости. Представленные на рынке менеджмент-туры также показались слишком «легковесными», ведь при проведении таких мероприятий речь об обучении, как правило, не идет.

В результате нам пришлось идти более простым путем — мы договорились с партнерами о посещении их офиса в рамках обмена опытом», — рассказала г-жа Корепанова. При этом на рынке образовательных услуг наиболее широко представлены обучающие программы в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, предложения по языковой практике. Что же касается таких отраслей, как маркетинг и реклама, логистика, дизайн и архитектура — то есть в сферах, где индустрия шагнула, по сравне­нию с Украиной, далеко вперед, предложений по корпоративному обучению — единицы.

Впрочем, не только к выбору адекватной программы сводятся сложности, встающие на пути ознакомления сотрудников с передовым мировым опытом. Целый ряд вопросов возникает и при выборе претендентов и при включении подобных обучающих проектов в систему мотивации.

Позвольте представить

По словам Ларисы Скрипки, начальника отдела маркетинга компании New Logic (штат — ок. 75 чел.), обычно подобные мероприятия проводятся в рамках транснациональной компании, когда сотрудники отправляются на стажировку в зарубежный офис. А открытое обучение «для всех желающих» пока еще остается редким явлением. «Запросы на обучение за рубежом поступают довольно редко. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, это связано с отечественной спецификой, особенно в таких сферах, как бухгалтерия, финансы, таможенное дело. А ведь именно обучение в рамках этих сфер составляет львиную долю рынка образовательных услуг для профессионалов. Во-вторых, далеко не все в достаточной степени владеют английским. Поэтому значительно чаще для сотрудников, например, производственных и строительных компаний предлагаются обучающие туры в Россию», — рассказала г-жа Скрипка.

Однако рынок подобных образовательных услуг находится в стадии активного формирования, о чем свидетельствует опыт российской образовательной компании ІТЕС. По словам Елены Дрожжиной, руководителя проектов корпоративного обучения образовательной компании ІТЕС (штат — ок. 60 чел.), подобные программы вызывают интерес как у столичных, так и региональных руководителей предприятий. Хотя представителей украинского бизнеса среди заказчиков подобных услуг пока не было.

Однако, несмотря на то что сотрудничество с провайдерами дает значительные преимущества, так как позволяет оперативно выбрать программу или сделать заказ на индивидуальную разработку, решение организационных моментов (визы, проживание, трансфер), которыми обычно занимается образовательное агентство, большинство компаний берут на себя. Чаще всего подобные инициативы оканчиваются приглашением какого-либо бизнес-гуру на территорию заказчика. И хотя в этом случае сотрудники оказываются лишенными возможности своими глазами посмотреть на работу зарубежных компаний, это существенно экономит бюджет. Ведь, по словам г-жи Дрожжиной, такая поездка, предполагающая участие в стандартной программе, за неделю обойдется в среднем в $4,5-5 тыс. на человека. А Ирина Шкаровская, исполнительный директор компании «Аспект» (образовательное агентство, штат — ок. 20 чел.), сообщила, что разработка индивидуальной обучающей программы может увеличить сумму.

Выбор программы

Впрочем, если представители компании твердо намерены поучиться за рубежом и договариваться с принимающей стороной напрямую, вести переговоры лучше с учебными заведениями, на базе многих из которых работают бизнес-школы. «К примеру, в Канаде учебные заведения тесно сотрудничают с компаниями реального сектора. И благодаря этому можно подобрать оптимальное соотношение теории и практики», — рассказала г-жа Шкаровская. Тем более что, по словам Елены Дрожжиной, многие зарубежные компании даже за солидную компенсацию не готовы заниматься обучением сотрудников предприятий, которые они считают своими конкурентами. Поэтому, чтобы удовлетворить запрос заказчика, провайдерам образовательных услуг приходится привлекать экспертов из сотрудников, ранее работавших в этих компаниях, либо искать и находить убедительные доводы, чтобы обучающее мероприятие состоялось.

Впрочем, если не задаваться целью обеспечить отработку навыков на практике в зарубежных компаниях, еще одним способом привести знания сотрудников в соответствие с международными стандартами могут стать программы дистанционного обучения. «Мы заказали такую программу в одном из университетов с мировым именем для своих сотрудников. И остались очень довольны качеством обучения, подачей материала, а также его удивительно понятным для восприятия и в то же время систематическим изложением. И, конечно, профессионализмом преподавателей», — поделился Яков Фаленко, директор ООО «Акси» (оборудование и мототехника, штат — ок. 50 чел.). В зависимости от направления и длительности обучения (в среднем от 6 до 18 мес.) стоимость обучения в ведущих учебных заведениях составляет от $1,5-3 тыс. При этом она предполагает систематическое интерактивное общение с преподавателями, общение в режиме видеоконференций и выполнение контрольных работ (подробнее о плюсах и минусах дистанционного обучения — см. «Дистанционный кладезь мудрости», «ВД» №41, 2010 г.).

Что нужно учесть

  • Прежде чем приступить к планированию программы обучения, следует самым тщательным образом сформулировать задачи и цели обучения. Так, по словам представителей образовательных компаний, формулирование и уточнение запроса заказчика, а также согласование программы может занимать от нескольких недель до месяца.
  • Планировать поездку лучше заранее, ориентировочно за три-четыре месяца. Обычно такой срок необходим для согласования рабочего графика преподавателей.
  • Если обучение предполагает услуги переводчика, это увеличивает его длительность примерно на 30%, а соответственно, и его стоимость.

Выбор претендентов

Впрочем, все усилия по организации обучения за рубежом могут быть сведены к нулю, если окажется, что были выбраны не те люди. «Иногда на обучение за рубеж (особенно это происходит в рамках каких-либо программ, оплаченных международными фондами и ассоциациями) отправляются инициативные сотрудники, с хорошим знанием иностранных языков, а иногда — еще и «презентабельной внешностью». Складывается впечатление, что больше всего руководителей при выборе кандидатов заботит вопрос, «как не упасть лицом в грязь», — рассказывает Юрий Вапненко, бизнес-тренер, коуч.

Однако, по мнению г-на Вапненко, гораздо важнее, чтобы претенденты соответствовали другим критериям: были лояльны компании, могли использовать в работе полученные знания и, самое главное, были готовы транслировать приобретенный опыт. «Мне приходилось видеть ситуации, когда сотрудники проходили обучение за рубежом и, уверившись в своей элитарности, считали своим долгом приступать к поиску работы с лучшими, на их взгляд, карьерными и материальными перспективами», — подтвердил Яков Фаленко.

Впрочем, по словам Елены Дрожжиной, в большинстве случаев в состав участников входят ключевые специалисты, которые несут ответственность за развитие компании и принятие решений. При этом уровень владения иностранным языком у менеджеров не всегда идеален, и поэтому группы обычно сопровождает переводчик-синхронист. Разумеется, это делает поездку несколько более затратной. Однако, несмотря на подобные трудности, большинство руководителей, а также сотрудников, посетивших заграничные курсы и программы повышения квалификации, считают этот опыт очень ценным, а для остальных обучение за рубежом становится отличным способом повышения мотивации.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряженияОсознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения
Гид HBR. Как управлять своей карьеройГид HBR. Как управлять своей карьерой
Шаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из силШаолинь-менеджер. Как работать эффективно, не выбиваясь из сил

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)