БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Рейтинги 11 декабря 2012 г.

Рейтинги МВА программ: иллюзия объективности

Автор: Конрад Чуа (Conrad Chua)
Источник: MBA Strategy

Конрад Чуа (Conrad Chua), председатель приемной комиссии и специалист отдела маркетинга Judge Business School, рассказал в своем блоге о тонкостях формирования рейтингов бизнес школ и своих опасениях, связанных со слепой верой в них абитуриентов.

Конрад Чуа (Conrad Chua)
Конрад Чуа
(Conrad Chua)
Наконец-то я передал все необходимые данные о школе в издания, составляющие рейтинги МВА программ. За последние три года я заметил, с каким упорным постоянством увеличивается количество критериев оценки бизнес школ.

Возьмем, к примеру, рейтинг MBA BusinessWeek. Его составляют раз в два года, учитывая больше ста разнообразных параметров. Ко всему прочему, я ещё должен был ответить на 30 дополнительных вопросов для General School survey.

Большинство данных, которые нужно указать для рейтинга, практически нерелевантны для такой школы, как Cambridge. Например, там существует целая матрица для указания штата происхождения наших студентов и другая матрица, где нужно обозначить штаты, в которых работают наши выпускники. Но для неамериканской школы такие таблицы бессмысленны, ведь у нас всего 20 американцев на весь выпуск. Форма содержит также несколько таблиц о заработной плате. BusinessWeek просит указать самую низкую, среднюю и высокую зарплату наших выпускников, учитывая их должностные обязанности, сферу деятельности и географию трудоустройства. Всего нужно заполнить более 200 ячеек только для заработной платы, а это всего 5 вопросов из 100, которые содержит форма.

Те из вас, кто хоть немного разбираются в статистике, наверняка задали себе вопрос — каким образом можно привести к общему знаменателю настолько разнообразные данные и определить место школы в общем рейтинге. Ответ прост — эта информация не имеет никакого отношения к финальному анализу, поскольку BusinessWeek не использует данные, которые предоставляют школы. 45% рейтинга формируется за счет ответов студентов, 45% — из мнения рекрутеров и 10% приносят публикации, книги и статьи, выпущенные профессорским составом.

Если все эти цифры не имеют никакого значения, зачем тогда их собирать? BusinessWeek нужно окупить затраты на подготовку рейтингов, а сбор информации о школах — это способ создания информационного повода. Результатом анализа станут несколько статей, которые будут привлекать посетителей на сайт издания. Для затравки BusinessWeek уже опубликовал материалы, основанные на информации школ об уровне заработных плат своих выпускников, а также рейтинг школ исходя из процента трудоустроенных студентов в конкретных компаниях. Данные также отображаются в профиле школы в разделе МВА.

На самом деле, я спокойно отношусь к такому подходу. Сегодня, во времена полной интернет-прозрачности, никто не видит проблемы в свободном распространении такого количества информации, кроме, пожалуй, нескольких перегруженных работников школы. Я беспокоюсь лишь о том, что такой мощный поток информации создает иллюзию уверенности в нашем неопределенном и нечетком мире.

Когда эта информация подается параллельно с рейтингами программ МВА, ее не использующих, у обывателя складывается мнение, что последние основаны на фактических данных. Люди не обращают внимания на методологию составления рейтингов и склонны считать их объективными. Нет ничего плохого в том, чтобы с помощью рейтингов ознакомиться с ответами рекрутеров и студентов — в этом они достаточно показательны. Но нужно не забывать поинтересоваться о том, как составлялся данный рейтинг, ведь это сильно влияет на определение ответов.

Здесь заложен и более глубокий вопрос: насколько разумно в принципе определять, что одна школа лучше другой на основе такого ограниченного инструмента, как рейтинг. Джон Кей в своей книге «Ошибка» проводит параллель с фильмом Питера Уира «Общество мертвых поэтов», в котором Робин Уильямс играет учителя, обучающего поэзии на основе произведений доктора Джея Эванса Притчарда. Притчард считал, что красота стихов зависит от их значимости и совершенства формы. В одной из наиболее запоминающихся сцен фильма Уильямс подстрекает своих учеников вырывать страницы из книги Притчарда и оценить, наконец, истинное великолепие литературы.

Кей очень удачно подметил, что неразумно решать, какими свойствами должна обладать хорошая поэзия, точно так же неправильно и задавать вопрос, какое произведение лучше — «При первом прочтении чепменовского Гомера» Китса или «О капитан, мой капитан» Уитмена.

Я не настаиваю на том, чтобы все вдохновились поступком Робина Уильямса и начали вырывать страницы с рейтингами программ МВА. Я призываю вас интересоваться объективными данными об МВА-образовании. Это принесет вам больше пользы, чем мысли о том, почему выпускники одной школы на Восточном побережье имеют средние зарплаты выше, чем выпускники другой школы на Тихоокеанском побережье.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Как писать так, чтобы вам доверялиКак писать так, чтобы вам доверяли
Работа твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым деломРабота твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)