БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Тенденции рынка 30 июля 2018 г.

Революция в образовательном бизнесе. Возвышение менторов

Источник: Серендипити Алексея Крола

Образование развивается стремительно, и то, за что мы привыкли платить деньги — обесценивается, а что ещё недавно представлялось чем-то мелким — грозит трансформироваться в глобальный бизнес.

Революция в образовательном бизнесе. Возвышение менторов Сегодня все, кто хоть как-то владеет словом или каким-то предметом знаний, ринулись в инфобизнес. Рынок образовательных, лекторских услуг (психологи, коучи, бизнес-тренеры, мотивационные спикеры) взорвался буквально за последние несколько лет, и сейчас набирает силу.

Однако, традиционно в образовании есть всего 5 уровней.

1. Передача знаний и проверка — насколько человек запомнил и понял

Формат: лекции и семинары всех типов

Предположим, профессор-звезда читает лекцию, которую можно прослушать и записать. Такой формат очень быстро автоматизируется, стремительно переводится в медиа-контент, и становится легко доступным. И, соответственно, все остальные лекторы, такой же темы, становятся уже не ликвидными. Профессор, учитывая инновации, только перечитывает каждый год лекцию. И всё. Его может смотреть и слушать весь мир. А значит, нет необходимости нанимать другого лектора по этой теме, если можно бесплатно слушать лучшего. Не надо никуда ехать, нести затраты. Монитор — главный поставщик контента.

В определенном смысле для современных университетов, школ это — приговор, потому что нужды в тех, кто читает лекции, просто не будет. И та форма получения знаний, которая устоялась за последние века, просто отомрёт. На данный момент количество базовых отраслей знаний может быть десятки тысяч. Значит, в течение 3-6 лет этот Олимп сформируется. Знания в 95% неизменны. Здесь не может быть бесконечного притока новых открытий, как в музыке или кино. Соответственно, я думаю, что в течение ближайших 4-8 лет выживут только те лекторы, которые останутся в отраслях, где постоянно происходит нечто новое. То есть, где есть возможность в создании нового контента, где возникают какие-то вызовы. Таким образом, рынок лекций начнёт стремительно стагнировать, и всё труднее будет зарабатывать деньги на поставке знаний, потому что ЗНАНИЕ будет везде, много, доступно и бесплатно.

2. Формирование навыков, чтобы качественно и быстро

Формат: тренинг

При нулевой стоимости знаний, будет цениться навык. Потребуется уже не столько предмет, контент, сколько повторения и постоянная корректирующая обратная связь. Здесь есть две составляющие — это: 1) стимуляция возобновлять попытки после неудачи + оценка очередной попытки и 2) инструкции — что изменить.

Это то, чем занимаются тренеры. И пока логистически это сложно масштабируется. А спрос на навыки будет возрастать. Значит тренерство, способность обучать навыкам будет объективно развиваться, поскольку всё большее количество людей будет искать возможность получить и развить НАВЫК, ибо это будет способствовать их конкурентоспособности.

3. Развитие креативности и способности выдвигать идеи, находить решение

Формат: решение кейсов

Когда конкурентоспособность компаний всё больше зависит от инноваций, увеличивается спрос на людей, способных создавать инновации. Это нечто большее, чем получение знаний и развитие навыков. Это развитие креативности, развитие дизайн-мышления, способности решать нетривиальные задачи, связывать много контекстов.

И это не только про способность решать задачи, это про способность развивать связи и общаться с разными людьми, работать в командах. Это то, что развивается в проектном образовании. Значит спрос на профессионалов, обеспечивающих проектное обучение, будет расти.

4. Предпринимательство, способность привлекать людей, ресурсы и воплощать идеи в жизнь, запускать проекты и создавать компании

Формат: проектное обучение

На планете есть много умных, образованных, квалифицированных и креативных людей. Но реальные прорывы обеспечивают предприниматели, которые способны все прекрасные идеи воплотить в жизнь и реально изменить мир. Давайте не врать себе. Ученые и инженеры не меняют мир, они пишут научные статьи, коды или разрабатывают разные решения. Но чтобы весь этот креатив дошел до людей и сделал их жизнь лучше, нужен тот, кто доведёт все эти гениальные идеи до рынка, кто превратит идеи в продукт, кто даст этот продукт людям, кто обеспечит его доставку, обслуживание, удобство. И это не делают ни ученые, ни инженеры, ни дизайнеры, ни писатели — никто. Это делают только предприниматели. И делать это они могут как для себя, так и для корпораций. Поэтому способность быть предпринимателем и есть тот водораздел, который отделяет действительно успешных людей от всех остальных.

Поэтому спрос на предпринимательство как искусство и науку также будет возрастать. При этом предпринимательство — это не про то, как привлечь трафик; это про то, как найти такую идею, которая способна привлечь самых лучших профессионалов; это про то, как привлечь ресурсы, партнеров и деньги; про то, как убедить всех в жизнеспособности проекта.

Как научить человека быть предпринимателем? Это знания, это навыки, это креативность, но это ещё и, в первую очередь, воспитание определенных качеств характера, наличие которых является критичным.

И как же можно воспитывать нужные качества характера? Только выводя человека из зоны комфорта, давая ему задачи, которые ему кажутся невыполнимыми и буквально заставляя его их выполнять.

Предпринимательство не развивается постепенно, оно развивается спазмами, когда мы выпрыгиваем из текущего состояния и делаем что-то, что до этого казалось невозможным для нас.

И знаете что? Этому может научить только предприниматель, который всё это реально проходил. Поэтому будет возрастать спрос на предпринимателей, которые захотели бы учить людей. Таких предпринимателей очень мало. Почему? Потому что они делают БИЗНЕС. Зачем им учить людей? Им некогда. Поэтому это очень редкий случай.

Мой опыт курсов показывает, что научить развитию идеи — небольшая проблема, а вот выходить за пределы собственных страхов — это 99% успеха. Но секрет лежит не в нашей способности думать и писать бумажки, а в способности разговаривать с людьми, вдохновлять своей идеей и привлекать их в качестве союзников. Но и это ещё не всё. Рождение новой личности — вот ключевой процесс, ибо наш успех зависит не от того, что мы знаем и умеем, а от того, как мы действуем.

С помощью лекций, книг, упражнений можно дать знания, научить навыку, повысить креативность, но нельзя научить мужеству, способности брать на себя риск, не трусить во время кризиса, сохранять хладнокровие во время опасности, отстаивать свою позицию. И самое главное — не бросать, как бы трудно не было, не бросать и продолжать двигаться.

Собственно, в этом кризис всей системы современного образования. Она помогает стать Специалистом, но не может помочь стать Предпринимателем (см. книгу «Теория каст и ролей»). Потому что смысл предпринимательства — это риск. А как можно работать с риском? Только активными действиями. Риск — это когда что-то идёт не так, как вам надо. Поэтому надо продолжать искать, бороться, когда всё уже, кажется, поздно, когда нет ни одного рационального аргумента, когда все специалисты говорят вам в один голос: «Ты всё делаешь неправильно, ты — дилетант! Найми нас, профессионалов!». А ты всё равно всё делаешь по-своему… И потом выигрываешь. И все эти профессионалы, которые до этого критиковали тебя, начинают зарабатывать деньги, продавая твой кейс в своих лекциях. Но тебе всё равно, потому что ты уже в другой вселенной.

То, что способно реально помочь превратить людей в предпринимателей, научить их воплощать идеи — будет пользоваться всё большим спросом. Есть единицы талантливых людей, которые способны учиться на своих ошибках очень быстро. Но большинство идут долго и постепенно.

5. Трансформация личности, личностный рост

Формат: ситуативное обучение

Личность трансформируется тогда, когда она преодолевает препятствия, собственные пределы.

Наша личность, в первую очередь, определяется картиной мира, нашими представлениями о том, что мы вообще можем делать, и как.

Наша личность — это то, во что мы верим. Соответственно, если мы верим, что нечто является для нас препятствием, то это только в нашей голове, а значит препятствия объективно не существует. И когда мы не преодолеваем препятствие, то мы остаемся внутри нашей личности.

Для того чтобы личность стала более эффективной, нам надо вылезти за наши представления о препонах, вылезти из насиженного гнезда. И начать выполнять те задачи, которые нам самим представляются невозможными. Потому что только тогда, когда мы выпрыгиваем из собственных штанов, пытаясь достичь цели, которая нам представляется не реалистичной, только тогда происходит и реальный рост. То есть границы нашей личности расширяются.

Но есть проблема. Для большинства людей это трудно, почти невозможно. То есть, это — естественно, когда мы даже не пытаемся делать то, что считаем невозможным. И вот для этой-то цели и должен быть настоящий наставник, настоящий учитель, ментор. Потому что он заставляет нас двигаться в нужном направлении и достигать результата. И тем самым происходит ТРАНСФОРМАЦИЯ, происходит рост. То есть важно то, что мы не растём, потому что даже не делаем шагов в этом направлении. Мы проигрываем битву, не начав её.

Всё, что делает наставник, ментор, — вселяет в нас веру и заставляет делать шаги. И не даёт отступить, бросить. Заставляет совершать попытку за попыткой, искать решение проблем, проявлять креативность, приобретать новые знания, обучать новым навыкам.

То есть ментор заставляет проходить все предыдущие уровни образования, потому что всё образование имеет смысл только в одном единственном случае: если мы способны что-то менять, достигать цели, достигать результата, приносить пользу людям. Если мы не способны делать этого, то сколько бы уровней образования мы не прошли — всё бесполезно.

Выводы и резюме

  1. Рынок лекций, информации, знания — стремительно обесценивается. В данный момент ценность их только в том, что в лекциях и книгах компилируется некоторое обзорное знание. Чем знание проще и доступней, тем оно дешевле. Стабильное знание, которое меняется медленно станет бесплатным. Знания, которые меняются быстро будут ликвидны, но в форме статей, дайджестов — их будут потреблять те, кто на острие.

  2. Рынок реальных тренингов — не в смысле рассказать, а в смысле научить как, воспитать навык — будет расти и разбиваться на два рукава. Всё, что можно перевести в инструкцию и сделать простой скрин-каст — будет стремительно дешеветь. Всё, что требует живой коррекции от мастера — будет дорожать.

  3. Рынок коучинга — как помощь в доведении до конца, достижении результата, будет стремительно расти. Жизнь людей превращается в цепочку проектов, а здесь важно уметь дойти до конца. Всё, что требует живой коррекции от коуча — будет дорожать.

  4. Рынок развития креативности будет расти, но не сверхвысокими темпами, потому что методик и предложений много. И главное, креативность развивается не от методики, а от реальной вовлечённости в проекты. Поэтому рынок проектного образования будет расти. Проектное образование — это три составляющих: обучение навыку, коучинг и фокусные знания.

  5. Рынок трансформации личности от Специалиста к Предпринимателю будет расти, потому что это единственный шанс серьезно что-то поменять в жизни.

Иллюстрация: Gajus / Shutterstock.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Эмоциональный интеллект. Harvard Business Review: 10 лучших статейЭмоциональный интеллект. Harvard Business Review: 10 лучших статей
12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
50 лучших книг в инфографике. Инструменты личной эффективности50 лучших книг в инфографике. Инструменты личной эффективности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)