БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Креативные подходы 26 ноября 2018 г.

От экспедиций до перформанса: как бизнес-школы готовят лидеров

Бизнес-школы готовят руководителей к вызовам изменчивого мира, используя необычные тренинговые форматы.

От экспедиций до перформанса: как бизнес-школы готовят лидеров Современная реальность часто требует от бизнес-лидеров умения находить нестандартные решения, перестраиваться и гибко реагировать на возникающие ситуации. Какие инструменты бизнес-школы предлагают руководителям для сохранения внутренней устойчивости в меняющихся условиях? Как программы EMBA помогают слушателям трансформировать сценарии поведения в конфликтных и кризисных ситуациях? О креативных подходах к обучению — в материале Executive.ru.

Что мешает руководителю работать эффективно?

Неспособность выйти из ежедневной рутины — так считают респонденты исследования лидерства, проведенного London Business School (LBS) в 2017 году. В нем приняли участие 1248 топ-менеджеров из частных и государственных компаний. По мнению большинства опрошенных, руководители преимущественно фокусируются на ежедневных активностях, нежели уделяют внимание персональному развитию. И в этом заключается основной барьер для их личного роста. В пятерку факторов, мешающих раскрытию лидерского потенциала, респонденты также включили отсутствие стратегического мышления, неспособность адаптироваться к изменениям, нехватку эмоционального интеллекта, неумение создавать и вести за собой команду.

Как выйти из замкнутого круга и научиться действовать по-другому? Отвечая на этот вопрос, многие бизнес-школы на программах EMBA проводят модули в тренинговом формате. На примере реальных проектов и ситуаций слушатели могут увидеть свои привычные сценарии поведения и получить импульс к формированию новых навыков.

«Слушатели и работодатели нуждаются в эмпирическом обучении, — отмечает Дэн Леклер (Dan Leclaire), директор по стратегии и инновациям в AACSB International, организации, занимающейся аккредитацией бизнес-школ. — Компании ценят кандидатов, которые могут работать в разных отраслях, регионах и решать комплексные задачи. На прикладных проектах они часто получают этот опыт».

Для бизнес-школ внедрение креативных методик и инновационных форматов в преподавании становится одним из главных вызовов (Global Business School Leaders’ Survey, AMBA). Тема лидерства по-прежнему остается тем экспериментальным полем, где возможна интеграция подходов из совершенно разных сфер.

Преодолевая трудности

Пересечение дикой местности — одна из форм популярных командных тренингов на программах EMBA. University of Exeter Business School (Великобритания) организует экспедицию для слушателей в крупнейшее горное плато Норвегии — Хардангервидда. Участники экспедиции должны пройти маршрут продолжительностью 50 км по непроторенной местности при минусовых температурах. Далеко не все группы справляются с этим вызовом. Но, по мнению директора программы EMBA Стюарта Робинсона (Stuart Robinson), этот опыт более эффективен для развития лидерства, чем классические лекции, хотя и не заменяет их окончательно:

«Если вы изучаете экономику, тогда вам требуется посещать занятия и читать литературу, поскольку эти знания преимущественно теоретические. Но развивать лидерские качества, эмоциональный интеллект и умение принимать решения возможно лишь проживая реальные жизненные ситуации».

По словам одного из слушателей программы EMBA — 52-летнего австралийца, курирующего сбыт в международной компании, — участие в экспедиции усилило его как коммуникатора:

«Каждый день у группы был новый лидер. Мне необходимо было обсуждать маршрут, который я наметил, и получить одобрение от каждого. Я научился лучше артикулировать свои идеи, мотивировать других людей, строить общение на доверии».

Под давлением обстоятельств

За последние десять лет швейцарская бизнес-школа IMD усилила эмпирическую составляющую в своей программе EMBA — с 32% до 47%. С 2015 года IMD проводит антикризисный тренинг для руководителей. Он является обязательным модулем в рамках обучения на программе EMBA для слушателей, которые не имеют проблем со здоровьем. Их погружают в экстремальные условия, в которых они демонстрируют навыки антикризисного поведения. Так, первые тренинги проходили в военном бункере в Альпах с участием вооруженных сил. А в этом году участники управляли вымышленным аэропортом, где надо было принимать решения в условиях нехватки сна и информации.

Декан IMD EMBA Стефан Мишель (Stefan Michel) отмечает, что симуляция готовит участников к лидерству в условиях неопределенности:

«Проходя опыт кризисных ситуаций, слушатели смогут лучше справляться с реальными трудностями, такими, например, как природные катаклизмы. То, как они отреагируют, может определить судьбу компании и их карьеры».

По словам одной из выпускниц программы EMBA, вице-президента по маркетингу и услугам швейцарской энергетической компании, после тренинга она стала чувствовать себя более подготовленной для принятия решений под давлением и поняла, насколько важно делегировать обязанности и устанавливать иерархию в кризисе.

Сингапурская бизнес-школа NUS (National University of Singapore) также предлагает формат обучения через экстрим. Первый раз слушателям EMBA предложили принять участие в ежегодной пешей гонке Gobi Desert Challenge в 2007 году. Но тогда на этот вызов откликнулось только несколько человек. Сегодня около 70% слушателей EMBA в NUS участвуют в экстремальных гонках — выпускники и администраторы программы помогают им основательно подготовиться, рассказывая об основных этапах и опыте предыдущих лет, знакомят их с профессиональными коучами.

Фокус на практике

С 2017 года американская бизнес-школа MIT Sloan School of Management предлагает формат «Labs» — прикладные проекты, в рамках которых слушатели EMBA решают комплексную проблему в организации или разрабатывают собственный стартап. Так, участники одной из проектных лабораторий посетили Пуэрто-Рико, где ураган «Мария» уничтожил магистральную сеть высокого напряжения, вызвав перебои с энергоснабжением. Чтобы решить проблему, они консультировались с комиссией по энергетике Пуэрто-Рико, обсуждали вопросы внедрения микростанций — энергетических источников, которые могут функционировать независимо от главной электросети. Один из участников проекта — 41-летний основатель американской инвестиционной компании — отметил, что благодаря этому опыту он научился быстрее идентифицировать проблемы в собственной организации, напрямую общаясь с акционерами.

Развивать EQ играючи

Далеко не все бизнес-школы прибегают к экстремальным формам обучения. Для развития лидерства некоторые обращаются к искусству перформанса и игровым практикам. Например, слушатели британской Warwick Business School исполняют сцены из пьес Шекспира, а также описывают и проигрывают проблемные ситуации, возникающие на работе. Профессор креативного образования Джонатан Ниландс (Jonothan Neelands) говорит, что этот курс улучшает навыки ораторского мастерства и придает уверенности в себе. Так, участница программы EMBA в литературной форме описала свой конфликт с коллегой. По ее словам, этот опыт научил ее лучше понимать других людей и выражать собственные чувства. В результате это помогло ей наладить взаимоотношения с сотрудниками и повысить уровень вовлеченности коллег в рабочий процесс. В свою очередь, эта проблема возглавляет пятерку вызовов, с которыми сталкиваются современные руководители, по мнению респондентов исследования LBS.

В период обучения на многих программах EMBA у слушателей есть возможность проработать собственные запросы, касающиеся личных или профессиональных целей, с executive-коучами. Одним из инструментов коучинговой работы также является игра, когда слушателям предлагается посмотреть на сценарий рабочей ситуации из разных ролей и проиграть его. Этот подход в частности практикуется на сессиях трансформационного коучинга в бизнес-школе University of Virginia Darden (США). Согласно данным EMBA Council, с 2013 по 2017 годы количество программ EMBA, предлагающих руководителям возможности коучинговой работы, увеличилось с 68% до 82%. В большинстве бизнес-школ — работа с executive-коучами не является обязательной опцией, а осуществляется исходя из потребностей слушателей.

При подготовке обзора использованы публикации ft.com, mbaworld.com, london.edu

Иллюстрация: This Is Me / Shutterstock.com




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времениГиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени
Kind Regards. Деловая переписка на английском языкеKind Regards. Деловая переписка на английском языке
Книга Ленивого Гуру. Поток. Результаты. Без усилийКнига Ленивого Гуру. Поток. Результаты. Без усилий

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)