Четыре шага подготовки финансовых прогнозов

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Питер Этpилл (Peter Atrill)
Источник: "Элитариум"
размещено: 11.10.2010
обращений: 9824

Какие бы цели ни ставило перед собой предприятие, успех маловероятен, если его менеджеры не имеют четкого представления о будущем направлении деятельности. Финансы лежат в основании процесса планирования. Прогнозные финансовые отчеты отражают предполагаемые финансовые результаты следования конкретным программам действий. Имея на руках финансовые результаты конкретных решений, менеджеры могут более оперативно и эффективно распределять ресурсы. Подготовка финансовых прогнозов включает четыре основные стадии.
В данной публикации нами будут рассмотрены характер и назначение прогнозных финансовых отчетов. Мы убедимся, что прогнозные финансовые отчеты (projected financial statements) играют важную роль в разработке будущих планов предприятия и в оценке влияния управленческих решений на эффективность деятельности и положение предприятия. Мы также увидим, как формируются эти отчеты, и обсудим ключевые вопросы, связанные с их подготовкой.

Планирование на будущее

Разработка планов на будущее является для любой компании жизненно важным этапом. Какие бы цели ни ставило перед собой предприятие, успех маловероятен, если его менеджеры не имеют четкого представления о будущем направлении деятельности. Финансы лежат в основании процесса планирования; финансовые ресурсы предприятия ограничены и поэтому должны расходоваться предусмотрительно. Следовательно, важно оценивать финансовые последствия реализации выбранного курса.

Разработка планов на предприятии включает следующие основные элементы.

  • Постановка целей. Начало процесса планирования — это определение основных целей компании; они должны быть определены максимально ясно для того, чтобы компания могла развиваться в выбранном направлении.

  • Определение возможных альтернатив. Для достижения поставленных целей необходимо определить возможные варианты действий (стратегии). Сбор информации на этом этапе может оказаться крайне трудоемким, в особенности если компания рассматривает вопрос о выходе на новые рынки или об инвестициях в новые технологии.

  • Оценка имеющихся альтернатив и выбор лучшей. При оценке должно проводиться исследование каждого варианта с учетом влияния на будущее финансовое положение предприятия; выбирая, необходимо убедиться, что вариант соответствует поставленным целям и для его реализации имеются все необходимые ресурсы. Именно в заключительной части — финансовой оценке различных альтернатив — прогнозные финансовые отчеты играют значительную роль.

Роль прогнозных финансовых отчетов

Прогнозные финансовые отчеты отражают предполагаемые финансовые результаты следования конкретным программам действий. Имея на руках финансовые результаты конкретных решений, менеджеры могут более оперативно и эффективно распределять ресурсы. Обычно прогнозные финансовые отчеты включают:

  • прогнозный отчет о прибылях и убытках;
  • прогнозный баланс;
  • прогнозный отчет о движении денежных средств.

Вместе взятые, эти отчеты отражают картину вероятных будущих результатов.

Если имеется несколько конкурирующих альтернатив, то прогнозные финансовые отчеты можно подготовить для каждого из рассматриваемых вариантов; при сравнении можно оценить будущую рентабельность, ликвидность и финансовое положение предприятия. Даже в случае рассмотрения менеджерами одного из вариантов действий прогнозные финансовые отчеты могут оказаться очень полезными. Например, если предприятие рассматривает стратегию по увеличению доли рынка, менеджерам будет необходимо убедиться в том, что для поддержания запланированного роста продаж имеется достаточно ресурсов. Прогнозные финансовые отчеты также помогут определить финансовые ограничения роста и добиться подходящего баланса между объемом продаж, производственными мощностями и финансовыми ресурсами.

Подготовка финансовых прогнозов включает четыре основные стадии.

Шаг 1. Определение основных исходных данных для процесса прогнозирования. Основные исходные данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

1. Внешние исходные данные

При подготовке прогнозных финансовых отчетов необходимо учитывать возможные изменения в политике правительства и изменения в общей экономической ситуации. В частности, необходимо сделать следующие прогнозы:

  • ставки корпоративного налога (налога на прибыль);
  • процентные ставки по кредитам;
  • темп инфляции;
  • ожидаемые изменения в технологии.

Кроме глобального анализа внешней среды необходимо тщательно изучить специфическую конкурентную среду бизнеса. Это исследование может включать в себя следующие аспекты:

  • масштабы рынка и перспективы роста;
  • уровень конкуренции в отрасли;
  • рыночная власть поставщиков и клиентов;
  • угроза замещения со стороны товаров или услуг-субститутов;
  • относительная мощь профсоюзов, общественных групп и т. д.

Предприятия существуют не в вакууме, поэтому необходимо также учитывать тенденции рынка и вероятное поведение других игроков.

Когда завершен анализ внешних факторов, менеджеры предприятия должны подготовить набор базовых предположений (допущений), касающихся темпа инфляции, тенденций рынка и т. д., которые лягут в основу подготовки прогнозных финансовых отчетов. Это может позволить избежать риска разнородности предположений о внешних факторах, составленных разными менеджерами.

2. Внутренние исходные данные

Внутренние процедуры и политика компании будут оказывать серьезное влияние на прогнозные отчеты. Они могут включать следующие моменты:

  • политика капиталовложений;
  • политика привлечения стороннего финансирования;
  • учетная политика (например, нормы амортизации и методы учета);
  • политика выплаты дивидендов.

Кроме вышесказанного текущие финансовые прогнозы могут представлять информацию, имеющую отношение к:

  • существующему уровню рентабельности;
  • структуре себестоимости;
  • величине и структуре активов;
  • структуре источников финансирования.

Эта информация будет полезной при прогнозировании рентабельности, а также при прогнозировании изменений существующих схем финансирования и активов предприятия.

Шаг 2. Прогноз объема продаж за период. После того как собраны исходные данные, можно начинать прогнозирование отдельных элементов, из которых формируются будущие финансовые отчеты. Как правило, стартовым этапом является прогноз объема продаж. Продажи рассматриваются в финансовых прогнозах как ключевой элемент, поскольку уровень продаж обычно определяет уровень операционной деятельности предприятия в течение периода. Это означает, что уровень продаж оказывает влияние на другие элементы финансовых прогнозов, такие как материалы, оборотный капитал и основные средства.

В разработке прогнозов продаж не существует каких-либо общепринятых методов; на практике используется ряд различных подходов. Один из них заключается в обобщении прогнозов, выполняемых отделами продаж или региональными менеджерами по продажам. Это подход «снизу вверх», при котором отдельные эксперты при составлении конкретного прогноза пытаются учесть различные аспекты рынка, вероятные изменения уровня инфляции и т. д.

Другой подход к разработке прогнозов продаж заключается в применении техники статистического анализа, или (для крупных корпораций) эконометрических моделей. Еще один подход заключается в использовании технологий исследования рынка; он может оказаться особенно полезным, если рассматривается запуск в серию новой продукции или услуг.

Не существует строго определенных правил выбора наиболее подходящего метода составления прогноза продаж; каждая компания должна оценивать выгоду различных подходов с точки зрения их надежности, а затем сопоставлять эту выгоду с соответствующими затратами.

Шаг 3. Прогнозирование остальных элементов финансовых отчетов. После того как получен прогноз объема продаж, можно составлять прогноз остальных элементов финансовых отчетов. Этот процесс может включать анализ каждой статьи будущего финансового отчета и определение наиболее вероятной динамики в будущем.

1. Прогнозирование затрат

Уровень продаж будет влиять на многие другие статьи финансовых прогнозов; однако не все затраты изменяются вместе с изменением уровня продаж. Хотя некоторые затраты варьируются в прямой зависимости от уровня продаж, на другие элементы затрат изменение уровня продаж в течение периода не оказывает влияния. Некоторые затраты несут в себе элементы как переменных, так и постоянных затрат, и поэтому могут частично изменяться с изменением объемов продаж. Они называются полупеременными (или полупостоянными) затратами (semi-variable или semi-fixed costs). Поскольку общие затраты предприятия включают как переменную, так и постоянную составляющие, они будут изменяться в прямой, но не пропорциональной зависимости от уровня деятельности.

2. Прогнозирование статей баланса

Уровень продаж также будет влиять на определенные статьи баланса предприятия, ряд которых, вероятно, будет увеличиваться «спонтанно» вместе с изменением уровня продаж.

Подход, который можно использовать при прогнозировании определенных статей баланса, — это метод процента от выручки (per-cent-of-sales method). Как подсказывает название, этот метод позволяет определять значение тех статей, которые связаны с уровнем продаж, в процентном отношении к уровню выручки от продаж за период. Чтобы применить этот метод, необходимо проанализировать отчетность за предыдущий период, чтобы увидеть, какие статьи баланса изменяются пропорционально уровню выручки от реализации. Например, можно обнаружить, что уровни запасов составляли около 30% от объема реализации за предыдущие периоды. Таким образом, если уровень продаж за прогнозируемый период составит, предположим, $10 млн., то уровень запасов прогнозируется на уровне $3 млн . (т. е. 30% х 10 млн.) Такой же подход будет использоваться при прогнозе других активов и обязательств, которые изменяются вместе с уровнем реализации.

Преимущество данного подхода в том, что задача подготовки прогнозных финансовых отчетов становится более управляемой. Однако проблема, связанная с применением метода процента от объема реализации, заключается в том, что он трактует отношения между конкретными статьями баланса и объемом продаж как фиксированные, постоянные. Эти отношения с течением времени могут стать иными вследствие изменения стратегического направления (например, запуска абсолютно новой продукции) или вследствие изменений в кредитной политике (например, либерализации кредитных условий для клиентов). Таким образом, для некоторых компаний предпочтительнее прогнозировать данные баланса постатейно.

3. Прогноз движения денежных средств

После составления прогноза по объему реализации, затратам и изменениям активов и обязательств у нас имеется вся информация, необходимая для составления прогноза движения денежных средств за период. Определение денежных средств, поступающих от клиентов, платежей поставщикам и влияние изменений активов и обязательств на поток денежных средств — относительно простой вопрос.

Шаг 4. Подготовка прогнозных финансовых отчетов. После составления прогнозов для различных составляющих финансовых отчетов переходим к заключительной стадии — включению всех этих элементов в прогнозные финансовые отчеты. Несмотря на то, что составление подобных отчетов призвано помочь менеджерам решить, является ли предложенный курс действий финансово жизнеспособным, в конечном итоге решение — это вопрос суждений. К сожалению, прогнозирование финансовых отчетов не сопровождается ясными и однозначными правилами принятия решений, показывающими, что является, а что не является жизнеспособным.

Прогнозные финансовые отчеты после подготовки должны быть тщательно изучены менеджерами. Существует опасность, что цифры, содержащиеся в отчетах, были поспешно приняты людьми с недостаточными знаниями в области финансов. Менеджеры должны поставить перед собой следующие вопросы:

  • насколько надежны выполненные прогнозы?
  • какие предположения, лежащие в основе этих прогнозов, были сделаны и являются ли они обоснованными?
  • включены ли в прогнозы все соответствующие (релевантные) статьи?

Использовать прогнозные отчеты для принятия решений можно только после того, как на поставленные вопросы будут даны ясные ответы.

Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.

Об авторе:

    Питер Этpилл (Peter Atrill), профессор бизнес-школы Kellogg.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Родео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондовРодео на Wall Street. Как трейдеры-ковбои устроили крупнейший в истории крах хедж-фондов
Путь. Как ускорить продвижение к финансовой свободеПуть. Как ускорить продвижение к финансовой свободе
Почему богатые становятся богачеПочему богатые становятся богаче



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)