Модель оптимизации ИТ-инфраструктуры — инструмент для создания эффективного бизнеса

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Игорь Шаститко, журнал "Корпоративные системы" (№1, 2008)
размещено: 21.01.2009
обращений: 33262

Для эффективной работы, конкурентоспособности, развития крупного современного предприятия важны не только правильно построенные бизнес-процессы, стратегия развития предприятия, но и способная удовлетворять их потребности ИТ-инфраструктура. Цель статьи — помочь руководителям ИТ-служб увидеть возможное применение методики зрелости ИТ-инфраструктуры.
В последний год много говорилось о том, что существуют различные методики и модели зрелости или оптимизации ИТ-инфраструктуры, предлагаемые известными исследовательскими и консалтинговыми организациями в области ИТ, а также непосредственно производителями программного обеспечения. Среди таких методик можно назвать Infrastructure Maturity Model (Gartner Group), Architecture Maturity Model (MTI), Infrastructure Optimization Model (Microsoft) и ряд других. Все эти модели предлагают методики, по которым можно оценить текущее состояние ИТ в организации: насколько имеющиеся ИТ-средства и процессы эффективны «сами по себе» (с точки зрения ИТ) и для реализации бизнес-процессов, насколько безопасна имеющаяся ИТ-инфраструктура, какова стоимость ИТ для организации в терминах общей стоимости владения (TCO) и каков возврат инвестиций, вложенных в ИТ-инфраструктуру, для бизнеса (ROI).

Кроме таких оценок, некоторые модели позволяют получить ответ на вопрос «что делать, если текущее положение дел не устраивает» и получить «дорожную карту» возможных проектов, целью которых будет улучшение всей картины ИТ.

И уж совсем немногие из моделей предлагают методику, которая позволяет выбрать полный пакет связанных между собой технологии и процессов по принципу «one-stop-shop», при помощи которых можно реализовать все запланированные изменения.

Цель данной статьи — помочь руководителям ИТ-служб предприятия (ИТ-директорам) увидеть возможное применение методики зрелости ИТ-инфраструктуры на своих предприятиях. Поскольку статья имеет практическую направленность (чтобы после ее прочтения каждый смог проанализировать текущее состояние ИТ на своем предприятии, не вдаваясь перед этим в прочтение длиннющих «манускриптов»), она будет базироваться на интерпретации только одной модели — Microsoft Infrastructure Optimization Model.

Во-первых, данная модель содержит в себе не только четкие оценочные метрики зрелости, привязанные к технологиям и процессам, но и конкретные рекомендации по использованию ИТ для повышения уровня зрелости, а во-вторых — для данной модели доступны утилиты в режиме online, которыми можно воспользоваться для получения информации о текущем уровне ИТ-зрелости предприятия и рекомендаций по шагам и выбору технологий для его повышения.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ IOM

Infrastructure Optimization Model (далее IOM) разработана корпорацией Microsoft на основе уже существовавших моделей от Gartner Group и MTI и направлена, в целом, на оптимизацию технической составляющей ИТ-инфраструктуры, базирующейся на продуктах и решениях Microsoft.

IOM описывает ИТ-инфраструктуру с разными наборами сервисов, административных процедур и процессов, наличие и уровень развития которых существенно влияет на общую стоимость владения конечным рабочим местом, на уровень безопасности (как отдельных компонентов ИТ, так и всей ИТ-инфраструктуры), на производительность работы пользователей при выполнении ими бизнес-процессов, работы с данными или совместной работы, на готовность ИТ реагировать на растущие требования бизнеса. Структура модели показана во врезах «Уровни зрелости IOM» и «Подмножества IOM».

УРОВНИ ЗРЕЛОСТИ IOM

Набор сервисов в модели называется уровнем зрелости. Всего в модели IOM определены четыре уровня зрелости.

Базовый, который характеризуется тем, что среди операций по обслуживанию ИТ-инфраструктуры присутствует большой процент ручных операций, стоимость владения такой инфраструктурой высока, а ее готовность решать бизнес-задачи не определена, поскольку каждая новая операция требует значительных, заранее не прогнозируемых, затрат ресурсов и времени ИТ-персонала. Фактически, состояние ИТ-инфраструктуры и процессов в ней можно охарактеризовать как реактивное с точки зрения реакции на проблемы и задачи, т.е. проблемы не предупреждаются, а разрешаются по мере появления. При этом управление ИТ и разрешение таких проблем случайно, т.е. каждый раз затрачиваются большие усилия со стороны ИТ для устранения проблем или решения задачи, сотрудники ИТ службы не имеют четких должностных обязанностей, а также нет инструментария для решения задач и накопления опыта.

Стандартный, при котором организация использует эталонные сервисы и политики для автоматизации базовых процессов управления ИТ-инфраструктуры. Этот уровень характеризуется умеренной стоимостью владения (благодаря внедрению средств автоматизации), возможностями быстрого развертывания базовых ИТ сервисов и рабочих мест, но по-прежнему не позволяет эффективно реагировать на требования бизнеса. На этом уровне состояние и процессы в ИТ можно охарактеризовать как пассивные с точки зрения разрешения проблем, но стабильные с точки зрения управления и разрешения проблем, поскольку в инфраструктуре частично присутствуют средства автоматизации, а для сотрудников ИТ определены некоторые роли, позволяющие однократно решать однотипные задачи и проблемы.

Рациональный, где используются все, предлагаемые современными продуктами Microsoft, средства автоматизации и управления, что приводит к 50% снижению стоимости владения рабочими местами и серверами по сравнению с Базовым уровнем. При этом готовность реагировать на требования бизнеса достаточно высока, и включает в себя возможности по профилированию предлагаемых инфраструктурой сервисов в зависимости от роли и задач того или иного пользователя в организации, а также средства организации непрерывного доступа к бизнес-данным вне зависимости от местоположения и типа устройств пользователя. Состояние ИТ-инфраструктуры на этом уровне характеризуется как проактивное и подотчетное. Проактивное — с точки зрения решения проблем и задач, поскольку используемые средства и процессы, а также наличие в инфраструктуре развитых сервисов различного назначения, позволяют обнаруживать и локализовать проблему в ИТ-инфраструктуре еще до того, как ее последствия стали влиять на бизнес-процессы организации.Подотчетное — с точки зрения управления, поскольку кроме четко определенных ролей как ИТ-специалистов, так и других сотрудников организации, присутствуют средства накопления знаний о задачах и проблемах, а также средства анализа этих знаний на основе всей накопленной об инфраструктуре информации — инвентаризации оборудования и ПО, показателях производительности, сценариях использования ПК и ПО пользователями, моделях взаимодействия различных средств инфраструктуры в рамках технологических и бизнес-процессов, ошибках и т. п. Динамический, самый высокий уровень зрелости, на котором ИТ-инфраструктура интегрируется с бизнес-приложениями и предоставляет им все запрашиваемые сервисы, как, например, сервис единой аутентификации пользователя с использованием общей службы каталогов, что значительно снижает затраты на создание и управление различными учетными записями пользователей в разных бизнес-приложениях. Состояние ИТ-инфраструктуры на этом уровне характеризуется как проактивное, с управлением на основе комплексного обслуживания и политик, которые определяются бизнес-требованиями организации.

ПОДМНОЖЕСТВА IOM

Кроме определения уровней зрелости, для простоты понимания и представления модели в IOM определены отдельные подмнождества, представляющие собой разные слои ИТ-инфраструктуры.

СогеIO (процессы оптимизации базовой инфраструктуры) описывает уровни зрелости и соответствующие им сервисы той части инфраструктуры, которая отвечает за аутентификацию пользователей и доступ, управление рабочими станциями и их жизненным циклом, защиту от сбоев и прочие службы, которые отвечают непосредственно за работу рабочих мест, серверов (независимо от их роли), безопасность и сетевые коммуникации, а также за процессы управления.

Все эти сервисы сгруппированы в технологические направления: «Управление идентификацией и правами доступа», «Управление жизненным циклом рабочих мест, серверов и устройств», «Безопасность, сети и мониторинг», «Защита от сбоев», «Организация процессов управления ИТ».

Без создания надежной, управляемой базовой инфраструктуры рационального уровня зрелости невозможно развитие других слоев (подмножеств) ИТ-инфраструктуры — прикладных платформ и продуктивности — поскольку их сервисы напрямую или косвенно опираются на возможности, предоставляемые сервисами базовой инфраструктуры. Так, например, создание надежных хранилищ данных на прикладном уровне невозможно без сервисов аутентификации и управления правами базового уровня, без средств проактивного мониторинга и резервного копирования. Таким образом, выбор ключевых технологий (заложенных именно в базовой инфраструктуре) будет «краеугольным камнем» в построении всех систем управления бизнеса и этот выбор следует делать тщательно и следуя ключевым рекомендациям модели зрелости.

Application Platform IO (инфраструктуры прикладной платформы) описывает уровни зрелости и соответствующие им сервисы той части инфраструктуры, которая отвечает непосредственно за серверы приложений (Line-of-Business Applications, LOB) и процессы разработки подобных решений в компании.

В задачи данной оптимизации входит описание процессов и технологий, позволяющих:

  • структурировать хранение данных в организации и их обработку для задач бизнеса (бизнес-аналитика в общем представлении);
  • управлять серверами приложений;
  • интегрировать корпоративные системы с целью обеспечения автоматизации и непрерывности бизнес-процессов.

Для тех организаций, которые самостоятельно или в аутсорсинге разрабатывают необходимые сложные бизнес-приложения, APIO содержит рекомендации по структурированию процессов разработки и учета потребностей пользователей для взаимодействия с серверами приложений.

APIO имеет следующие технологические направления оптимизации: «Разработка», «Сервис-ориентированная архитектура и автоматизация бизнес-процессов», «Управление данными», «Бизнес-анализ», «Интерфейс для пользователя».

Как упоминалось выше, платформой для построения APIO является CoreIO, где уже должны присутствовать, например, единые для организации сервисы аутентификации и ролевой модели (используемые теми же службами управления данных для разграничения доступа) или сервисы проактивного мониторинга для реализации так называемой «модели здоровья», где описываются все взаимосвязи и зависимости приложений, для внедряемых прикладных комплексов LOB. Следовательно, процесс оптимизации прикладной инфраструктуры невозможен без оптимизации базовой инфраструктуры вообще, и конкретного уровня зрелости базовой инфраструктуры в частности.

Как показывает опыт, эффективное (с точки зрения безопасности, производительности, надежности и стоимости владения) построение прикладных комплексов возможно только тогда, когда уровень зрелости базовой инфраструктуры соответствует рациональному или динамическому уровням.

Business Productivity IO (инфраструктуры продуктивности бизнеса) описывает уровни зрелости и соответствующие им сервисы той части инфраструктуры, которая отвечает за автоматизацию пользовательских бизнес-процессов и способствует повышению производительности персональной и совместной работы сотрудников организации.

Для повышения производительности работы модель IOM рекомендует развитие сервисов совместной работы сотрудников с общей информацией — переход от работы с отдельными файлами, хранящимися в общих файловых папках, к построению сервисов распределенных портальных решений, позволяющих управлять процессами хранения, версионности, совместной работы, утверждения и движения документов различных типов и назначения. Также в задачи подобных сервисов входит обеспечение сбора и информирования об обновлениях и визуализации в требуемом виде различной структурированной иерархической информации в организации — форм, списков, новостей и уведомлений, календарей, задач, проектов — на всех организационных и функциональных уровнях (от небольшой группы вовлеченных в общий проект сотрудников, уровня отдела и департамента, до представления на уровне организации в целом).

В настоящий момент перед современными информационными системами стоит задача унификации средств взаимодействия сотрудников по различным вопросам и задачам (как друг с другом, так и с внешними клиентами, партнерами, организациями). Сейчас в большинстве организаций такая унификация отсутствует. Например, специалист по продажам чаще всего работает со своими клиентами посредством электронной почты, телефонии, факса. При этом результаты каждого из способов общения не агрегируются в единый блок информации, что не позволяет быстро и эффективно обмениваться единой информацией с клиентом, независимо от «канала общения».

В задачи оптимизации продуктивности входит развитие таких сервисов инфраструктуры, которые бы позволили каждому сотруднику «бесшовно» оперировать одной и той же информацией через различные службы взаимодействия, при этом автоматически или по требованию пользователя переключаемые на более удобный механизм с помощью единого интерфейса. Такие сервисы включаются в знакомые пользователю приложения, например в Microsoft Word, обеспечивают интеграцию одних приложений с другими (почта, календарь, факс, VoIP-телефония, видеоконференции, совместная работа), что позволяет пользователю быстро согласовывать с коллегами и отправлять документ, независимо от типов коммуникаций, которые могут потребоваться для работы над документом.

Еще одним важным направлением повышения производительности работы в организации являются сервисы, позволяющие быстро анализировать и своевременно реагировать на изменения, происходящие как на рынках, где организация работает, так и внутри самой организации — с бюджетом, активами, производством, бизнес-процессами. Такие современные сервисы бизнес-анализа, позволяющие проводить анализ всех сфер деятельности организации и управлять производительностью отдельных сотрудников и организации в целом, интегрированные со службами визуализации информации и унифицированного обмена, позволяют построить эффективную конкурентоспособную организацию.

Таким образом, BPIO имеет следующие технологические направления оптимизации: «Службы совместной работы», «Управление информационными данными предприятия», «Бизнес-анализ».

Для построения оптимизированной инфраструктуры сервисов продуктивности бизнеса рационального или динамического уровня зрелости требуется как реализация соответствующего уровня CoreIO, так и, частично, некоторых направлений из Application Platform IO. Это связано с тем, что части сервисов BPIO (в частности — сервисам бизнес-анализа и управления документами) будут требоваться такие сервисы APIO, как надежные и управляемые хранилища с уже собранными и очищенными для анализа данными, и системы автоматизации бизнес-процессов и интеграции LOB-приложений на уровне данных и процессов.

ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ

Cамым интересным результатом оптимизации инфраструктуры продуктивности бизнеса становится «видимость» эффективности ИТ-подразделения со стороны структур управления бизнесом.

Руководитель ИТ может долго и интересно «рассказывать» бизнес-руководству о том, какие преимущества сулит оптимизация базовой инфраструктуры с точки зрения снижения ТСО отдельного ПК и оптимизации расходов, но в ситуации, когда ИТ-бюджет составляет 2-5% от бюджета предприятия, даже 50% снижение затрат «не вдохновит» бизнес-руководство на «революцию в ИТ», которая им даже не будет заметна. Это ни в коем случае не значит, что не следует заниматься процессами СогеIO или APIO, просто следует учитывать особенности управления в конкретной организации.

Если СогеIO будет «продаваться» своему бизнес-руководству, как необходимая и неотъемлемая часть проекта по повышению производительности работы бизнес-процессов в организации — такое предложение намного ближе руководству, поскольку результаты такого проекта отображаются непосредственно на бизнес-результатах организации.

Как показывает опыт работы с крупными компаниями, именно у бизнес-руководства возникает заинтересованность в новых сервисах для работы сотрудников, поскольку даже занимая высокие посты, те или иные сотрудники начинают испытывать прессинг от возникающего из-за неуправляемости бизнес-процессов информационного хаоса. Здесь особо можно выделить низкую эффективность и сложность совместной работы над документами, большое количество неструктурированной и неклассифицированной информации (часто — нецентрализованной и распределенной по рабочим местам разных сотрудников), отсутствие средств точного поиска информации, использование неверных или неточных данных для принятия решений, слабое взаимодействие между подразделениями или распределенными филиалами и многое другое.

Следовательно, если руководитель ИТ-подразделения видит необходимость в оптимизации базовой инфраструктуры или инфраструктуры прикладной платформы, но при этом не получает должной поддержки со стороны бизнес-руководства — именно проект в области оптимизации продуктивности бизнеса (с его акцентом на получение бизнес-результатов) может стать движителем остальных процессов оптимизации.

Идеологически можно начать с эффективности работы конечного пользователя (как конечной цели), технологически же — сначала подведя под такую цель надежный фундамент, реализовав эффективную, управляемую, безопасную, надежную базовую инфраструктуру и инфраструктуру прикладных программ.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ

Что практического дает модель оптимизации инфраструктуры для организации? Как претворить красивые слова в реальное снижение ТСО или повышение производительности работы?

Microsoft в настоящий момент обладает наиболее полным на рынке портфелем продуктов и технологий, позволяющих полностью реализовать требования теоретических моделей на уровне как технологических сервисов, так и управления процессами. Следовательно, ознакомившись с подробным описанием модели оптимизации инфраструктуры, конечный пользователь получает полный перечень тех продуктов, которые Microsoft рекомендует для реализации каждого технологического направления.

Ознакомиться с моделью, получить расширенное описание того, какие сервисы и процессы должны быть реализованы на каждом уровне зрелости каждого направления, а также сопоставление требуемых сервисов с продуктами Microsoft (или отдельными функциями этих продуктов), можно в открытом доступе (www.microsoft.com/io), где представлена англоязычная редакция описания IOM. Также есть редакция на украинском языке (www.microsoft.com/Ukraine/business/io). Знакомство с этими материалами позволит более точно понимать методику и терминологию модели оптимизации инфраструктуры с одной стороны, а с другой — увидеть полную картину места и особенности взаимодействия технологий Microsoft в ИТ-инфраструктуре предприятия. Кроме того, для компаний, работающих в сфере оказания ИТ-услуг и занимающихся консультациями по построению или непосредственным развертыванием инфраструктурных решений, существует портал (www.microsoftio.com), содержащий различные материалы по конечной технической реализации того или иного сервиса в рамках инфраструктуры.

Для анализа уровня зрелости организации есть соответствующий инструментарий, и одним из самых простых инструментов можно воспользоваться на сайте «Майкрософт Украина». Это анкета, содержащая вопросы (около 70) по всем сервисам всех технологических направлений оптимизации базовой инфраструктуры. Точно ответив на все вопросы, можно получить статус текущего уровня зрелости инфраструктуры организации и общие рекомендации по переводу инфраструктуры на более высокий уровень зрелости. Следует отметить, что этот инструмент сравнительно прост и общие вопросы модели могут не учитывать реальных особенностей организации (например, отсутствия потребности в филиальных структурах, и собственно, сервисов инфраструктуры, которые поддерживают их). Кроме того, все предложения по переходу на следующий уровень являются «плоскими», т. е. не учитывают приоритетных потребностей развития ИТ-инфраструктуры в конкретной ситуации.

Что делать в такой ситуации? Есть несколько рекомендаций, и первая, наиболее действенная, — обратитесь к профессионалам. Если вы планируете развивать инфраструктуру на технологиях Microsoft и по модели оптимизации Microsoft, то кто может предложить консультации лучше самой Microsoft или ее партнеров. В результате презентации по модели, длительного процесса «полного анкетирования» и нескольких итераций уточнений вы получите от специалистов «дорожную карту», в которой будет отображена вся цепочка требуемых для достижения целей связанных между собой проектов по реализации сервисов для оптимизированной инфраструктуры организации. Поскольку такая «карта» будет содержать проекты, учитывающие конкретные приоритеты и особенности бизнеса, то останется только решить вопрос: кто именно будет делать предложенные проекты, и в какие сроки.

В заключение хотелось бы сказать, что в современном мире важно не то, какую модель или технологии, предлагаемые на рынке, вы выберете для построения своей ИТ-инфраструктуры. Важно то, что, используя четкую модель, вы создаете ИТ-инфраструктуру на платформе проверенного и отработанного решения, получая надежный и прозрачный механизм для реализации бизнес-задач вашей организации. Благодаря применению комплексного подхода ко всем аспектам ИТ, организация получает не «лоскутное одеяло» из плохо связанных технологий разного уровня, а систему, являющуюся бизнес-активом организации и способную влиять на бизнес-результат так же, как и бизнес- и управленческие профессионалы, финансовые и материальные активы, технологии производства.

Об авторе:

    Игорь Шаститко, эксперт отдела стратегических технологий "Майкрософт Украина".


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступнымE-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным
Основы Big Data: концепции, алгоритмы и технологииОсновы Big Data: концепции, алгоритмы и технологии
Как тестируют в GoogleКак тестируют в Google



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)