Как искусственный интеллект оптимизирует работу ИТ-подразделений

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Сергей Орлов
Источник: CNews
размещено: 12.12.2019
обращений: 5743

В век облаков, гибридных инфраструктур, цифровой трансформации и быстро меняющихся технологических ландшафтов ИТ-подразделениям все труднее эффективно поддерживать бизнес-процессы. Помочь им может внедрение средств AIOps (Artificial Intelligence for IT Operations, «искусственного интеллекта для ИТ-операций»), использующих искусственный интеллект и машинное обучение для управления инфраструктурой и приложениями.
Как искусственный интеллект оптимизирует работу ИТ-подразделений Рост сложности корпоративных систем ставит перед ИТ-специалистами все более тяжелые задачи, которые все труднее решать «вручную». Надежды на решение вопросов, связанных с ИТ-операциями (Gartner определяет ИТ-операции как «управление персоналом и процессами, связанными с ИТ-услугами, для предоставления правильного набора сервисов с должным качеством и конкурентной стоимостью»), как сейчас принято, возлагаются на средства искусственного интеллекта и машинного обучения, объединенные термином AIOps, введенным в оборот около трех лет назад аналитиками все той же Gartner.

Artificial Intelligence for IT Operations — это комбинация аналитики больших данных, технологий машинного обучения и средств визуализации. Она используется средствами мониторинга и управления для диагностики ИТ-систем, инициации проактивных действий по устранению еще не возникших проблем, анализа событий, выявления причин отказов и сбоев, распознавания внешних угроз и выдачи рекомендации по борьбе с ними. Их работа помогает избежать длительных перебоев в работе систем и свести к минимуму последствия сбоев. В Gartner предлагают включить этот подход в стратегию организации на следующие два-пять лет. Внедрять искусственный интеллект в ИТ аналитики рекомендуют поэтапно, начиная с анализа оперативных данных и их визуализации.

Популярность платформ AIOps быстро растет. По оценке MarketsandMarkets, объем мирового рынка платформ AIOps вырастет с $2,55 млрд в 2018 г. до $11,02 млрд к 2023-му (среднегодовой рост — 34%). На нем соперничают как отраслевые гиганты, так и нишевые специализированные компании — места пока хватает всем. Однако процессы слияния и поглощения уже начались и до 2023 г. доживут не все — по крайней мере в качестве независимых компаний.

По прогнозу Gartner, к 2022 г. решения AIOps внедрят 40% крупных предприятий. Затормозить процесс может (и уже тормозит) традиционная в ИТ-отрасли проблема — нехватка кадров.

Рынок AIOps становится все более насыщенным и конкурентным

Рынок AIOps становится все более насыщенным и конкурентным
Источник: Gartner, 2019

AIOps на практике

Сегодня платформы AIOps применяются для оповещения администраторов об отклонениях ИТ-систем от «нормального поведения», сортировки и фильтрации событий различных журналов и логов, для повышения эффективности и снижения затрат.

Интеллектуальное оповещение о событиях с использованием машинного обучения и ИИ помогает быстрее выявлять повторяющиеся проблемы, прогнозировать их воздействие на сервисы и принимать упреждающие меры.

Составляющие AIOps

Составляющие AIOps
Источник: Virtual Instruments, 2019

Еще одна полезная возможность — анализ вероятных причин сбоев с помощью корреляции причинно-следственных связей для оперативного выявления источника проблемы и значительного сокращения времени восстановления. Возможности машинного обучения и анализа данных используют также для автоматизации задач восстановления систем.

12 шагов для успешного внедрения искусственного интеллекта в ИТ-операциях

12 шагов для успешного внедрения искусственного интеллекта в ИТ-операциях
Источник: Gartner, 2018

Не вытеснят ли платформы AIOps традиционные инструменты мониторинга? Согласно прогнозам Gartner, хотя оба направления в ближайшие годы будут сосуществовать, платформы AIOps будут играть все более важную роль.

Как собирать данные

Для повышения эффективности ИТ-операций необходим сбор большего количества данных о состоянии аппаратных и программных сред и их анализ в соответствующих системах. Сейчас события, метрики, журналы, данные систем мониторинга, данные телеметрии и т. д. собираются и анализируются «в ручном режиме», средства ИИ существенно повысят эффективность этого процесса.

Компоненты ИТ-инфраструктуры применяют разные интерфейсные механизмы и протоколы (Modbus, I2C, PWM, PECI, APML и т. д.). Локальный контроллер управления может собирать данные телеметрии с использованием протоколов, специфичных для устройств и компонентов, а затем передавать их в стандартизированных форматах удаленным клиентам телеметрии и аналитическим приложениям.

Стандартизированная телеметрическая информация об инфраструктуре ИТ позволит аналитическим приложениям оптимизировать работу систем управления и шире использовать средства автоматизации, например при прогнозирование сбоев или обнаружении вторжений.

Экономия на охлаждении

По мнению аналитиков Gartner, использование средств искусственного интеллекта в дата-центрах просто необходимо — по оценкам компании к 2020 г. более 30% ЦОД, в которых не используются средства AIOps, станут экономически и технически нецелесообразными. Сейчас, как полагают аналитики компании, такие решения используются в 5% ЦОД, но уже к 2022 г. этот показатель вырастет до 40%.

Причина этого понятна: центры обработки данных, в их облачном и корпоративном «видах», — основа современной ИТ-инфраструктуры. Обслуживание дата-центра, «предсказание» возможных проблем с аппаратными и программными средствами с целью их проактивного решения, отражение атак злоумышленников требуют анализа огромного количества данных, и искусственный интеллект эффективно помогает справляться с этими задачами. В частности, AIOps можно использовать для управления системами охлаждения. Это даст большой выигрыш в потреблении энергии. Google удалось за счет использования разработок в области ИИ, приобретенных ею, на 40% снизить энергопотребление систем охлаждения своих дата-центров.

Иллюстрация: Market Report Gazette



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Верховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мирВерховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мир
Искусственный интеллект на службе бизнесаИскусственный интеллект на службе бизнеса
Блокчейн. Схема новой экономикиБлокчейн. Схема новой экономики



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)