ИНСАЙТЫ | Рекрутинг 6 июля 2010 г.

Назад в будущее

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№26, 2010)

Рынок рекрутинговых услуг стал лакмусовой бумагой, демонстрирующей как на самом деле обстоят дела на отечественном рынке труда. К сожалению, розовых оттенков там пока немного.

Олег Кривознюк, директор «СМА» (услуги call-центра, штат — 35 чел.) охарактеризовал услуги по поиску и подбору персонала следующим образом: «То, без чего можно обойтись, и то, что нам понадобится в последнюю очередь». И хотя предприниматели в большинстве своем уже перестали воспринимать такие услуги как «излишество», снижение потребности в персонале и желание сэкономить позволяют значительно меньше обращаться за помощью к внешним рекрутерам. «Большинство мелких и средних компаний стремятся своими силами закрывать те немногие вакансии, которые у них есть, — сообщил Сергей Дмитренко, HR-консультант рекрутингового агентства Best Service (штат — 9 чел.).

Впрочем, сами рекрутеры настроены почти оптимистично. «Есть ряд компаний, которые, пережив 2009 год с наименьшими потерями, уже в 2010 году заложили в бюджет услуги провайдеров по подбору на определенные позиции», — считает Вера Тамко, руководитель департамента рекрутинга Staff Service (кадровый консалтинг, поиск и подбор персонала, штат — 20 чел.). В большинстве случаев — это крупные производствен­ные компании и иностранные предста­­вительства, для которых внешний рекрутинг традиционно является важной частью системы подбора персонала даже в периоды кризисов.

Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Кривокорытов, генеральный директор управляющей компании Brain Source International (рекрутинг, подбор персонала, консалтинг, аутсорсинг): «Рекрутинг сейчас находится в положении stand by. Многие рекрутинговые компании готовы к новому «забегу» инвестирования в рост своего бизнеса и только ждут сигнала стартового пистолета. Непонятно, кто его даст. Все с надеждой смотрят на движения на рынках капитала. Там пока сумбур. Поэтому рекрутеры закрывают только те вакансии, без которых никак нельзя обойтись».

Нам денег не надо, работу давай!

В свою очередь, в связи с падением спроса за последние полтора года, рекрутеры значительно снизили цены на свои услуги. Так, вслед за демпингующими новичками, отчаянно борющимися за существование, вынуждены были пересмотреть свои расценки и крупные агентства. И хотя некоторые из них по-прежнему декларируют сумму своего гонорара в размере 25-30% от годового заработка сотрудника, на деле готовы уступить примерно на треть. Менее известные агентства называют цифру порядка 15-20%, при этом предлагая скидки, которые снижают размер фактического гонорара до 7-12%.

Более того, рекрутинговые компании расширили список дополнительных возможностей и услуг для клиента, которые делают их предложения более привлекательными. «Это и увеличение срока кредитования заказчика (работа без предоплаты), пролонгация гарантийного термина трудоустроенного кандидата (с трех до шести и более месяцев), увеличение количества гарантийных замен, бесплатное профессиональное тестирование», — рассказала Вера Тамко.

А самые лояльные клиенты, проверенные годами успешного сотрудничества и длительными партнерскими, а иногда и дружескими отношениями, могут рассчитывать на такие условия сотрудничества, о которых они раньше и мечтать не могли. «Агентство, с которым мы периодически сотрудничаем, увеличило срок замены специалиста до шести месяцев и в два раза снизило сумму предоплаты. Я считаю, что сейчас стоимость рекрутинговых услуг из откровенно завышенной стала более приемлемой», — уверен Дмитрий Левушкин, директор по персоналу ООО «Касон» (дистрибуция товаров легкой промышленности, штат — 90 чел.).

Однако сами рекрутеры придерживаются иной точки зрения. «Такой шаг, как резкое снижение стоимости услуг, совершенно не спасает тех, кто демпингует», — отмечает Сергей Дмитренко. И действительно, несмотря на внешнюю простоту, процесс поиска и подбора персонала очень трудозатратен.

«Настоящий рекрутинг — когда прорабатываются все каналы поиска: и базы данных, и объявления, и хантинг. Каждый канал необходимо проработать на все 100%. Это требует времени и навыков. Интервьюирование кандидатов, пожалуй, самое затратное мероприятие. Но и самое важное. От этого зависит все. Кандидат должен не только подходить под требования заказчика, но и быть мотивированным принять предложение работодателя, ведь есть немало людей, которые ходят на собеседования для поднятия собственной самооценки», — рассказал Андрей Кривокорытов.

К тому же, по словам наших экспертов, на данный момент поиск и подбор персонала осложняется несколькими факторами. Во-первых, большинство кандидатов сейчас неохотно рассматривают предложения о смене работы, так как пережив трудные времена в компании, которая была лояльна к своим сотрудникам, вовремя выплачивала зарплату и сделала все для их удержания, не спешат бросаться в неизвестность. Во-вторых, практически все профессиональные сайты по трудоустройству постепенно стали платными и их стоимость по карману не всем агентствам.

Как заказчику сэкономить без потерь

Чтобы получить качественные рекрутинговые услуги за меньшую стоимость и без потерь в качестве, не стоит:

  • Обращаться в малоизвестные компании, по­явившиеся на рынке во время кризиса. Как известно, любители ловить рыбу в мутной воде появляются в смутные времена. И потом так же бесследно исчезают. Иногда — с деньгами заказчиков.

  • Отказываться от предоставления предоплаты агентству. Предоплата — единственное доказательство серьезности намерений компании; также дает возможность агентству использовать часть этой суммы для анонсирования вакансий. Вакансии, которые не «подкреплены» материально, разрабатываются агентством в последнюю очередь и по остаточному принципу.

  • Отказываться от возможности переложить на агентство только часть работы. Как известно, рекрутинг состоит из нескольких этапов — анонсирование вакансий, телефонное интервью с потенциальными кандидатами, приглашение на собеседование, проведение отбора. Каждый из этих этапов, по согласованию с агентством, может взять на себя компания, что может значительно снизить стоимость услуг.

  • Скрывать важную информацию о компании или вакансии. Нередко информация о «подводных камнях» той или иной позиции всплывает во время подбора. Разумеется, это существенно усложняет закрытие вакансии. Кроме того, рекрутер должен обладать всей необходимой информацией, чтобы разработать адекватную стратегию поиска.

  • Ограничивать рекрутеров в способах поиска. Попытки навязать внешним исполнителям, как и что им делать, не так уж редки. «В интернете мы будем искать сами» или «не нужно давать газетных объявлений» — такие заявления лучший способ сделать сотрудничество невозможным.

Провальная экономия

Еще два года назад агентства получали в работу абсолютно все позиции — от специалиста колл-центра до руководителя компании. На сегодняшний день если уж компании и обращаются к внешним рекрутерам, то только в самых сложных случаях. «Чаще всего речь идет исключительно об уникальных сотрудниках (специалисты по водоподготовке, специфические менеджеры по продажам и др.) и менеджерах высшего звена, поиск которых предполагает использование технологии хед­хантинга», — рассказала г-жа Тамко.

Разумеется, поиск таких специалистов требует серьезных материальных и временных затрат и далеко не всегда завершается успехом. А отсутствие или минимальный размер пред­оплаты, не покрывающий расходов агентства, делает заработок рекрутеров очень ненадежным. «Работодатели очень сильно «перебирают» при работе с агентствами. Долго думают. Иногда в последний момент отказываются от заполнения вакансии. Иногда внезапно появляется внутренний кандидат непонятно откуда взявшийся», — рассказывает г-н Криво­корытов.

Поэтому рекрутинговые агентства экономят на всем. И надо отметить, что в первую очередь от этого страдают не столько они сами, сколько заказчики. «Рекутинговые агентства экономят на анонсировании вакансий и подаче рекламы компании в СМИ, которые действительно являются необходимыми для узнаваемости бренда, формирования доверия как со стороны соискателя, так и со стороны заказчика», — сообщила Вера Тамко. Разумеется, ограничения в широком анонсировании вакансий значительно затрудняют подбор сотрудников. Ведь обычно наиболее заинтересованные в смене работы кандидаты попадают в агентства именно благодаря таким вакансиям.

Кроме того, немало компаний отказались от стационарных офисов и практикуют работу сотрудников на условиях фриланса, а для особо важных встреч арендуют конференц-залы в бизнес-центрах. И, конечно, все это негативным образом сказывается на качестве работы рекрутинговых агентств.

В свою очередь компании-работодатели, заинтригованные низкой стоимостью услуг и отсутствием предоплаты, руководствуются принципом «а почему бы не попробовать?» и отдают в работу демпингующим агентствам самые бесперспективные вакансии. Обра­щаются сразу в несколько агентств либо параллельно сами занимаются активным поиском нужного специалиста. Очень редко рекрутеры имеют шанс закрыть такие позиции. «Работодатель часто гонится за экономией средств на подбор и отдает такую важную функцию, как рекрутинг, непрофессионалам. Иногда работодатель получает ожидаемые результаты. Но чаще разочаровывается в работе провайдера и надолго забывает о существовании рекрутинговых компаний как таковых», — сообщила г-жа Тамко.

К сожалению, только начавший приобретать цивилизованное обличье рынок рекрутинговых услуг снова откатился на семьвосемь лет назад. Правда, его реабилитация, в случае благоприятного развития событий в экономике, будет происходить значительно быстрее, чем это было раньше. Ведь на рынке работает немало компаний, специалисты которых владеют технологиями и знают «как должно быть».

Владимир Галицкий: «В этом году на одно рабочее место претендуют пять человек, а в прошлом — десять»

Директор Государственной службы занятости уверен, что работодатели могут выгодно заполнить вакансии, если воспользуются программой экономической поддержки работодателей.

Каковы актуальные тренды на рынке рекрутинга (конкуренция, цены, качество подбора персонала)?

— Мне как представителю государственной структуры сложно давать оценку коммерческим фирмам. Тем не менее могу сказать, что в кризис конкуренция в сфере подбора персонала, как и в любой другой, ужесточилась. В частности, значительно уменьшилось количество вакансий, заявленных работодателями и зарегистрированных в центрах занятости. Если в 2008 году база данных государственной службы занятости насчитывала свыше 2 млн вакансий, то в 2009 году их количество уменьшилось почти вдвое.

Однако ситуация постепенно выравнивается. В январе-мае 2010 года 109,2 тыс. работодателей предоставили службе занятости информацию о наличии почти 535,5 тыс. свободных рабочих мест. Наибольшее количество вакансий поступило от предприятий перерабатывающей промышленности, государственного управления, торговли, сферы ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления.

По состоянию на 1 июня 2010 года база вакансий государственной службы занятости насчитывала 80,2 тыс. единиц, из которых для рабочих предлагали 37,2 тыс. вакантных мест, для служащих — 28,8 тыс. вакансий, для лиц, не имеющих профессии или не нуждающихся в специальной подготовке, — 14,2 тыс. вакансий. В то же время на учете в центрах занятости находились 434,7 тыс. незанятых граждан. Таким образом, на одно свободное рабочее место претендовали пять человек. Безусловно, это немало. Но в прошлом году на эту же дату на одну вакансию претендовали 10 человек.

Каковы особенности подбора кадров в посткризисный период? Как изменились приоритеты работодателей?

— На рынке труда по-прежнему существует дисбаланс между спросом на рабочую силу и предложением. Сегодня, впрочем, как и в докризисный период, у работодателей есть спрос на высоко­квалифицированных рядовых рабочих — слесарей, токарей, электрогазосварщиков, водителей, рабочих по ремонту электрооборудования и др. Высокий спрос остается на высококвалифицированных специалистов, топ-менеджеров, экономистов, врачей, инженеров с соответствующим опытом работы и высоким уровнем квалификации, а также ІТ-специалистов высокой квалификации.

Какие из форм сотрудничества ГСЗ с работодателями наиболее эффективны?

— Сегодня мы предоставляем работодателям более двадцати видов услуг, в том числе: осуществление подбора персонала; организация профессионального обучения безработных под заказ работодателей; содействие в организации оплачиваемых общественных работ; предоставление разнообразных информационных и консультационных услуг.

С начала этого года служба занятости возобновила экономическую поддержку работодателей в виде предоставления дотаций. В бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы на 2010 год на эти цели заложено 455,6 млн грн. С их помощью мы планируем трудоустроить в течение года 42,5 тыс. человек.

Напомню, что значит трудоустроить безработного на условиях дотации за счет средств страхового Фонда. Это когда в течение года Фонд компенсирует работодателю расходы на заработную плату вчерашнего безработного, принятого на работу по направлению службы занятости. Эта услуга является одной из форм реализации социального партнерства, поскольку активно используется, прежде всего, для трудоустройства людей, неконкурентоспособных на рынке труда: женщин с маленькими детьми, людей предпенсионного возраста, инвалидов, выпускников учебных заведений без опыта работы.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Вы можете больше. Как находить работу и строить карьеруВы можете больше. Как находить работу и строить карьеру
Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджментуЛовушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту
HBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководитьHBR Guide. Эмоциональный интеллект. Укреплять взаимоотношения. Завоевывать доверие. Гибко руководить

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)