ИНСАЙТЫ | Анализ резюме 1 сентября 2009 г.

Между строк

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№35, 2009)

Умение читать между строк — редкое качество. Но нынешнему менеджеру по персоналу без него не обойтись.

Казалось бы, увеличившееся количество соискателей могло бы позволить с меньшими усилиями найти подходящих специалистов. Однако эйчары и рекрутеры буквально тонут в море резюме. «Сегодня положение дел на рынке труда выглядит следующим образом: с одной стороны, имеется дефицит высококвалифицированных специалистов, с другой — огромное количество соискателей с незначительным опытом работы и недостаточной квалификацией, готовых откликнуться на первую попавшуюся вакансию», — сообщил Илья Выдрин, руководитель рекрутингового агентства «Рата» (штат — 6 чел.). Однако не только те, кто остался без работы, заваливают своими резюме электронные ящики специалистов по персоналу.

«Если еще три месяца назад сотрудники в большинстве своем держались за свою компанию при любых условиях, даже резко ухудшившихся, то сегодня они снова начинают рассматривать предложения сторонних предприятий и возможность перехода в другую фирму. Реализовать это, тем не менее, уже не так просто, как год назад. Почти в каждой компании повысились требования при приеме на работу. Еще на этапе рассмотрения резюме увеличился отсев кандидатов, больше внимания стало уделяться предыдущему опыту соискателя», — рассказал Максим Муровайко, специалист по связям с общественностью портала rabota.ua. Поэтому возможность составить представление о человеке еще на этапе «заочного знакомства» представляется весьма ценным навыком. Ведь, по словам Ильи Выдрина, «более 80% резюме откладываются после ознакомления с ними, и лишь пятая часть соискателей может рассчитывать на встречу с работодателем».

Что можно определить, проведя анализ резюме

Что написано пером

«Год назад ситуация на рынке труда была иной, у нас работали два рекрутера, которые старались лично пообщаться с наибольшим количеством кандидатов. Они оценивали не только квалификацию, но и потенциал работников, так как мы брали людей «на вырост». Сейчас мы нуждаемся только в нескольких высококвалифицированных специалистах, а функции подбора возложены на менеджера по персоналу. Поэтому он вынужден более внимательно отсеивать резюме, приглашая на собеседование только самых ценных специалистов, — сообщил Анатолий Митяшко, заместитель директора ЗАО «SMT-Ритейл» (торговля, строительство, штат — 400 чел.). — Причем раньше мы не так пристально следили за тем, чтобы человек на 100% разбирался в специфике нашей работы, так как могли себе позволить «доучить» его. Сейчас нам нужны люди, которые с первого дня начнут работать с полной отдачей».

Поэтому резюме кандидатов, составленные для рассылки в наибольшее количество компаний, заведомо оказываются в проигрыше. Особенно если резюме заполнено информацией о курсах, семинарах и сертификатах, не имеющих отношения к деятельности компании-работодателя. Кроме того, для внимательного кадровика это будет являться сигналом о том, что человек не умеет расставлять приоритеты, выделять главное. А хаотичность и бессистемность мышления практически всегда является залогом неумения планировать и завершать начатые дела. Утомляющее обилие лишней информации может свидетельствовать и о том, что данный кандидат обладает недостаточным уровнем эмоционального интеллекта, не способен оценить свои действия с точки зрения другого человека и не учитывает интересы партнера. Об этом сигнализируют неструктурированность текста резюме, отсутствие дат, неопрятность в оформлении текста.

Должны насторожить работодателя и преувеличения своих достоинств. «Сверхрезультаты, которые наряду с завышенными материальными запросами характеризуют неадекватность восприятия своей персоны и рыночной ситуации таким кандидатом», — отметил г-н Муровайко.

Разделяй и выбирай

В своей книге «Технологии эффективного найма» знаменитый французский психолог и консультант по подбору управленческого персонала Пьер Морнель предложил методику отбора кандидатов на уровне оценки резюме, предполагающую что все поступающие на определенную вакансию резюме, можно разделить на 3 группы:

  1. Группа А — кандидаты, которые определенно дождутся ответного телефонного звонка, поскольку их резюме и сопроводительные письма были достаточно интересны.
  2. Группа В — резюме кандидатов, которые, возможно, тоже будут удостоены ответного звонка, но в последнюю очередь.
  3. Группа С — все остальные, приславшие резюме с грамматическими ошибками и опечатками. Кроме того, в группу С откладываются резюме кандидатов, которые были недостаточно подготовлены для той работы, на которую претендовали.

После разделения резюме на группы стоит тщательно разобрать группу А. Если не наберется достаточное количество кандидатов для приглашения на собеседование, можно перейти к группе В. К группе С лучше не возвращаться.

От общего к частному

Впрочем, помимо общего впечатления от резюме, Виталий Матусевич, HR-консультант, советует обращать внимание и на «детали», оценивая то, как заполнены традиционные графы резюме. «Пункт «цель» показывает не только, чего хочет специалист, а и то, что важно, каким образом себя позиционирует, как себя оценивает. В нем бывает больше правды, чем в разделе «личные качества». Например, изучая резюме вчерашнего студента, который претендует на руководящую позицию, имея минимальный опыт работы, можно сделать выводы о завышенном уровне притязаний и самооценке. Плохо характеризуют кандидата и бессмысленные формулировки «желаю получить интересную» или «высокооплачиваемую работу», — рассказал собеседник «ВД».

Стоит обращать внимание и на динамику трудовой деятельности. Такой ее критерий, как «интенсивность», может продемонстрировать, сколько времени понадобилось человеку для достижения определенного результата и косвенно охарактеризовать его обучаемость, социальный интеллект и коммуникативные качества.

Ценную и любопытную информацию можно получить, если обратить внимание на перерывы в трудовом стаже. Особенно если перерыв в работе составляет более шести месяцев. Это, по мнению г-на Выдрина, может быть связано с участием в авантюрных проектах, не пройденном испытательном сроке, жизненных кризисах или даже пребыванием в местах лишения свободы.

Исходя из опыта работы, можно определить и то, насколько устойчиво специалист придерживается выбранного рода деятельности. При высоко выраженной профессиональной направленности профиль специальности в учебном заведении соответствует области профессиональной реализации. Если периоды работы в тех или иных компаниях можно соотнести с бурным развитием этих отраслей и появлением в этих сферах «быстрых денег», — несложно сделать соответствующие выводы о лояльности данного специалиста.

Еще один пункт в резюме, которому кадровики традиционно не придают большого значения — «интересы и увлечения», — позволяет заочно сформировать определенные представления о личных качествах потенциального сотрудника. Увлечения могут быть связаны с умственной или с физической деятельностью, склонностью проводить время в общении или наедине с собой. Все это в определенной степени позволяет делать выводы о социальной адаптивности, коммуникабельности и, что немаловажно, о степени выраженности профессиональной направленности. «К примеру, если в сферу интересов web-дизайнера входят рисование или изучение специализированного ПО, можно предположить, что его способности и склонности максимально задействованы не только в работе, но и вне рабочего времени. А это говорит о том, что человек постоянно совершенствуется и обладает всеми признаками профессионала», — считает Виталий Матусевич.

Впрочем, по мнению Ильи Выдрина, даже самый подробный анализ не может сформировать окончательное представление о ценности того или иного специалиста. «Однако тщательная предварительная работа сэкономит немало времени, так как на собеседование будут приглашены кандидаты наиболее соответствующие требованиям работодателя», — утверждает г-н Выдрин.

Кроме того, тщательное изучение резюме подготавливает почву для предстоящей беседы с потенциальным кандидатом. На основании такого анализа можно выявить области, требующие детализации и уточнений, выстроить ряд предположений, которым необходимо найти подтверждение либо аргументированное опровержение непосредственно во время собеседования.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают
Вместе. Как найти единомышленников, создать сообщество и ощутить связь со всем миромВместе. Как найти единомышленников, создать сообщество и ощутить связь со всем миром
Накопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатамНакопительный эффект. От поступка — к привычке, от привычки — к выдающимся результатам

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)