ИНСАЙТЫ | Web 2.0 27 июня 2007 г.

Бизнес на виртуальном двигателе

Авторы: Владимир Опанасенко, Дарья Карпенко, "Комп&ньоН" (№21, 2007 г.) .

Бизнес на виртуальном двигателе Западный бизнес уже по достоинству оценил прогрессивность технологий Web 2.0. В Украине они используются лишь фрагментарно.

По оценкам PwC, Thomson Financial и Venture Capital Association, совокупные вложения в интернет-технологии в 2006 г. увеличились на 12% — до $25,5 млрд. Многие аналитики связывают эту динамику с распространением такого технического феномена, как Web 2.0. Недавнее исследование McKinsey показало, что более трех четвертей руководителей компаний из разных стран намерены наращивать инвестиции в Web 2.0. По убеждению респондентов, эти технологии способны оптимизировать коммуникацию как внутри организаций, так и с бизнес-партнерами и клиентами.

Интернет второго поколения

Понятие Web 2.0 было впервые использовано в 2004 г. Тимом О’Рейлли, владельцем специализирующегося на компьютерной тематике издательства O’Reilly Media. Данный термин был призван упорядочить и классифицировать новейшие сетевые технологии. Идея Web 2.0 — радикально новый подход к использованию Интернета. Если раньше его эксплуатировали как инструмент для получения информации и услуг за определенную плату, где было четкое разделение на поставщиков контента и аудиторию, то Web 2.0 предусматривает одинаковую роль каждого пользователя ресурса. Как шутят некоторые аналитики, это забор Тома Сойера: пользователи его красят, да еще и сами платят за возможность это делать.

Ошеломляющий успех таких «чистых» Web 2.0-технологий, как социальные сети MySpace и LiveJournal, видеообменный портал YouTube, интернет-магазин Amazon, бесплатная энциклопедия Wikipedia, фотоклуб Flikr и новостной сайт Digg, позволяющий аудитории ранжировать новости, — лишь некоторые свидетельства перспективности данного бизнеса. «Почему компании Web 2.0 прибавляют в стоимости? Почему MySpace оценен в $580 млн., несмотря на отсутствие внятной бизнес-стратегии, а стоимость Digg превышает $20 млн., хотя проект не имеет ни малейшего представления о том, откуда должны прийти деньги? — задается вопросом Уилл Харрис, веб-аналитик Bit-Tech.net, и сам же на него отвечает: — Все они собирают маркетинговую информацию обо всех нас, о наших вкусах, привычках, круге общения. Вот где деньги».

Тотальное наступление Web 2.0 породило два новых тренда. С одной стороны, интерес к новейшим технологиям начали проявлять не только сетевые компании (Google, Yahoo!, eBay и др.), но и «традиционные» софтверные. С другой — сетевые инновации стали все более ориентированными на самый прибыльный сегмент аудитории — бизнес-клиентов. «Распространение открытых стандартов и технологий Web 2.0 заставляет разработчиков менять свой подход к созданию приложений, — говорит вице-президент IBM Род Смит. — Сегодня корпоративные заказчики пересматривают свой инновационный менеджмент. Они находятся под сильным впечатлением от Web 2.0 и легкости создания популярных веб-сервисов. Заказчики хотят за счет новинки повысить продуктивность бизнеса».

Как следствие — компания Google запустила картографический сервис Google Maps, онлайновый текстовый редактор Writely, Google Calendar и другие программы для работы в Сети. В свою очередь корпорация Microsoft в 2005 г. анонсировала крупномасштабный проект Live Software, призванный обеспечить пользователей бесплатными приложениями, интегрированными в веб. Среди таких приложений значатся Windows Live, Messenger Live, Office Live и др. Помимо этого, предлагается продукт под названием SharePoint, позволяющий рационализировать управление информацией и ее поиском внутри компании. Корпорация IBM в 2006 г. представила Enterprise Mashup. Данная технология смешивает внешнюю информацию и веб-сервисы (новостные потоки, сводки погоды, карты, информацию о трафике и т. д.) с корпоративными данными и сервисами, позволяя создавать приложения для решения конкретных бизнес-задач. В марте нынешнего года о запуске сокращенной онлайновой версии графического редактора Photoshop объявила и Adobe. И это лишь единичные примеры.

Корпоративный блоггинг

Западный деловой мир уже убедился: инновации Web 2.0 действительно способны расширить горизонты бизнеса. Согласно McKinsey, около 70% крупных компаний из развитых стран используют Web 2.0 для налаживания двусторонней коммуникации с потребителями (B2C). Еще 50% берут данные ресурсы для взаимодействия с поставщиками и бизнес-партнерами (B2B).

Такая заинтересованность бизнеса технологиями нового поколения — не просто модное увлечение «на день». Дело в том, что потенциал Web 2.0 далеко не ограничивается налаживанием эффективной системы электронного документооборота, участием сотрудников в наполнении внутрикорпоративного портала или быстрым запуском виртуального магазина. Важнее то, что Web 2.0 стимулирует появление совершенно нового класса «мгновенно создаваемых» приложений с коротким сроком службы, предназначенных для решения неотложных бизнес-задач. Скажем, с помощью такого приложения топ-менеджер строительной компании может связать между собой всех участников производственного процесса и в режиме реального времени контролировать выполнение работы, расход ресурсов, ставить задания персоналу, управлять бюджетом. А ведь еще недавно подобные решения были невозможны в силу чрезмерных денежных и временных затрат на объединение специфических данных.

В то же время продавец снегоуборочной техники с помощью Web 2.0 может «перетащить» прогноз погоды, географические карты (те же Google Maps) и данные о своих складских запасах в специальное приложение, после чего установить, какие магазины окажутся в зоне снегопада и нуждаются в пополнении запасов.

С помощью Web 2.0 биржевой брокер может создать информационную панель, которая свяжет области интереса его клиентов с сетевыми тематическими блогами и релевантными новостными потоками. Такое наглядное представление позволит легко переключиться на область, имеющую непосредственное отношение к портфелю клиента, изучить текущие новости, отыскать новые ресурсы и наконец определить стратегию инвестирования. Эта панель также покажет, как клиенты связаны друг с другом в областях интереса, что позволяет брокеру и его клиентам организовать новые бизнес-контакты.

Другое важное направление использования новейших технологий — управление внутрикорпоративной коммуникацией. По данным McKinsey, для этих целей Web 2.0 используют 75% опрошенных компаний. Данный тренд принято связывать с понятием Enterprise 2.0, авторство которого принадлежит профессору Гарвардской школы бизнеса Эндрю Макафи. По его убеждению, одним из препятствий на пути повышения продуктивности работы во многих компаниях остается низкий уровень обмена информацией между персоналом. Так, согласно исследованию специалиста в области управления знаниями Томаса Девенпорта, корпоративные сайты и внутренние сети используются в компаниях куда реже привычных каналов коммуникации, как то электронная почта. Итог — дублирование функций различными сотрудниками. Во избежание этого автор предлагает использование коммуникационных Web 2.0-решений, получивших сборное название SLATES. Они включают в себя:

  • Search (поиск информации как в корпоративной сети, так и в Интернете);
  • Links (ссылки на другие источники информации);
  • Authoring (авторство, предполагающее обмен информацией между пользователями);
  • Tags (теги, активные ссылки на отдельные слова или фразы);
  • Extensions (расширения, выдающие на запрос пользователя информацию, подобную той, которую он ранее оценил позитивно);
  • Signals (сигналы, компонующие тематическую информацию в удобном для пользователя формате).

На заре новой эпохи

В Украине о Web 2.0 заговорили после запуска веб- и вап-порталов мобильным оператором Jeans. Эти ресурсы являются аналогом тех самых нашумевших социальных сетей. Правда, как отметил эксперт по маркетинговым коммуникациям UMC Максим Параско, проект скорее имиджевый и нацелен на молодежную аудиторию.

Виртуальная революция

Между тем бизнес-решения на основе Web 2.0 у нас используются скорее не в чистом виде, а в комбинации (и то отдельных элементов) с технологиями предыдущего поколения. Пока роли создателей и потребителей софта строго разграничиваются. Сами используемые приложения, как правило, являются законченной программой, нацеленной на решение определенных задач. Хотя, как полагают аналитики, в Украине уже существуют ресурсы, идеологически отвечающие Web 2.0, в деловом мире ни один из них не обрел популярности. «Сейчас наблюдается стихийное заполнение украинского рынка софтом, рассчитанным на автоматизацию внутрикорпоративных бизнес-процессов, — говорит Виктор Советов, технический директор компании Massive Solutions. — Наиболее востребованы приложения для вертикальных рынков. Особенно это актуально для среднего и малого бизнеса, участники которого пытаются минимизировать расходы, связанные с товарооборотом и взаимодействием с клиентами, так что формирование рынка онлайновых технологий завершится не раньше, чем через год, если за это время не появится какой-либо успешный продукт, который смог бы стать массовым».

Расстановка приоритетов

По словам Владимира Михневича, ведущего аналитика Softline, наиболее перспективным направлением для внедрения технологий Web 2.0 в Украине являются интернет-магазины. Причем часто многие из них работают в связке с крупными ритейлерами. Примером тому может стать портал 003.com.ua, использующий торговые площадки «Технополиса».

«Перспективной сферой применения веб-сервисов также является управление госструктурами для взаимодействия с населением, — считает Валерий Лановенко, генеральный директор «Майкрософт Украина». — Вначале это могли бы быть односторонние системы, где пользователи оставляли бы заявки и заполняли соответствующие формы документов. В дальнейшем они должны пройти эволюционный путь до двусторонних интерактивных систем, используемых на Западе».

Между тем в своих оценках эффективности виртуальных систем управления информацией в украинских компаниях эксперты не очень оптимистичны. «Пока эти решения выглядят гораздо лучше, чем функционируют, — сетует В. Советов. — Проблема заключается в сложности их использования. А IT-менеджеры внедряют данные решения, преимущественно исходя из меркантильных интересов, а не из реальных потребностей».

Более масштабным препятствием на пути развития сетевых приложений на базе Web 2.0 является недостаточно развитая сетевая инфраструктура, которая не в состоянии гарантировать быстрые и надежные каналы коммуникации за приемлемую цену. «Чтобы полностью перейти на размещение документов в онлайне, IT-менеджер компании должен оценить не только скорость канала связи, но и его надежность», — считает В. Лановенко. С ним согласен В. Советов, который отмечает: «Сегодня в Украине цены на Интернет завышены и в большинстве случаев тарифицируется трафик, что не до конца оправданно».

Однако, несмотря на все «но», аналитики предрекают Web 2.0 в Украине радужные перспективы. По их прогнозам, уже в ближайшие несколько лет эти решения должны стать массовыми. Этому, в частности, будут способствовать рост компьютерной грамотности населения, а также значительные темпы роста проникновения Интернета.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гид HBR. Как стать продуктивнееГид HBR. Как стать продуктивнее
Тайм-менеджментТайм-менеджмент
Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)