ТЕНДЕНЦИИ | Маркетинг 3 декабря 2019 г.

Как меняется маркетинг в Европе: исследование IDC

Источник: "РБК"

Международная исследовательская компания International Data Corporation (IDC) провела исследование (спонсором выступила компания Adobe) того, как под влиянием диджитал-технологий меняется маркетинг и профессия маркетолога.

Как меняется маркетинг в Европе: исследование IDC

Раньше к отделу маркетинга в корпорациях относились скептически. В частности, его критиковали за то, что маркетологи не могли внятно объяснить, почему в маркетинг нужно инвестировать, и какая отдача (ROI — коэффициент возврата инвестиций) будет на выходе. Конечно, измерить именно маркетинговый вклад в общий успех компании — всегда настоящий вызов для директоров департамента, поскольку ценность бренда и лояльность клиентов по своей сути часто неосязаемые. По этой причине директора по маркетингу долго не задерживались на своей должности — работали всего около двух лет, что гораздо меньше, чем остальные топ-менеджеры компаний.

Сейчас маркетинг становится более увлекательным. Распространение диджитал-технологий делает эту область более осязаемой, измеримой и конкретной. Технологии позволяют специалистам по маркетингу в большей степени ориентироваться на аналитические данные и уже на их основе быстрее принимать решения. Представление о профессии маркетолога как о «суперкреативной» уходит в прошлое. Теперь эти специалисты легко могут доказать свою ценность для компании, используя соответствующие данные и статистику. И быть признанными коллегами как одни из самых важных профессионалов корпорации.

Методология

IDC с апреля по май 2019 года провела телефонные интервью с 302 ведущими европейскими специалистами по маркетингу. 80% респондентов исследуемой выборки являются представителями шести стран: Франции, Германии, Великобритании, Испании, Италии и Швейцарии. В исследовании также приняли участие жители Голландии, Бельгии, Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.

В выборку попали представители компаний из шести коммерческих секторов: промышленное производство, индустрия гостеприимства, финансы, ретейл, телекоммуникации и медиа и индустрия развлечений. Во всех компаниях более 500 сотрудников. У 37% компаний штат превышает 5 тыс. человек, у 33% — от 1 тыс. до 4,999 тыс. сотрудников, у 30% компаний — от 500 до 999 человек. Почти 49% опрошенных занимают ведущие должности в департаментах по маркетингу, остальные 51% — специалисты по обслуживанию клиентов или технологиям.

Новые правила защиты личных данных

Евросоюз 25 мая 2018 года ввел новые правила работы с пользовательскими соглашениями — Общий регламент по защите данных (GDPR). Этот регламент предполагает защиту персональных данных всех жителей ЕС. Согласно GDPR, компании должны предоставлять людям новые возможности по защите и контролю информации о себе. Сначала организации должны объяснять права клиентов понятным языком, а потом брать согласие на обработку их персональных данных. Пользователи, в свою очередь, могут требовать удалить или запретить использование компаниями сведений о себе. Нарушившие регламент организации могут получить штраф в размере от нескольких миллионов евро.

Сначала европейские маркетологи отнеслись к принятию данного регламента неоднозначно. Согласно исследованию, которое IDC провела в апреле 2018 года, за месяц до вступления регламента в силу только 20% респондентов считали, что GDPR «чрезвычайно важен». 18% «полностью соглашались» с GDPR и рассматривали его как возможность более эффективно достигать своих целевых показателей.

Сейчас отношение к GDPR кардинально изменилось — его ценность в глазах маркетологов явно возросла. На вопрос о том, на каком из функциональных подразделений лежит самая большая ответственность за управление и использование пользовательских соглашений, 31% респондентов ответили, что на отделе маркетинга. Отдавших голос за юридический и корпоративный отделы почти в два раза меньше — по 16%. За департамент ИТ проголосовали 13% опрошенных, отдел финансов — 10%.

Как маркетологи используют данные о пользователях

Продвинутые маркетологи видят во введении GDPR огромные перспективы для бизнеса. По их мнению, использование персональных данных может помочь создать новые маркетинговые возможности. Компании используют данные пользовательских соглашений, чтобы, в том числе, сегментировать аудиторию для проведения маркетинговых кампаний и запуска промоакций. При этом никто из опрошенных не считает, что защита персональных данных вообще не важна. О чрезвычайной важности сохранения конфиденциальности информации сообщили 45% респондентов.

Несмотря на изменение восприятия GDPR, не все маркетологи эффективно используют данные о пользователях. Согласно опросу, у 48% респондентов есть полностью автоматизированная система по сбору данных пользовательских соглашений. У 22% система требует частичного «ручного вмешательства» — еженедельного, ежемесячного или ежеквартального. 30% опрошенных вообще обходятся без систем и не используют данные в своей маркетинговой деятельности. Таким образом, каждая третья организация нарушает GDPR и рискует получить штраф от €20 млн или 4% от своего годового оборота.

Швейцарские компании считают, что за управление пользовательскими соглашениями большую ответственность несут финансовые департаменты, а не отделы маркетинга. Голландские организации, напротив, считают, что у маркетинга ключевая роль. Исследователи IDC объясняют такие результаты «более консервативной природой» швейцарцев в сравнении с «более прогрессивной культурой» нидерландцев.

Как ИИ меняет маркетинг

Элементы искусственного интеллекта (ИИ) активно помогают маркетологам выполнять их работу и выводить компанию на новый уровень. Так, например, почти половина опрошенных (49%) признали, что используют ИИ при сборе и обработке данных пользовательских соглашений, а 24% планируют его внедрить в будущем.

28% опрошенных специалистов по маркетингу заявили, что уже внедрили ИИ, чтобы выявлять предпочтения пользователей (34% планируют внедрить), 27% — чтобы контролировать маркетинговые кампании (40% планируют), 24% — чтобы управлять ботом, который отвечает на запросы клиентов (33% планируют).

При реализации торговли, а также сегментации рынка и определении целевой аудитории искусственный интеллект используют 19% компаний, при прогнозировании дополнительных и сопутствующих продаж — 15%. При этом для этих целей планирует внедрение элементов ИИ примерно половина маркетологов.

Опрос показал, что испанские компании пользуются ИИ больше остальных. В то время как британские и немецкие организации отличились наиболее амбициозными планами по поводу будущих инвестиций в эту область.

Для сравнения, в исследовании IDC в апреле 2017 года, только 7% европейских респондентов заявили, что их маркетинговые департаменты используют искусственный интеллект.

Взаимодействие с клиентом

Маркетологи убеждены, что сейчас маркетинг — это больше про так называемое «соприкосновение» клиента с компанией, ее брендом и продукцией, чем про продажи или предоставление услуг. 55% организаций управляют циклом взаимодействия с потребителями с помощью диджитал-технологий и данных о клиентах. Компании финансового и телекоммуникационного секторов особенно активно развиваются в этом направлении.

20% компаний планируют применять диджитал-системы в будущем, чтобы повысить уровень вовлеченности клиента. Повышенная заинтересованность в этих технологиях зафиксирована у компаний индустрии гостеприимства и промышленных предприятий.

Почти 65% опрошенных считают, что работать над вовлеченностью клиента сегодня важнее, чем строить традиционную воронку продаж (путь, который проходит потребитель с момента привлечения его внимания к продукции/услуге до момента покупки). Фактически 63% респондентов планируют заменить систему управления воронкой продаж на систему управления циклом взаимодействия клиента с компанией.

Заключение

Исследование IDC демонстрирует новую, более стратегическую роль маркетинга в управлении компанией. По мере того как организации меняют свою стратегию и больше концентрируются на клиенте, они ищут новых лидеров маркетинга, которые, помимо продвижения бренда, смогут эффективно взаимодействовать с другими отделами.

Теперь компании рассматривают регламент по защите данных GDPR как возможность защитить свой бренд и повысить репутацию. Маркетинговые департаменты инвестируют в развитие искусственного интеллекта, чтобы оптимизировать свои основные компетенции и увеличить производственную эффективность. А управление циклом взаимодействия клиента с компанией — главное, на чем фокусируются современные маркетологи.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей
Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»
Год личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллектГод личной эффективности. Сборник 4. Следую большим смыслам. Экзистенциальный интеллект

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)