БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Стартапы 13 февраля 2013 г.

Причины неудач выпускников МВА в стартапах

Автор: Джон Грейтхаус (John Greathouse)
Источник: UBR

Несмотря на изобилие предпринимательских курсов на программах МВА, бизнес-школы чаще всего остаются хорошей подготовительной платформой для консультантов и инвестиционных банкиров.

Причины неудач выпускников МВА в стартапах
Иллюстрация: Shutterstock
Предприниматели с дипломом МВА чаще попадают на фронтовую линию стартапов. Происходит это по нескольким причинам. Давайте разберемся с пятью самыми фатальными из них.

1. Пользователи инструментов

У стартапов период созревания зачастую длится долго. В этот период вся команда находится в режиме раскрытия: определения самого ценного предложения компании, целевого рынка, цен, бизнес-модели и т.д. Для этого стартапам нужны люди, способные четко распознавать и приоретизировать проблемы, а не только решать уже назревшие и очевидные сложности.

Студенты МВА заканчивают программы с определенным набором аналитических инструментов, легко применяемых для осторожного и обдуманного решения известных проблем, особенно когда имеется пачка данных под рукой. Поэтому совсем не удивительна свежая статистика бизнес-школы Гарварда, что 25% выпускников 2012-го года выпуска были приняты на должность консультантов, а еще 52% отправились работать в сектор финансовых услуг.

2. Ограниченный опыт в предпринимательстве

В процессе поступления в бизнес-школу делается особый акцент на достижениях в учебе предыдущего уровня, а также баллах стандартизированных тестов. Тем не менее, как указано в Startup Advice From College Dropouts, многие успешные предприниматели когда-то были слабыми студентами.

В то время, когда МВА выпускники тяготеют к консалтингу, либо инвестиционному банкингу, большинство аппликантов бизнес-школ подтягиваются в бизнес-школы именно из этих сфер (включая еще одну: государственный бухгалтерский учёт). Таким образом, относительно небольшое количество МВА-кандидатов поступают в бизнес-школы, имея богатый предпринимательский опыт.

3. Золотые горы

Топовые МВА-программы — дорогое удовольствие, поэтому неудивительно, что ожидания выпускников относительно зарплаты по окончании программы просто астрономические. Согласно результатам Global Management Education Graduate Survey, средняя сумма долга выпускников 2012 года составила $45,000. А выпускников топовых школ мира и того больше — $90,000. (Например, средняя сумма кредита студентов школы достигает $114,000).

Тот же опрос предоставляет данные о среднем уровне стартового оклада для MBAs — $90,000, плюс к этому еще $15,000 — средний бонус при подписании трудового договора. Для сравнения: согласно результатам другого опроса QS TopMBA.com Applicant Survey 2012, средний доход выпускника МВА по окончании школы составляет около $153,000.

Когда я выпускался из школы Wharton в 1989 году, мне посчастливилось стать одним из немногих, кто нашел другой путь, вдали от инвестиционного банкинга и консалтинга. Я сделал свой выбор: стал предпринимателем, который на первых порах ничего не зарабатывал. У меня была возможность запустить свой стартап, поскольку школу окончил без долгов, а у моей жены была стабильная, хорошо оплачиваемая работа. Грустно признавать тот факт, что лишь некоторые предпринимательски настроенные МВА выпускники могут себе позволить принять вызов под названием: стартап со стартовой зарплатой ниже рыночной.

4. Действия vs. анализ

Несмотря на то, что метод кейсов Сократа считается давно устаревшим, во многих аудиториях бизнес-школ он еще применяется. Подобный подход эффективен во время пересмотра исторических сценариев, когда доступно множество данных, а меню потенциальных решений уже очевидно.

Вне стен аудиторий у основателей стартапов не всегда хватает времени, информации или денег для пересмотра мировых сценариев через зеркало заднего вида. Исходя из этого, большая часть преимуществ методологии изучения и разбора кейсов неприменимы в реальной предпринимательской среде, где значительно больше ценятся действия и выполнение задач, чем анализ.

Из времен своего обучения в Wharton, я хорошо помню кейс, пример Гарварда. Мы исследовали длительный процесс принятия решений в крупной компании. Ее руководители стояли перед задачей: как перейти от древесины к производству стекловолоконных лыж. В то время, когда мы разбирали этот кейс, а это конец 1980-ых годов, переход от деревянных лыж был произведен около 20 лет назад.

5. Отношение

У меня множество друзей, которые также смогли стать обладателями МВА. Так или иначе, не принимая во внимание моих друзей, реальность такова — многие выпускники лучших бизнес-школ являются носителями инструментов. Они в большей степени сконцентрированы на построении своей карьеры, чем на создании коллегиальной команды. Эта склонность к более беспощадной, чем к сотруднической культуре, весьма вредна для стартапов, где всем участникам нужно грести в одном направлении, чтобы при запуске лодка стартапа не пошла ко дну.

Ищите тех, кто не прошел на МВА

Топовые бизнес-школы — действенные машины, которые умеют находить образованных и амбициозных людей. Предприниматели должны максимально использовать их отбор.

И еще один совет. Если вы встретились со студентом МВА, ориентированным на действия, желающим принять долю в капитале вместо зарплаты на рынке, готовым к сотрудничеству, а если еще и с практическим опытом ведения стартапа — проигнорируйте МВА и немедленно принимайте его в свою команду.

По материалам "Five Reasons (Most) MBAs Fail At Startups", Forbes.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Бойся... но действуй! Как превратить страх из врага в союзникаБойся... но действуй! Как превратить страх из врага в союзника
Волшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делатьВолшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делать
Как разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильныКак разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильны

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)