БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Бизнес-школы Украины 30 апреля 2014 г.

МВА по-украински: «звездная» четверка бизнес-школ

Источник: Forbes Украина

Почему желающим получить магистерский диплом менеджера следует обратить внимание на отечественные бизнес-школы.

История знает немало примеров, когда не связанные с бизнесом люди основывали свои компании и становились успешными предпринимателями. Точно так же есть много руководителей, которые никогда не получали степень по менеджменту. Тем не менее, не все обязаны повторять их сложный путь проб и дорогостоящих ошибок. Для желающих стать грамотными управленцами существуют бизнес-школы.

Вопреки стереотипам, качественное бизнес-образование можно получить не только на Западе. Учеба в Европе или США связана с большими финансовыми затратами, а также необходимостью на несколько лет сменить страну проживания. Кроме того, при всех преимуществах зарубежных заведений они не учитывают украинской специфики ведения бизнеса. Поэтому многие делают выбор в пользу отечественных бизнес-школ.

«Перед поступлением на программу МВА я рассматривал и заграничные варианты, однако в тот момент не мог позволить их себе финансово, и не имел возможности отлучаться из Украины на долгий срок», — рассказывает выпускник программы Key Executive МВА Львовской бизнес-школы при Украинском католическом университете (LvBS) Владимир Гаразд. С момента начала своего обучения он уже проделал путь от руководителя казначейства «Галнафтогаза» до генерального директора строительного холдинга, входящего в этот концерн. По словам Гаразда, полученная в 2012 году степень МВА сыграла в этом ключевую роль.

Особенности национального бизнес-образования

В Украине существует около десяти заведений, где можно получить диплом МВА. Тем не менее, признание на международном уровне и уникальное наполнение курсов есть только у четырех из них. «Особенности ведения бизнеса в каждой стране отличаются, поэтому существуют коренные различия в практической составляющей бизнес-образования, предоставляемого украинскими, американскими и европейскими школами бизнеса, — объясняет исполнительный вице-президент Международного института бизнеса (МИБ) Юрий Зеленин. — Очень важно иметь свои программы МВА, разработанные собственными преподавателями с акцентом на международный опыт».

Специфика украинского предпринимательства обусловливает также и характерные черты преподавания в крупнейших отечественных бизнес-школах. В отличие от большинства стран, в Украине нет дневной формы обучения МВА. Участники программ занимаются по несколько дней в месяц и выполняют задания между модулями. Все это направлено на то, чтобы учиться «без отрыва от производства».

В Украине также нельзя получить степень МВА как основную специальность в университете. По мнению Ирины Тихомировой, президента Международного института менеджмента (МИМ-Киев), образовательная система может подготовить специалистов — учителей, врачей, инженеров, а руководителем делает жизнь. Именно поэтому главным требованием к абитуриентам украинские бизнес-школы выдвигают наличие как минимум двухлетнего опыта работы на руководящей должности.

Причин для этого сразу несколько. Во-первых, на программу МВА предприниматели приходят не за теорией. Процесс обучения в бизнес-школе мало похож на занятия в вузе: преподаватели не читают лекции с конспектов, а дискутируют со всей группой во время решения учебных кейсов и их обсуждения. Предполагается, что те, кто руководил людьми на протяжении нескольких лет, уже имеют необходимую теоретическую базу. А в школе бизнеса они надеются систематизировать уже полученные практическим путем знания. «До учебы на программе МВА из опыта я нахваталась отдельных «кусков» — маркетинга, менеджмента, финансов, но мне тяжело было увидеть комплексную картину функционирования своего бизнеса», — объясняет Елена Мороз, генеральный директор медицинского центра «Интерсоно» во Львове и выпускник программы Executive MBA 2012 года в МИМе.

Во-вторых, важно, чтобы каждый из слушателей программы МВА обладал практическими знаниями, так как существенный объем информации ученики бизнес-школ получают из общения друг с другом. По словам Юрия Зеленина, до 50% полученных в процессе обучения знаний поступают от коллег по группе, а не от преподавателей. «Программа МВА — тусовка в хорошем смысле слова. Это очень эффективный «нетворкинг», когда люди различных должностей из разных отраслей обмениваются своим уникальным опытом», — утверждает он. Зеленин также полагает, что именно в этом заключается главное преимущество бизнес-школ перед другими формами обучения менеджменту.

Бизнес-школы Украины

В ассортименте продуктов все украинские бизнес-школы имеют точку пересечения — программу Executive MBA. Она предназначена для собственников и менеджеров крупного и среднего бизнеса, и с нее принято начинать развитие линейки продуктов. Поэтому, хотя каждая бизнес-школа и разрабатывала наполнение своего флагмана независимо от других, в том или ином виде Executive MBA присутствует у всех крупных игроков. На ее основе участники рынка разрабатывают новые продукты, аудитория которых может отличаться по возрасту, должности или сфере деятельности (МВА для собственников бизнеса, молодых менеджеров и т.д.). В придачу к этому бизнес-школы предоставляют еще и широкий выбор кратко- и среднесрочных программ, направленных на обучение в более узких сферах предпринимательства.

Несмотря на множество отличий на каждом из этих уровней, декан LvBS София Опацкая считает, что ключевые особенности школ проявляются не в наполнении курсов. «У каждой из них есть свой стиль, который проявляется не только в дизайне программ, но также культуре и атмосфере», — утверждает она.

Между крупнейшими игроками нет прямой конкуренции и бескомпромиссной борьбы за потребителя. Рынок МВА-программ в нашей стране развит слабо. Только четыре бизнес-школы международного уровня не в состоянии удовлетворить весь спрос 45-миллионного государства. Поэтому все школы ориентируются на свою целевую аудиторию, и каждая из них сумела выработать уникальные подходы к обучению. «Сравнивать МВА-программы украинских бизнес-школ — это все равно, что сравнивать яблоки и апельсины. Хотя все они называются МВА, наполнение у каждой школы очень сильно отличается. Поэтому подходить к выбору программы необходимо осознанно», — подчеркивает директор МВА-программ Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs) Владимир Павелко.

Единственная сфера, в которой ведущие украинские бизнес-школы ведут настоящую борьбу между собой — корпоративное обучение. Компании часто обращаются к ним с задачей повысить квалификацию определенного круга управленцев или найти решение конкретной бизнес-проблемы. Для школы это возможность заполучить постоянных лояльных клиентов, активизировать кросс-продажи. Впрочем, как отмечает Зеленин, это уже не основной, а побочный продукт ее деятельности.

Ирина Тихомирова констатирует, что количество игроков на отечественном рынке бизнес-образования уже много лет не меняется. «Ежегодно появляются минимум две бизнес-школы, и примерно столько же закрывается», — делится она своими наблюдениями. Зачастую подобные школы «средней руки» даже не приближаются к тому, чтобы составить реальную конкуренцию крупнейшим игрокам. Качественные отличия крупных игроков — ежегодное обновление программ, наличие международных образовательных туров, «живые» кейсы в крупных компаниях, встречи с известными экспертами и сотрудничество с международными институтами.

Руководитель программы Executive MBA в kmbs Эдуард Мальцев указывает также на важность подбора классной команды преподавателей. «Собственники бизнеса и топы — непростая аудитория. Для общения с ними недостаточно быть просто хорошим теоретиком или практиком», — утверждает он, и добавляет, что, теоретически, открыть бизнес-школу несложно, однако барьер входа в «высшую лигу» чрезвычайно высок.

Как отмечает большинство участников МВА-программ, в выборе места обучения они руководствуются по большей мере рекомендациями и советами знакомых выпускников. Другие изучают рынок, и находят ту школу, которая отвечает их требованиям и ценностям.

Для тех, кто еще не принял окончательное решение, Forbes составил обзор украинских провайдеров МВА-программ.

Помимо нижеперечисленных заведений, стоит отметить также Киевский кампус Эдинбургской бизнес-школы. Ее программы разработаны в Шотландии и преподаются в Украине тьюторами. Тем не менее, наполнение этих курсов не отвечает реалиям ведения бизнеса в Восточной Европе, поэтому ее нельзя в полном смысле считать украинской. В самой же школе Forbes заверили в том, что они максимально стараются адаптировать учебный материал к украинским условиям.

Международный институт менеджмента

Международный институт менеджмента

Год основания: 1989
Стоимость программы Executive MBA: $18 000
Аккредитация программ МВА: CEEMAN
Выпускников программ МВА за все время: 2149
Участников программ MBA на данный момент: 154
Собственник: Виталий Гайдук

Среди бизнес-школ не только Украины, но и всего СНГ, МИМ-Киев дольше всех представлена на рынке. Ее первая программа Executive MBA появилась в 1989 году. «Отношение других игроков к этому продукту так или иначе формировало подход к разработке всех Executive MBA в Украине», — рассказывает Ирина Тихомирова о программе, которую считает наиболее зрелой в Украине. В 2005 году команда школы также принимала участие в разработке государственных требований к диплому МВА.

Бытует мнение, что программы МИМ-Киев направлены преимущественно на обучение точным дисциплинам. Вице-президент школы Алексей Виноградов считает это не более чем стереотипом. «Раньше нас действительно воспринимали больше как школу финансов, однако сегодня наш портфель полностью сбалансирован, и все курсы в программе МВА одинаково весомы и дают всестороннее понимание управления бизнесом», — констатирует он.

Программы школы аккредитованы международной ассоциацией CEEMAN. Каждые несколько лет институт также проходит аудит одной из наиболее престижных ассоциаций — EFMD.

На небольшом рынке Украины есть много преподавателей, которых сразу несколько школ приглашают для конкретных курсов. Одним из главных своих преимуществ руководство школы также считает наличие самого большого состава преподавателей, работающих исключительно в МИМ-Киев. По мнению Виноградова, это позволяет в полной мере реализовывать стратегию школы.

МИМ-Киев активно сотрудничает с множеством международных учебных заведений. Среди них следует отметить партнерство со Lorange Institute of Business. Согласно условиям партнерства, слушатели Международного института менеджмента имеют возможность получить диплом швейцарского образца, если пройдут два дополнительных модуля, которые составляют академразницу между программами.



Международный институт бизнеса

Международный институт бизнеса

Год основания: 1993
Стоимость программы Executive MBA: $17 500
Аккредитация программ МВА: AMBA
Количество нынешних студентов: 98
Количество выпускников МВА: 1680
Собственник: ректор института Александр Савченко

Юрий Зеленин обращает внимание на то, что в его бизнес-школе всегда преподают с акцентом на практические бизнес-знания. «До 70% теории наши студенты изучают вне стен института, в виде домашних заданий, — говорит он. — Менеджер должен уметь разработать стратегию развития своей компании, которая выведет его бизнес на новый уровень». Идеология школы проявляется также в критериях, по которым она оценивает успешность своих выпускников. Для МИБ это рост стоимости бизнеса его учеников и их карьерный рост.

С 2005 года в ассортименте продуктов МИБа есть программа International MBA. Ее участники одновременно считаются студентами как института бизнеса, так и зарубежного вуза — университета Нью Брансвик в Канаде, а также французского Aix-Marseille Universite, который станет доступным с нового набора. В свое время возможность получить зарубежный диплом стала решающим фактором при выборе бизнес-школы для Сергея Андрийчука, финансового директора Schneider Electric Ukraine и выпускника International MBA 2009 года. «Нью Брансвик стал для меня главным критерием», — резюмирует менеджер.

Как и в других бизнес-школах, в МИБе есть продукты, направленные на обучение в конкретной области бизнес-процессов. Примечательно, что это единственный в Украине аккредитованный учебный центр британских программ CIM, CIMA, CIPR, которые готовят специалистов в сфере маркетинга, управленческого учета и связей с общественностью соответственно.



Киево-Могилянская бизнес-школа

Киево-Могилянская бизнес-школа

Год основания: 1999
Стоимость программы Executive MBA: $27 000
Аккредитация программ МВА: CEEMAN
Выпускников программ МВА за все время: 625
Участников программ MBA на данный момент: 159
Собственник: благотворительный фонд «Возрождение» Киево-Могилянской Академии

Философия kmbs в значительной мере сформировалась под влиянием родного университета, где уделяют много внимания развитию личности и гуманитарным дисциплинам. Эдуард Мальцев так объясняет подход своей школы: «Мы помогаем участникам научиться работать с идеями и концепциями, развить творческое мышление». На это обращает внимание также выпускник программы Executive MBA 2013 года, генеральный директор словенской компании «Искрател» Сергей Карачевцев. «Я нигде не встречал такой атмосферы — это какой-то особенный микс общения, учебного процесса, творчества, а также идейной мастерской», — рассказывает управленец. По словам Мальцева, благодаря родству с Академией — одного из образовательных центров страны — kmbs является «очень украинской» школой.

Еще одна ее особенность — внимание к составу групп. «У нас достаточно широкая линейка продуктов, которые адаптированы под разные аудитории участников — собственников, первых лиц компаний, миддл-менеджеров и т.д.», — разъясняет Мальцев. Так в kmbs в группах собирают людей, имеющих похожий управленческий опыт и перед которыми стоят cходные управленческие задачи (например, в Presidents MBA учатся только собственники, в Agro MBA — только топ-менеджеры агросектора и т.д.).

«Наши участники проходят достаточно серьезный отбор, — рассказывает маркетинг-директор школы Алла Липинская. — Например, в прошлом году собеседование на Executive MBA прошли лишь 70% желающих учиться на этой программе». По ее словам, помимо формальных критериев — управленческого опыта, образования и т.д., kmbs обращает внимание на мировоззрение и жизненные ценности потенциального участника, а также его открытость и готовность к изменениям.



Львовская бизнес-школа Украинского католического университета

Львовская бизнес-школа Украинского католического университета

Год основания: 2008
Стоимость программы Key Executive MBA: $21 000
Выпускников программы Key Executive МВА за все время: 44
Участников программы Key Executive MBA на данный момент: 16
Собственники: Украинский католический университет, Ярослав Рущишин (собственник компании «Троттола»), Виталий Антонов (собственник концерна «Галнафтогаз»), компания SoftServe

София Опацкая подчеркивает, что присутствие в городе такого заведения, как бизнес-школа, существенно влияет на динамику бизнеса во всем регионе. Поэтому инициаторами партнерского проекта с Украинским католическим университетом стали именно предприниматели Львова. Теперь бизнес-школа УКУ набирает популярности среди менеджеров Западной Украины и не только, у которых появилась альтернатива обучению в Киеве.

LvBS — член ассоциации CEEMAN. Для получения ее аккредитации необходимо, по меньшей мере, пять выпусков дипломированных менеджеров. И-за своего малого возраста Львовская школа только через год сможет претендовать на получение аккредитации CEEMAN. Но Опацкая напоминает опыт УКУ, который также долгое время не имел государственной аккредитации Украины: «Наши дипломы гарантируются брендом бизнес-школы и университета».

Как и kmbs, Львовская школа впитала в себя традиции альма-матер. «Преподаватели LvBS дают не только профессиональные знания, но также обращают внимание на идеи и ценности предпринимательства», — делится впечатлениями выпускница программы Key Executive MBA, директор компании «Матаи-Украина» Наталия Смуток. Близость этих школ подтверждается партнерством в проведении совместных выездных модулей. Среди крупнейших игроков рынка kmbs и LvBS сотрудничают наиболее тесно.

Львовская бизнес-школа первой в Украине внедрила обучение полностью на английском языке. Пока это лишь одна из профессиональных магистерских программ — «Управление технологиями», но декан LvBS надеется, что в будущем это позволит привлечь международных студентов. Их наличие существенно поднимает ценность каждой учебной группы и заведения в целом. Тем не менее, в нашей стране пока никому из бизнес-школ не удалось привлечь иностранных абитуриентов в достаточном количестве.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего
Просто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые временаПросто продолжай. 10 способов оставаться креативным в любые времена
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)