Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Модель обучения 28 мая 2015 г.

Двойной цикл обучения: как правильно учиться на ошибках?

Автор: Светлана Журавлева
Источник: Zillion

Что каждый из нас делает, когда процесс дает сбой? Занимает оборонительную позицию и быстро находит виноватых — людей или обстоятельства. Именно это мешает учиться, обнаруживать ошибки в управлении и совершенствовать себя, процесс, коллектив и организацию. Учимся работать над ошибками по модели «двойного цикла обучения».

Как оборонительное мышление мешает нам учиться на ошибках и становиться эффективнее?

Есть много разных подходов к обучению. Кто-то говорит, что учиться надо на чужих ошибках, а на своих учатся только дураки. Однако это лишь афоризм, и все люди извлекают опыт из своих негативных ситуаций. Когда говорят об опытном человеке любой профессии, имеют в виду багаж знаний о том, как развиваются разные ситуации. Эти знания получены из статистики ошибок. Другое дело, что большинство людей неправильно учатся на своих ошибках — и повторяют их снова.

Если любого из нас спросить о причинах возникновения проблем, все занимают оборонительную позицию и находят причину в ком-то еще. Такое защитное мышление мешает обучению и организационному научению — оно тормозит как личную способность к развитию, так и прогресс руководителей, сотрудников и компании в целом. Зачастую менеджеры не могут улучшить ситуацию на каком-то участке работы, потому что нужно будет признать свои управленческие ошибки. Сотрудники же перекидывают причину ошибки друг на друга или обстоятельства.

Как учиться на своих ошибках правильно?

Чтобы действительно учиться на ошибках и совершенствоваться, нужно использовать модель «Двойной цикл обучения» (или «Двойная петля обучения»). В ее основе лежат теоретические размышления о «наблюдениях второго порядка» из работ математика Хайнца фон Ферстера и социолога Никласа Лумана. Американские ученые Крис Аргирис и Дональд Шен на основе этих идей создали модель «Двойной цикл обучения», которая, по сути, является техникой обучения.

Крис Аргирис (Chris Argyris)

Крис Аргирис (Chris Argyris)

Американский психолог. Известный мыслитель менеджмента. Профессор Гарвардской школы бизнеса. Специализировался на вопросах личностного развития сотрудников. Изучал защитные механизмы, которыми пользуются менеджеры, противясь изменениям.

Крис Аргирис (Chris Argyris)

Дональд Шен (Donald Schon)

Американский исследователь поведения и обучения. Теоретик «обучающегося общества» и «организационного обучения». Директор института прикладных технологий Национального бюро стандартов США. Занимался разработкой моделей обучения и способов запоминания.

Как применять двойной цикл обучения, чтобы исправить свои управленческие ошибки и улучшить работу сотрудников?

1. Откажитесь от подхода к научению как к простому решению проблем

Это толкает к поиску и исправлению ошибок во внешней среде, но их истоки остаются во внутренней. Изменение моделей мышления в компании должно начинаться на уровне управленцев.

2. Признайте наличие оборонительного мышления

Профессионалы с хорошим образованием редко допускают ошибки, но когда это случается, они занимают оборонительную позицию и блокируют свою способность учиться. Они действительно хотят работать эффективнее, но зачастую противятся критической оценке своего способа действия.

Откажитесь от общепринятого подхода: односторонний контроль, подавление негативных эмоций, стремление к рациональности, максимуму побед и минимуму поражений. Он ориентирован на оборонительное мышление — на избегание неловкости оттого, что вы оказались некомпетентны в чем-то. Будьте открытым менеджером, стимулируйте разбор случаев из практики, используйте проверенную информацию от других. Избавляясь от защитного мышления, раскрывайте потенциал сотрудников.

3. Критически изучайте свою программу действия

Учитывайте парадокс: часто, поддерживая идею постоянного совершенствования, люди действуют таким образом, что оно становится невозможным. Учитесь определять несоответствие между провозглашаемыми и реальными программами действия. Проблема с обнаружением истоков ошибки и ее исправлением в будущем — именно в несовпадении реального образа действий и представлений человека о том, что он предпринимает.

4. Станьте наблюдателем второго порядка

Наблюдайте за своим способом наблюдения. Для каждого из нас способ наблюдения является «мертвой зоной». Мы легче видим иные стороны и возможности в ситуации другого человека именно потому, что становимся наблюдателем второго порядка — сразу определяем, что собеседник оценивает ситуацию однобоко, находясь в «мертвой зоне» своего способа наблюдения. Для наблюдателя первого порядка мир просто есть: он видит все так, как видит. Наблюдатель второго порядка идет дальше: он объясняет, что видит наблюдатель первого порядка, исходя из того, как именно тот видит. Наблюдайте за самим собой, как наблюдатель второго порядка.

5. Добавьте в цикл «действия — результат — сравнение требуемого с имеющимся» анализ целей и мотивов

Одинарный цикл обучения можно представить как петлю. Склонность бездумно использовать один и тот же сценарий мешает становиться эффективнее. Одни и те же ошибки повторяются автоматически, а цели и правила у человека и организации при этом не меняются. Когда дело доходит до последствий, обычно решают саму проблему, но редко интересуются, как она возникла.

Когда мы хотим что-то изменить, недостаточно дать себе и сотрудникам новые установки — нужно исследовать нормы, правила и задачи. Двойной цикл обучения называют стратегическим, а также «обучением расширению способности организации». Двойная петля подразумевает, что вы подвергаете сомнению свою программу, анализируете глубокие цели, мотивы, ценности и способ действия, исследуете рутины. Это позволяет обнаружить «порочную практику», найти несоответствия между реальной и провозглашаемой программами — и сломать неэффективные шаблоны.

Двойной цикл обучения

Где пригодится модель «двойной цикл обучения»?

  • Обучение продавцов.
  • Работа представителей разных профессий (в дизайне, производстве, администрировании, маркетинге и др.)
  • Управление компанией, коллективом и потоком дел.
  • Усовершенствование механизмов и правил работы, уточнение целей.
  • Разнообразные личные и жизненные ситуации.

I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Вийди за межi. Забудь про успiх — стань видатнимВийди за межi. Забудь про успiх — стань видатним
Личностный ростЛичностный рост
Убедительное письмо. Как использовать силу словУбедительное письмо. Как использовать силу слов
Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!Стратегия пеперони. Добавь перца в работу!
MBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управленияMBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)