Мозг обожает юмор

book1645Доктор А. Прадип — основатель исследовательской компании NeuroFocus, расположенной в Беркли. Эта компания использует данные неврологических исследований, чтобы определить, почему потребители отдают предпочтение тем или иным продуктам. «По своей эмоциональной сути мозг всех современных людей на удивление одинаков», — пишет Прадип в книге «Мозг как покупатель» (The Buying Brain). Оказывается, юмор — один из тех инструментов, на которые мозг запрограммирован реагировать, и служит ключевым элементом новизны в сообщении.

Встретившись с Прадипом в его исследовательской лаборатории, я узнал, что его эксперименты подтверждают существующие данные: лаконичные, четкие и интересные выступления с большей вероятностью найдут отклик у слушателей, останутся у них в памяти и побудят к действиям. Как же сделать сообщение интересным? Прадип считает, что в этом может помочь юмор. «Мозг обожает юмор», — говорит он.

Профессор психологии из Университета Западного Онтарио Род Мартин утверждает, что люди могут использовать юмор «для поддержания своего собственного статуса в групповой иерархии. Например, вы будете с большей вероятностью отпускать шутки и развлекать других в группе, в которой вы являетесь лидером или имеете влияние, чем в группе, в которой вы имеете более низкий статус и меньше власти, чем другие».

В книге «Психология юмора» (The Psychology of Humour: An Intergrative Approach) Мартин пишет о том, что юмор используется как «тактика заискивания», облегчающая принятие в группу. Это объясняет, почему у многих известных комиков было трудное детство или такой период в жизни, когда они чувствовали себя изгоями. Они прибегали к юмору, чтобы войти в группу, и использовали его столь часто, что отточили до степени мастерства, позволившего зарабатывать на жизнь. Вот что пишет Мартин: Когда мы впервые встречаем других людей, мы склонны быстро формировать мнение и выносить суждения об их чертах личности, таких как дружелюбие, надежность, мотивы и т. д. Действительно, способность быстро и эффективно формировать относительно точные мнения о других была очень важна для выживания в нашей эволюционной истории. Одним из источников информации, который влияет на формирование первого впечатления о других, является способ, которым они выражают юмор. Как мы видели, юмор — это форма межличностной коммуникации, и поэтому хорошее чувство юмора — важный социальный навык, которым мы обычно восхищаемся у других.

Мартин считает, что смех играет также важную роль в укреплении групповой сплоченности. Юмор и смех — примеры того, что Мартин называет индукцией аффекта: «этот способ коммуникации предназначен для привлечения внимания других людей, передачи важной эмоциональной информации и стимулирования подобных эмоций у других. …Смех не только передает когнитивную информацию, но и выполняет функцию стимулирования и усиления положительных эмоций у других, чтобы влиять на их поведение и способствовать более благоприятному отношению к смеющемуся».

По словам Мартина, встретив человека с хорошим чувством юмора, мы склонны приписывать ему и другие положительные личностные черты. Исследования подтверждают это: веселые люди воспринимаются как дружелюбные, открытые, внимательные, приятные, интересные, одаренные богатым воображением, умные, чуткие и эмоционально устойчивые.

Когда популярные сайты знакомств в Соединенных Штатах спрашивают пользователей, какая черта партнера представляется им наиболее желательной, больше 80% называют чувство юмора. Многочисленные опросы показывают, что при выборе спутника жизни чувство юмора оказывается важнее образования, карьерного успеха или физической привлекательности. Конечно, когда вы выступаете с презентацией, речь не идет о выборе спутника жизни (если только это не выступление в клубе экспресс-знакомств), но вы наверняка ищете внимания и уважения своей аудитории. А ваша аудитория приходит в восторг от юмора. Так доставьте ей это удовольствие! Искренняя симпатия слушателей поможет вам добиться куда большего успеха.

Кармин Галло “Презентации в стиле TED. 9 приемов лучших в мире выступлений”

Иллюстрация: Depositphotos.com


Опубліковано Категорії Business Books QuotesПозначки